Слайд 2 Русское народное музыкальное творчество включает в себя огромное количество песен и припевок
на все случаи жизни : трудовые, календарные земледельческие, семейные и др. Среди них отдельную нишу занимают хороводные и игровые песни – т.е. песни, сопровождаемые движением, пляской и игрой.
Слайд 3 Изначально хороводные песни у древних восточных славян были частью календарно-земледельческого песенного цикла
и являлись разновидностью весенних песен.
Слайд 6 На Руси во многих местностях весенние хороводные гулянья открывались песнями, подобными известной
«А мы просо сеяли, сеяли».
Слайд 7 В период Московской Руси хороводные песни выделяются из календарно-земледельческого цикла и обретают
форму театрального песенно-хореографического творчества.
Слайд 8Хоровод. 1912, Кустодиев Борис Михайлович
Слайд 9 По характеру движений хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые
хороводы-игры и хороводы-шествия.
Слайд 12 Круговые (в народе – «карагоды, «караводы», «круги») сопровождались драматизированным разыгрыванием сюжета песни:
в центре – от одного до нескольких солистов. Они разыгрывают текст песни, используя пение, жесты, мимику, и вступая при этом в диалог с хором, окружающим солистов.
Слайд 14 Иногда участники действа разделялись на два хора, обычно мужской и женский и
исполняли песню, как бы идя друг на друга («стена на стену»).
Слайд 16 В хороводах-шествиях главным было хореографическое начало. Движение в танце было разнообразным: «гуськом»,
«змейкой», «цепью», ходьба рядами, «через воротца», расходящимися парами.
Слайд 20 Хороводы играли большую роль в жизни сельской и городской общин, а с
ростом фабрик и заводов - и в жизни фабрично-заводских поселков.
Слайд 23 По характеру музыкально-поэтических образов и типу напевов хороводные песни можно разделить на
медленные – лирические и быстрые – комедийно-бытовые и шуточные.
Слайд 24 Медленные близки протяжным песням – широкий, плавный распев слогов, ритмическая и метрическая
свобода, подголосочная полифония.
Слайд 25 Для скорых (быстрых) хороводов – наоборот – четкая ритмика, акцентность, быстрый темп,
а поэтому – прихлопывание в ладоши и притопывание, пританцовывание участников хоровода.
Слайд 26 Вместе с хороводной песней для русского народного творчества характерна и собственно плясовая
песня.
Хореография такой песни отличается большим разнообразием.
Слайд 28 В мужской пляске – присядка, подскоки, широкий, четкий шаг, подчеркивающие мужественность, удаль,
достоинство исполнителя.
Слайд 31 В женской пляске – плавное скольжение на мелком шагу иногда с припрыжкой,
выразительность рук, мимики должны подчеркнуть грациозность, женственность, горделивость.
Слайд 33 Наряду с календарным земледельческим песенным циклом, а именно хороводными и плясовыми песнями,
песенно-хореографическая культура народа ярко проявилась в свадебном обряде, по существу – свадебной игре.
Свадебная игра начиналась словесными комедийными диалогами между сватами и родителями невесты.
Слайд 34Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777.
Слайд 35Трутовский К. А. Свадебный выкуп 1881
Слайд 36 Девичник – лирическая кульминация свадебной игры – прощальная вечеринка в доме родителей
невесты. Подруги пели лирические и величальные свадебные песни.
Ведущие место среди них занимали грустные лирические песни о горькой судьбе девушки, разлуке с семьей, родным домом.
Слайд 38 Величальные песни свадебного пира имеют праздничный характер, иногда плясовой и исполнялись с
пляской.
Свадебные песни – один из любимых и хорошо сохранившихся жанров русского народного песенного творчества, а свадебная игра прочно вошла в крестьянский быт.
Слайд 39 Свадебная игра видоизменилась в советскую эпоху, в годы коллективизации сельского хозяйства. С
развитием художественной самодеятельности в 20-е – 30-е годы ХХ века во многих самодеятельных коллективах создавались инсценировки старинной русской свадьбы.
Слайд 40Рябушкин А.П. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии 1880
Слайд 41Татьяна Яблонская Свадьба. 1963 г.