Лингвокультурология презентация

Содержание

Слайд 2

http//gramota.ru/book/ritorika профессор, д.ф.н. Л. А. Шкатова, доцент, к. п.н.Е. В. Харченко

http//gramota.ru/book/ritorika

профессор, д.ф.н. Л. А. Шкатова,
доцент, к. п.н.Е. В. Харченко

Слайд 3

Слайд 4

http://dlc.crimea.edu/ пароль filolog Тема 18 – презентации курса. Тест является допуском к экзамену.

http://dlc.crimea.edu/ пароль filolog Тема 18 – презентации курса. Тест является допуском к экзамену.

Слайд 5

Слайд 6

Язык - это Орудие коммуникации Способ познания мира Культурный код нации

Язык - это

Орудие коммуникации
Способ познания мира
Культурный код нации

Слайд 7

Иоганн Гердер (1744-1803)

Иоганн Гердер (1744-1803)

Слайд 8

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1831)

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1831)

Слайд 9

Федор Иванович Буслаев (1818-1897)

Федор Иванович Буслаев (1818-1897)

Слайд 10

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Слайд 11

Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891)

Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891)

Слайд 12

Григорий Осипович Винокур (1896-1947)

Григорий Осипович Винокур (1896-1947)

Слайд 13

Григорий Осипович Винокур «всякий языковед, изучающий язык… непременно становится исследователем

Григорий Осипович Винокур

«всякий языковед, изучающий язык… непременно становится исследователем той культуры,

к продуктам которой принадлежит избранный им язык»
Слайд 14

Вильгельм фон Гумбольдт «Границы моего языка означают границы моего мировоззрения».

Вильгельм фон Гумбольдт

«Границы
моего языка означают границы
моего мировоззрения».

Слайд 15

Слайд 16

Язык … по-разному ФИКСИРУЕТ в себе мир и человека в нем.

Язык … по-разному ФИКСИРУЕТ в себе мир и человека в нем.

Слайд 17

Слайд 18

Язык не только ОТРАЖАЕТ реальность, но ИНТЕРПРЕТИРУЕТ её, СОЗДАВАЯ особую реальность, в которой живет человек.

Язык не только ОТРАЖАЕТ реальность, но ИНТЕРПРЕТИРУЕТ её, СОЗДАВАЯ особую реальность,

в которой живет человек.
Слайд 19

Слайд 20

Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира — Уорфа) концепция, разработанная в

Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира — Уорфа)

концепция, разработанная в 30-х годах

XX века
Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт и Лео Вайсгербер.
Слайд 21

Иоганн Лео Вайсгербер (1899-1985) немецкий языковед, виднейший представитель неогумбольдтианского направления

Иоганн Лео Вайсгербер (1899-1985) немецкий языковед, виднейший представитель неогумбольдтианского направления в языкознании.

монография «Родной

язык и формирование духа» (1929)
Слайд 22

Эдвард Сепир (1884-1939) американский лингвист и этнолог

Эдвард Сепир (1884-1939) американский лингвист и этнолог

Слайд 23

Бенджамин Уорф (1897–1941) американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев

Бенджамин Уорф (1897–1941) американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев

Слайд 24

Люди, говорящие на РАЗНЫХ языках, видят мир ПО-РАЗНОМУ, следовательно, каждому языку соответствует СВОЯ логика мышления.

Люди, говорящие на РАЗНЫХ языках, видят мир ПО-РАЗНОМУ, следовательно, каждому языку соответствует

СВОЯ логика мышления.
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

В разных языках знаки – это не различные обозначения одного

В разных языках знаки – это не различные обозначения одного и

того же предмета, а разные видения его.
Слайд 29

Местоимения «Я» 私 (ватаси, ватакуси, атаи - "я") имеет значение

Местоимения «Я»

私 (ватаси, ватакуси, атаи - "я") имеет значение "личный, частный";


僕 (боку - "я") - "слуга"
Слайд 30

わたくし (私) ватакуси наиболее распространённое официальное вежливое обращение Для обоих полов

わたくし (私) ватакуси

наиболее распространённое официальное вежливое обращение

Для обоих полов

Слайд 31

われ (我, 吾) варэ сугубо официальный стиль в основном, мужчины

われ (我, 吾) варэ

сугубо официальный стиль

в основном, мужчины

Слайд 32

おれ (俺) орэ Неофициальный стиль, мужской Имеет значение "я", как

おれ (俺) орэ

Неофициальный стиль, мужской

Имеет значение "я", как правило, употребляется мужчинами (является

признаком мужественности, грубости).
В зависимости от ситуации, такое обращение может рассматриваться как грубое, оскорбительное
Слайд 33

おれ (俺) орэ Применяется при общении с равными или более

おれ (俺) орэ

Применяется при общении с равными или более низшими по положению

в обществе, подчёркивая своё равенство или превосходство над собеседником,
но между близкими друзьями или внутри семьи, подчёркивает близость, дружественность.
Слайд 34

わし(儂) васи Разговорный, старый мужчина Часто используется в художественных произведениях для указания на преклонный возраст говорящего.

わし(儂) васи

Разговорный, старый мужчина

Часто используется в художественных произведениях для указания на преклонный

возраст говорящего.
Слайд 35

あたくし атакуси Официальный, женский неформальный, женский あたし атаси

あたくし атакуси

Официальный, женский

неформальный, женский

あたし атаси

Слайд 36

うち ути Неформальный, в основном молодые девушки Использует чтение иероглифа

うち ути

Неформальный, в основном молодые девушки

Использует чтение иероглифа 家 ("дом"). Употребляется, как

правило, молодыми женщинами или
во время разговоров дома, внутри семьи.
Слайд 37

おいら оира Примерно соответствует "орэ", но является более небрежным. Может рассматриваться как признак деревенщины, некультурного человека

おいら оира

Примерно соответствует "орэ", но является более небрежным.
Может рассматриваться как признак

деревенщины, некультурного человека
Слайд 38

おら ора Используется в диалектах региона Канто и более северных в общении между детьми.

おら ора

Используется в диалектах региона Канто и более северных
в общении между

детьми.
Слайд 39

Местоимения «Я» в русском языке 1 (одно) Местоимения «Я» в японском языке 12

Местоимения «Я» в русском языке 1 (одно)

Местоимения «Я» в японском языке

12
Слайд 40

Вильгельм фон Гумбольдт «Изучение языков мира – это также всемирная история мыслей и чувств человечества»

Вильгельм фон Гумбольдт

«Изучение языков мира – это также
всемирная история мыслей

и чувств человечества»
Слайд 41

Слайд 42

Научные парадигмы Сравнительно-историческая Системно-структурная Антропоцентрическая

Научные парадигмы

Сравнительно-историческая
Системно-структурная
Антропоцентрическая

Слайд 43

Ю. С. Степанов 1) язык как язык индивида; 2) язык

Ю. С. Степанов

1) язык как язык индивида;
2) язык как

член семьи языков;
3) язык как структура;
4) язык как система;
5) язык как тип и характер;
6) язык как компьютер;
7) язык как результат сложной когнитивной деятельности человека.
8) язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов.
Слайд 44

Слайд 45

Термин «лингвокультурология» В.Н.Телия В.В. Воробьев В.Т. Клокова В.А. Маслова Н.Д. Арутюнова Ю.С. Степанов Г.Ю. Богданович

Термин «лингвокультурология»

В.Н.Телия
В.В. Воробьев
В.Т. Клокова
В.А. Маслова
Н.Д. Арутюнова
Ю.С. Степанов
Г.Ю. Богданович

Слайд 46

Термин «лингвокультурология» В.М. Шаклеин В.И. Карасик Н.Ф. Алефиренко И.Г. Ольшанский

Термин «лингвокультурология»

В.М. Шаклеин
В.И. Карасик
Н.Ф. Алефиренко
И.Г. Ольшанский
Е.Е. Юрков
А.Н. Зиновьева
Г.В. Токарев
Л.А. Городецкий
В.Аврамова

Слайд 47

Слайд 48

Задача лингвокультурологии создание современных лингвокультурологических технологий, помогающих человеку в постижении культуры через углубленное понимание национального языка

Задача лингвокультурологии

создание современных лингвокультурологических технологий, помогающих человеку в постижении культуры через

углубленное понимание национального языка
Слайд 49

Слайд 50

Мы видим мир сквозь призму человека Метель разыгралась Метель укутала людей

Мы видим мир сквозь призму человека

Метель разыгралась
Метель укутала людей

Слайд 51

человек познает мир через осознание себя Снежинки пляшут

человек познает мир через осознание себя

Снежинки пляшут

Слайд 52

Мы видим мир сквозь призму человека Сережки берёз Стройная, как берёзка

Мы видим мир сквозь призму человека

Сережки берёз
Стройная, как берёзка

Слайд 53

Этот порядок, существующий в голове, в сознании человека, определяет его

Этот порядок, существующий в голове, в сознании человека, определяет его

духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей.
Все это можно понять, исследуя речь человека, те обороты и выражения, которые он наиболее часто употребляет, к которым у него проявляется наивысший уровень эмпатии.
Слайд 54

Слайд 55

Лингвокультурология комплексная область научного знания о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры

Лингвокультурология

комплексная область научного знания о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и

культуры
Слайд 56

Лингвокультурология комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие

Лингвокультурология

комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и

языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)
Слайд 57

Воробьёв Владимир Васильевич профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент РАЕН

Воробьёв Владимир Васильевич профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент РАЕН

Слайд 58

Слайд 59

1) Глобализация мировых проблем необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики

1) Глобализация мировых проблем

необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения и

общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов,
потребность знать заранее те ситуации, в которых велика вероятность межкультурного непонимания.
Слайд 60

2) объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук В науке о

2) объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук

В науке о языке

накопилось достаточно много фактографии, требующей осмысления в лингвофилософском аспекте.
Вслед за Вильгельмом фон Гумбольдтом, мы говорим о языке как о духе народа и пробуем определить узловые моменты в соотношении сознания, общения, поведения, ценностей, языка.
Слайд 61

3) прикладная сторона лингвистического знания понимание языка как средства концентрированного

3) прикладная сторона лингвистического знания

понимание языка как средства концентрированного осмысления

коллективного опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов, фразеологических единиц, общеизвестных текстов, формульных этикетных ситуаций и т.д.,
а этот опыт составляет суть изучаемого языка, находит прямые выходы в практику рекламного и политического воздействия, пронизывает коммуникативную среду массовой информации.
Слайд 62

Слайд 63

Дисциплинарный статус лингвокультурологии I. Лингвистический подход II. Культурологический подход

Дисциплинарный статус лингвокультурологии

I. Лингвистический подход
II. Культурологический подход

Слайд 64

I. Лингвистический подход Лингвострановедение Этнолингвистика Социолингвистика

I. Лингвистический подход

Лингвострановедение
Этнолингвистика
Социолингвистика

Имя файла: Лингвокультурология.pptx
Количество просмотров: 75
Количество скачиваний: 0