Культура эпохи Возрождения презентация

Содержание

Слайд 2

Термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен итальянским историком искусства Джорджио Вазари в ХVІ в.

Он назвал свое время «возрождением античных наук и искусств, которые в течении тысячелетия спали смертным сном»

Термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен итальянским историком искусства Джорджио Вазари в ХVІ в.

Слайд 3

Центры культуры Возрождения

1. Италия XIV-XVI вв.
2. Северное Возрождение (Франция, Голландия, Германия) XVI-XVII вв.
3.

Восточная Европа (Чехия, Польша, ВКЛ) XVI-XVII вв.

Центры культуры Возрождения 1. Италия XIV-XVI вв. 2. Северное Возрождение (Франция, Голландия, Германия)

Слайд 4

1. Общие характеристики культуры Возрождения

1. Общие характеристики культуры Возрождения

Слайд 5

Переходный характер культуры

Возрождение – переход от Средневековья к Новому времени,
от аграрной экономики

к индустриальной
от феодальных отношений к капиталистическим,
от сословного общества к буржуазному,
от религиозной культуры к светской.

Переходный характер культуры Возрождение – переход от Средневековья к Новому времени, от аграрной

Слайд 6

Гуманизм от лат. humanus человечный

Интеллектуальное движение, основной идеей которого стала вера в безграничность

человеческих возможностей.
Особый образ жизни, нацеленный на познание studia humana – “тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека”

Гуманизм от лат. humanus человечный Интеллектуальное движение, основной идеей которого стала вера в

Слайд 7

Условия гуманистического образа жизни (Лоренцо Валла)

1. «Общение с образованными людьми»
2. «Изобилие книг»
3. «Удобное

место»
4. «Свободное время» (otium)
5. «Душевный покой» – особая пустота, незаполненность, высвобожденность души, делающая ее готовой к наполнению ученостью и мудростью

Условия гуманистического образа жизни (Лоренцо Валла) 1. «Общение с образованными людьми» 2. «Изобилие

Слайд 8

Достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической «ученостью»
Гуманисты –

зарождающаяся светская интеллигенция – люди умственного труда не связанные с церковью
Задача – раскрыть способности человека, улучшить его, воспитать гармоничную личность

Достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической «ученостью» Гуманисты

Слайд 9

Антропоцентризм

Понимание человека как меры всех вещей
Интерес к устройству человеческого тела
Человек создан по образу

и подобию Бога, а Бог по своей сущности – Творец, соответственно – призвание человека – творчество
В создании произведений искусства человек уподобляется Богу

Антропоцентризм Понимание человека как меры всех вещей Интерес к устройству человеческого тела Человек

Слайд 10

Индивидуализм

Человек выделяется из надиндивидуальной общности, становится Субъектом – активным началом, тем, кто познает,

мыслит и действует
Появляется фигура Автора – ответственного творца, которому принадлежит замысел и воплощение произведения искусства
Человек – хозяин своей судьбы, обладает свободной волей и разумом
Опора в познании и творчестве на индивидуальный чувственный опыт, доверие ему

Индивидуализм Человек выделяется из надиндивидуальной общности, становится Субъектом – активным началом, тем, кто

Слайд 11

Обращение к античному наследию

Возрождается античный идеал человека
Реализм в скульптуре и живописи
Сюжеты античной мифологии,

истории в искусстве
Изучение греческого языка и классической латыни
Интерес к античной философии, основание Марсилио Фичино во Флоренции Платоновской академии

Обращение к античному наследию Возрождается античный идеал человека Реализм в скульптуре и живописи

Слайд 12

Аполлон, античная статуя

Давид. Микеланджело

Аполлон, античная статуя Давид. Микеланджело

Слайд 13

Сандро Боттичелли
Рождение Венеры

Бенвенуто Челлини
Персей

Сандро Боттичелли Рождение Венеры Бенвенуто Челлини Персей

Слайд 14

Связь искусства и науки

Познание мира через творчество – искусство отражает истинное положение вещей,

это зеркало, в которое смотрится мир.
Художники и архитекторы были прежде всего учеными: через проблемы прямой перспективы они выходили в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в анатомию и математику

Связь искусства и науки Познание мира через творчество – искусство отражает истинное положение

Слайд 15

Ведущая роль живописи

Живопись отражает мир таким каким он есть, всю его красоту и

разнообразие
«Изображать так, как мы видим» – задача художника
Появление новых приемов:
прямая или линейная перспектива, где изобразительная композиция подчинена законам человеческого зрения,
игра света и тени
Появление новых жанров: портрет, пейзаж, бытовая картина

Ведущая роль живописи Живопись отражает мир таким каким он есть, всю его красоту

Слайд 16

«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо она порождена

природой…»
Леонардо да Винчи

«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо она порождена

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Секуляризация

«обмирщение» культуры и общества – церковь утрачивает доминирующее положение в обществе, хотя

и остается мощным социальным институтом.
Появляется светская наука, которая начинает создавать альтернативную картину мира (гелиоцентризм) – Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно

Секуляризация «обмирщение» культуры и общества – церковь утрачивает доминирующее положение в обществе, хотя

Слайд 23

2. Итальянское Возрождение

2. Итальянское Возрождение

Слайд 24

Предпосылки Возрождения в Италии

Развитие городов-государств, их экономическое процветание
Отсутствие четко оформленных сословий – феодальная

знать вовлеченная в городскую жизнь, смыкалась с купечеством
Широкая система образования
Существование памятников античного искусства.

Предпосылки Возрождения в Италии Развитие городов-государств, их экономическое процветание Отсутствие четко оформленных сословий

Слайд 25

Проторенессанс «дученто» (ХІІI в.) и «треченто» (XIV в.)

Появление возрожденческих тенденций, их тесная связь

со Средневековьем
Литература: создание итальянского литературного языка, обращение к античным сюжетам, жанры: сатирические новеллы, сонеты
Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия»
Франческо Петрарка «Канцоньере»
Джованни Боккаччо «Декамерон»

Проторенессанс «дученто» (ХІІI в.) и «треченто» (XIV в.) Появление возрожденческих тенденций, их тесная

Слайд 26

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Джованни Боккаччо

Данте Алигьери Франческо Петрарка Джованни Боккаччо

Слайд 27

Живопись: Джотто ди Бондоне

Поцелуй Иуды

Бегство в Египет

Живопись: Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды Бегство в Египет

Слайд 28

Раннее Возрождение «кватроченто» (XV в.)

Расцвет гуманизма: Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино
Формирование

ренессансного архитектурного стиля
Отделение скульптуры от архитектуры
Архитектура: Филиппо Брунеллески, Леон Баттист Альберти
Скульптура: Донателло
Живопись: Мазаччо, Сандро Боттичелли

Раннее Возрождение «кватроченто» (XV в.) Расцвет гуманизма: Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Марсилио

Слайд 29

Брунеллески Санта Мария дель Фьоре, купол

Брунеллески Санта Мария дель Фьоре, купол

Слайд 30

Альберти Санта Мария Новелла

Альберти Санта Мария Новелла

Слайд 31

Донателло Давид

Донателло Конная статуя кондотьера Гаттамелата

Донателло Давид Донателло Конная статуя кондотьера Гаттамелата

Слайд 32

Мазаччо Чудо со стариком

Изгнание из рая

Мазаччо Чудо со стариком Изгнание из рая

Слайд 33

Боттичелли Весна

Боттичелли Весна

Слайд 34

Высокое Возрождение «чинквеченто» (к. XV- треть XVI)

Проникновение идей ренессанса во все сферы жизни
Становление

общественно-политической мысли: Никколо Макиавелли «Государь»
Становление профессионального театра и народной комедии дель арте
Жанровое разнообразие в музыке: месса, мадригал, фроттола
Архитектура: Донато Браманте, Палладио

Высокое Возрождение «чинквеченто» (к. XV- треть XVI) Проникновение идей ренессанса во все сферы

Слайд 35

Браманте Темпьетто

Палладио Вилла Ротонда

Браманте Темпьетто Палладио Вилла Ротонда

Слайд 36

Браманте Собор Святого Петра в Риме

Браманте Собор Святого Петра в Риме

Слайд 37

Живопись: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти

Живопись: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти

Слайд 38

Слайд 39

Позднее Возрождение (послед. 2/3 XVI в.)

Кризис гуманистической культуры
Создание утопий – проектов идеального государства:

Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»
Литература: трагическое мироощущение, драматизм
Живопись: Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Появление маньеризма – стиля, утратившего ренессансную гармонию

Позднее Возрождение (послед. 2/3 XVI в.) Кризис гуманистической культуры Создание утопий – проектов

Слайд 40

Тинторетто Брак в Кане Галилейской

Тинторетто Брак в Кане Галилейской

Слайд 41

Тициан Кающаяся
Мария Магдалина

Джорджоне
Портрет пожилой женщины

Тициан Кающаяся Мария Магдалина Джорджоне Портрет пожилой женщины

Слайд 42

Понтормо Снятие с креста

Сальвиати Неверие Святого Фомы

Понтормо Снятие с креста Сальвиати Неверие Святого Фомы

Слайд 43

3. Северное Возрождение

3. Северное Возрождение

Слайд 44

Незначительное влияние античности, большая связь со средневековой традицией
Идеи пантеизма – растворенность Бога в

природе, поэтому каждый кусочек природы достоин быть изображенным
Проникновение фольклорных элементов в искусство, сатиры
Символизм и метафоричность искусства
Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, бытовая картина

Незначительное влияние античности, большая связь со средневековой традицией Идеи пантеизма – растворенность Бога

Слайд 45

Живопись: Ян ван Эйк, Ироним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Жан Фуке

Ян

ван Эйк Мадонна каноника ван дер Пале

Ян ван Эйк Портрет жены Маргарет

Живопись: Ян ван Эйк, Ироним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Жан Фуке

Слайд 46

Иероним Босх Сад земных наслаждений

Иероним Босх Сад земных наслаждений

Слайд 47

Питер Брейгель Старший Фламандские пословицы

Питер Брейгель Старший Фламандские пословицы

Слайд 48

А. Дюрер Всадник, смерть и дьявол

Ж. Фуке Дева Мария

А. Дюрер Всадник, смерть и дьявол Ж. Фуке Дева Мария

Слайд 49

Реформация

Общественное антикатолическое движение за обновление христианства в XVI в. в Центральной и Восточной

Европе.
Основатели: Мартин Лютер, Жан Кальвин
В результате появился протестантизм
Основные идеи: «три только»:
Человек оправдывается перед Богом только верой (solo fide), а не добрыми делами
Спасение происходит только через благодать (sola gratia), без посредников-священников (принцип всеобщего священства)
Только Библия (sola Scriptura) является источником знания о Боге

Реформация Общественное антикатолическое движение за обновление христианства в XVI в. в Центральной и

Имя файла: Культура-эпохи-Возрождения.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0