Слайд 2
![ЛК 6 КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА 1 Понятие о композиции 2 Свойства композиции 3 Средства композиции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-1.jpg)
ЛК 6 КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА
1 Понятие о композиции
2 Свойства композиции
3 Средства композиции
Слайд 3
![1 ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ Композиция (от лат. compositio – составление,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-2.jpg)
1 ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ
Композиция (от лат. compositio – составление, соединение)
– значимое соотношение частей художественного произведения.
Говоря о композиции конкретного костюма, мы имеем ввиду характер, особенности организации его отдельных объемов, деталей и элементов, обеспечивающие художественно-образную выразительность человека в костюме.
Слайд 4
![Костюм является отражением своего времени, его эстетических и социальных ценностей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-3.jpg)
Костюм является отражением своего времени, его эстетических и социальных ценностей.
При
работе художника рождаются образы и идеи на эмоционально-интуитивном уровне и воплощаются на бумаге или макете.
Дальнейший логический анализ эскизов и их доработка происходит с использованием законов композиции.
Эта работа проводится различными средствами композиции:
пластической проработкой формы, выявляющей характер формы и силуэта;
выбором материалов определенных пластических свойств и фактуры;
колористической организацией формы;
акцентированием наиболее важного участка формы.
Слайд 5
![Композиция может быть статичной и динамичной; определенная соподчиненность элементов может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-4.jpg)
Композиция может быть статичной и динамичной; определенная соподчиненность элементов может привести
к композиционному равновесию, а при строгой выверенности общего строя и тонкой проработке элементов костюма – к гармонической целостности его формы.
Выразительность изобразительных средств – основное условие его эмоционального восприятия.
Изобразительные средства подачи эскиза – это линия, пятно.
Художественно-образная выразительность эскиза достигается высоким мастерством исполнения при совершенстве замысла костюма и полном соответствии этого костюма образу человека.
Слайд 6
![2 СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ 1 Симметрия – это одно из наиболее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-5.jpg)
2 СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ
1 Симметрия – это одно из наиболее ярких и наглядных
свойств композиции, определяющее состояние формы, а также средство, с помощью которого организуется форма.
Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, которые называются соответственно центром, осью или плоскостью симметрии.
Однородные проявления симметрии объединены в группы.
Слайд 7
![Для характеристики форм костюма наиболее приемлемы следующие группы: классическая подобия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-6.jpg)
Для характеристики форм костюма наиболее приемлемы следующие группы:
классическая
подобия
афинная
криволинейная.
В классической симметрии все
точки одной формы соответствуют точкам другой формы относительно оси симметрии, при этом метрические свойства формы остаются неизменными.
В симметрии подобия рассматриваются формы не только действительно равные, но и все формы той же конфигурации, но большего или меньшего масштаба.
Слайд 8
![В аффинной симметрии рассматриваются аналогичные формы, но претерпевшие однородные деформации.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-7.jpg)
В аффинной симметрии рассматриваются аналогичные формы, но претерпевшие однородные деформации.
В
аффинной группе симметрии в отличие от групп классической и подобия следует рассматривать целый ряд аналогичных костюмов, в которых происходит развитие той или иной модной тенденции во времени.
В криволинейной симметрии рассматриваются формы, полученные от исходной вертикали путем операций сдавливания, изгиба, сдвига и кручения.
В результате такого преобразования оси и плоскости исходного варианта превращаются в кривые линии и поверхности.
Сдавливание – затягивание талии в корсет.
Слайд 9
![Изгиб – готика, модрн, S-образный силуэт, криволинейная группа симметрии характеризует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-8.jpg)
Изгиб – готика, модрн, S-образный силуэт, криволинейная группа симметрии характеризует периоды
в развитии костюма, известные своей искусственностью (каркасные конструкции, деформация пропорций фигуры), напряженностью, когда спокойных средств оказывается недостаточно для выражения состояний.
Слайд 10
![2 Асимметрия – одна из особенностей симметрии. При рациональной компоновке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-9.jpg)
2 Асимметрия – одна из особенностей симметрии.
При рациональной компоновке асимметричного элемента,
он должен быть органически связан с остальным объемом для достижения композиционного равновесия.
3 Соразмерность и соподчиненность – это важнейшие свойства композиции и подразумевают единство всех элементов формы изделия.
Целостность формы изделия отражает логику и органичность связи; композиционный ритм и его композиционное воплощение.
Любая одежда, обувь и т.д. может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных.
Элементы формы могут согласовываться между собой по принципу контраста, нюанса и подобия.
Слайд 11
![Контраст – это противопоставление, борьба разных начал. Ярко выраженное различие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-10.jpg)
Контраст – это противопоставление, борьба разных начал. Ярко выраженное различие в линиях,
площадях, цвете, фактуре.
Подобие или тождество – это повторение в композиции одного элемента, который развивается, повторение в различных вариациях.
Нюанс – небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактуре.
Композиционно-объемная форма понимается как система соподчиненных частей, в которой главная и подчиненная части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое.
Соподчинение возникает при соотношении двух неравных элементов или членении формы на неравные части.
Слайд 12
![4 Динамичность Динамическая форма – это форма активно односторонне направленная,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-11.jpg)
4 Динамичность
Динамическая форма – это форма активно односторонне направленная, как
бы вторгающаяся в пространство.
Динамика формы связана с соотношением элементов, членением ее на части.
Равенство величин характеризует относительную статичность, вызывает спокойствие.
5 Композиционный центр – это главная часть, которой подчиняются все другие зависимые части.
Главная часть – это место, в котором сосредоточены основные важнейшие связи между всеми элементами; это акцент, доминант всей композиции.
Композиционным центром может быть любой элемент, участок формы и выделять его можно по-разному: количественно, участок расположения, а также смысловой фактор (эмблемы, аппликация, вышивка). Может быть два композиционных центра – главный и второстепенный, расположенные близко.
Слайд 13
![6 Статичность формы костюма – это подчеркнутое выражение состояния покоя,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-12.jpg)
6 Статичность формы костюма – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы
во всем ее строе.
Костюм строится, как правило, на взаимном проникновении статических и динамических начал: асимметрия проявляется в симметричной конструкции, чаще используется периодический ритм и ритмический порядок.
7 Композиционное равновесие – такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Оно основывается на развитой интуиции художника.
Слайд 14
![3 СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Гармония и выразительность композиции достигается с помощью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-13.jpg)
3 СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Гармония и выразительность композиции достигается с помощью средств композиции:
пропорций,
масштабности,
цвета,
пластичности,
ритма.
При этом важно помнить, что любые композиционные приемы – не сама цель, а только средство для выражения в форме существенных содержательных свойств изделия, т.е. его назначения, особенностей построения, конструкции.
Слайд 15
![1 Пропорции – размерные отношения элементов формы – это та](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-14.jpg)
1 Пропорции – размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой
строится вся композиция.
Но пропорциональная схема должна быть с используемыми материалами, с особенностями строения тела человека или его частей.
Выделяют 2 вида пропорции в композиции:
1 простые – строятся на простых рациональных числах (арифметическая, модульная), т.к. в ней есть единая исходная величина.
2 Геометрические или иррациональные. Решающее значение имеют геометрические построения.
Таким образом, геометрическая пропорция, называемая «золотое сечение» получается при делении отрезка на неравные части так, что меньшая часть относилась к большей, как большая к целому.
Слайд 16
![2 Масштабность – это соразмерность формы и ее элементов по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-15.jpg)
2 Масштабность – это соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку,
окружающим предметам и другим формам. Масштабность костюма зависит от назначения, сезона, среды, в которой находится человек. Чем крупнее членение формы, тем больше масштабность.
3 Ритм – это определенное повторение элемента во времени или пространстве. В основе ритмических построений лежат пропорциональные отношения. Самое простое проявление ритма - повторение одного и того же элемента через равные промежутки (времени или пространства). Такой вид ритма называют метрическим.
Слайд 17
![Ритмической организации подвластны все свойства формы, ее части и детали.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217627/slide-16.jpg)
Ритмической организации подвластны все свойства формы, ее части и детали.
Использование
в костюме только одного размера в его ритмической организации - явление редкое.
Чаще можно видеть метроритмическое сочетание различных размеров.
Согласованность этих размеров основываться на их пропорциональной зависимости.