Слайд 2Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена
в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах:
а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…
б) развития любви к искусству в обществе;
в) облегчения для художников сбыта их произведений.»
Слайд 3Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо):
С. Н.
Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Слайд 4Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 года в
здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» А. Саврасова, картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура
М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, он оказывал им важную материальную и моральную поддержку. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок.
Слайд 5Григорий Мясоедов — основатель Товарищества передвижников
Григорий Григорьевич Мясоедов родился 7 апреля 1834 года,
в селе Паньково Тульской губернии, в дворянской семье. Обучение начал в Орловской гимназии, уроки рисования брал у И. А. Волкова.
В 1853 году Мясоедов переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Был отмечен малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и большой золотой медалью с премиальной поездкой в Европу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862).
С 1863 года художник путешествует по Европе, занимается в частной римской Академии. В 1867 году приезжает во Флоренцию.
В Москву Мясоедов возвращается в 1869 году и вскоре получает звание академика за картину «Заклинание». Еще во время поездки по Европе художника посетила мысль о создании Товарищества передвижников, и в конце 1870 года состоялось первое собрание этого художественного сообщества.
Источник: http://www.tphv-history.ru/persons/Grigorijj-Mjasoedov.html
Слайд 6
Григорий Мясоедов «Земство обедает»
Слайд 7
Василий Максимов
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
Слайд 8Василий Максимов «Больной муж»
Слайд 9Владимир Маковский «На бульваре»
Слайд 11
Н. Ярошенко
«Всюду жизнь». 1888
ГТГ
Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря 1846 года
(старый стиль) в Полтаве. Отец его - Александр Михайлович, высокообразованный человек, был военным, дослужившимся до чипа генерал-майора. Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но по семейной традиции отец хотел, чтобы сын сделал военную карьеру и девяти лет отдал его в Полтавский кадетский корпус.
Слайд 12После окончания кадетского корпуса, в 1863 году, Ярошенко переезжает в Петербург и поступает
в Павловское военное училище, откуда его переводят в Михайловское артиллерийское училище. Влечение к искусству не ослабевает, и юноша занимается частным образом у популярного в 1860-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал Крамской. В 1867 году Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и одновременно становится вольнослушателем Академии художеств. Спустя два года с "отличными успехами в науках" он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Источник: http://www.tphv-history.ru/persons/Nikolay-Yaroshenko.html
Слайд 137 марта 1876 года Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок
и вскоре избран в состав правления. Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Нестеров писал о Ярошенко: "Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества... Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности - он кремень духом". "Совестью художников" называли его современники.
Слайд 14Ярошенко, следуя передовым тенденциям времени, утверждает своим творчеством образ положительного героя. Широкий общественный
отклик вызвали показанные в 1878 году на Шестой передвижной выставке две картины - "Кочегар" и "Заключенный".
"Кочегар" (ГТГ) - первый в русской живописи яркий реалистический образ рабочего. Картина произвела огромное впечатление на писателя Гаршина, которое он сумел передать в своем рассказе "Художники". В нем проводится мысль об ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Но кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва - это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему.
Слайд 15
Константин Савицкий
«Ремонтные работы на железной дороге»
Слайд 16Константин Аполлонович Савицкий
Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Интерес к
живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.
В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.
Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским и другими.
Слайд 17Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются
пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины "Каин и Авель" на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.
После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности "Товарищества". "Ремонтные работы на железной дороге" — картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.
О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: "Погорельцы", "Темные люди", "На войну", "Пастух", "Крючник", "Спор на меже" и многие другие.
Источник: http://www.tphv-history.ru/persons/Konstantin-Savickiy.html
Слайд 19К. Савицкий «Встреча иконы» 1878 г.
Слайд 20
Н. Богданов-Бельский.
«Устный счёт.
В народной школе
С.А. Рачинского»
Слайд 21
Н. Богданов-Бельский «У дверей школы»;
«Новая сказка»
Слайд 22Л. Соломаткин «Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поёт»
Слайд 23Л. Соломаткин «Славильщики-городовые»
Слайд 24Собрание картин Павла Третьякова в его доме в Лаврушинском переулке. Фото XIX века