Слайд 2Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Компьютеризация науки, ее проблемы и
следствия
Процедуры обоснования теоретических знаний
Слайд 3Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
Все многообразие человеческого знания можно условно
разделить на знание «Практическое» и знание «теоретическое!. Первое подразумевает некоторое умение, навых обращения с вещами и, следовательно, предполагает активное, деятельное участие со стороны человека. Второе, напротив, представляется знанием о вещах без непосредственного обращения к ним, порожденное только разумом
Слайд 4Познание теоретическое, в отличии от практического, до определенной оры не является абсолютно необходимым
для человека, поскольку в своем повседневном бытии человек в нем не нуждается. Чтобы уяснить смысл сказанного, нам необходимо обратиться к исходному значению понятия «теоретическое», а также общему контексту античного мировосприятия
Слайд 5Понятие «теоретическое» восходит к греческому слову Теорейа, которое означает «вглядывание», «рассматривание», «созерцание», При
этом речь не идет о простом разглядывании сущего посредством предназначенных для этого органов чувств. Глаза – хорошие советчики в практических делах, но не в знании вещей.
Слайд 6Мыслители античности не перестают подчеркивать: ощущения изменчивы, а следовательно, не могут выступать в
качестве надежных свидетелей. В знании вещей лучший советчик – разум. «Теорейя» есть тем самым всматривание глазами самой души, или ума. Русский перевод теорейя – «умозрение»
Слайд 12Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
Слайд 13Atrium, или факультет свободных искусств
Слайд 16Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
Слайд 23Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания
Слайд 25Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
Слайд 27Перечисление имен
Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц
Эмпиристы - Ньютон
Слайд 28Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание
их социальной роли
Слайд 40Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Слайд 57
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблемные ситуации в научном познании и их
роль в развитии науки
Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания
Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть
Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука
Главные характеристики современного этапа развития науки
Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
Слайд 58Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания
Слайд 59Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания
Слайд 60Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности
Слайд 61Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
Компьютеры представляют собой класс приборов, которые позволяют нам
в результате использования совместно с другими приборами существенно обогатить и повысить эффективность названных двух функций.
Слайд 62Кроме того, они позволяют и также ввести совершенно новую функцию, связанную с экономией
времени при получении, отборе, хранении и переработке информации и с автоматизацией некоторых мыслительный операций
Слайд 63Процедуры обоснования теоретических знаний
Существует принципиально важный аспект соотношения теории и опыта – «аспект
подтверждения», по терминологии Г.Рейхенбаха. В самом деле, наука как особая форма духовной деятельности начинается именно тогда, когда осознается необходимость сопоставления теории и опыта (шире – теории и практики) с целью проверки и обоснования теории.
Слайд 64Бытует предрассудок, что «чистая наука» (и теория, и научный эксперимент, который тоже включается
в «чистую науку») не имеет практического значения. Но, во-первых, человеческие потребности достаточно разнообразны. Они, помимо других, включают в себя идеальные потребности, т.е. потребности человека в познании окружающего мира
Слайд 65Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма