Натуральная школа. Позитивный метод в русской живописи второй половины XIX века презентация

Содержание

Слайд 2

Техники и практики репрезентации Неизвестный художник (круга Венецианова ?) Натюрморт

Техники и практики репрезентации

Неизвестный художник
(круга Венецианова ?)
Натюрморт
с принадлежностями для

шитья
1840-е гг.

Л. Дюшан (Франция, 2-я пол. XIX века)
Луи Дагерр в своей лаборатории
Гравюра, ок. 1839-40

Слайд 3

Мелодрама в “стиле трубадур” К.Д. Флавицкий (1830-1866) Княжна Тараканова 1863-64 Поль-Жак-Эме Бодри (1826-1886) Шарлотта Корде 1860

Мелодрама в “стиле трубадур”

К.Д. Флавицкий (1830-1866)
Княжна Тараканова
1863-64

Поль-Жак-Эме Бодри (1826-1886)
Шарлотта Корде
1860

Слайд 4

Историческая картина — и “историческая” фотография Н.В. Неврев (1830-1904) Лжедмитрий

Историческая картина — и “историческая” фотография

Н.В. Неврев (1830-1904)
Лжедмитрий приносит Сигизмунду

III присягу о введении католицизма на Руси
1874

Джулия Маргарет Камерон (1815-1879)
Смерть короля Артура
Фотография (платиновая печать), 1875

Слайд 5

“Искусство всюду сопровождает человека” В.Е. Маковский (1846-1920) Литературные чтения 1866

“Искусство всюду сопровождает человека”

В.Е. Маковский (1846-1920)
Литературные чтения
1866

Олимп Аквадо (1827-1894)
Семейная сцена

(чтение)
Альбомная печать, 1864

“Человечеству настоит необходимость в искусстве так сказать сподручном, житейском, которое сопровождало бы его во всех перипетиях его ежедневной жизни … которое было бы
прогрессивно, как человеческий разум, как само человечество”
Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865)
“Искусство, его основания и общественное значение” (русский пер. 1865)

Слайд 6

Русская живопись — и этнография русского народа ↑ А.А. Красносельский

Русская живопись — и этнография русского народа

↑ А.А. Красносельский
(18?-1875)
Сбор недоимок
1869

“Крестьянки


Воронежской
губернии,
Бирючинского
уезда”
Манекены на
Российской
Этнографической
выставке 1867

М.А. Чижов (1838-1916) ↗
Крестьянин в беде
Мрамор, 1873

“Вообще впечатлением всей Великорусской группы
Его Величество
изволил остаться доволен, заметив только, что лица женщин могли бы быть
красивее, «если б сделать строгий выбор», прибавил
он при этом”
“Каталог выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии…” [1867]

Слайд 7

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (I) ↑ В.В. Пукирев

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (I)

↑ В.В. Пукирев (1832-1890)


Неравный брак
1862

Ганс Бальдунг Грин
(1484-1545)
Смерть и женщина
1517

“Четыре вещи последние”↑
Русский лубок (фрагмент) 1840-50-е гг.

“(Ах увы беда) …Ты же смерть безобразна
внезапну ко мне пришла. Образом твоим страшным
и скоро ко мне спешишь … О смерте, несть
от тебе обороны, яко отъемлешь у царей короны…”
Д.А. Ровинский “Русские народные картинки;
кн. III: притчи и листы духовные” (1881)

Слайд 8

Дагерротип — “эпистемологический вызов” живописи Н.Л. Тютрюмов (1821-1877) Портрет актрисыМ.В.

Дагерротип — “эпистемологический вызов” живописи

Н.Л. Тютрюмов (1821-1877)
Портрет актрисыМ.В. Сосницкой-Шиловой. Ок. 1860

Неизвестный

фотограф
Дама, держащая дагерротипный портрет мужа
Дагерротип, 1850-е гг.
Слайд 9

Портреты Венценосных Особ Н.А. Лавров (1820-1875) Император Александр II 1860

Портреты Венценосных Особ

Н.А. Лавров (1820-1875)
Император Александр II
1860

А.А.Э. Дисдери (1823-1889)
Император Наполеон

III
и императрица Евгения
Альбумная печать, 1861

Дж.Э. Майалл (1813-1901)
Виктория, королева Англии
Альбумная печать, 1861

Слайд 10

Автопортрет как позиция молодого художника К.Е. Маковский (1839-1915) Автопортрет 1860

Автопортрет как позиция молодого художника

К.Е. Маковский (1839-1915)
Автопортрет
1860

Александр Кабанель (1823-1889)


Автопортрет
1852

Элер-Эдгар Дега (1834-1917)
Автопортрет
1856-57

Слайд 11

Бытовая картина с “идеальным” героем В.Г. Перов (1833-1882) Приезд станового

Бытовая картина с “идеальным” героем

В.Г. Перов (1833-1882)
Приезд станового на следствие

1857

Статуя Поликлета “Дорифор”
(V век до н.э.)
как иконографический прототип для фигуры крестьянина

Слайд 12

“Антиклерикальная” тема и Просветительская традиция ↑ В.Г. Перов (1833-1882) Сельский

“Антиклерикальная” тема и Просветительская традиция

↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Сельский крестный ход

на Пасху
1861

Г.С. Седов (1836-1864) ↑
В жаркий день
1865
Франсиско Гойя (1746-1828) →
“Капричос”, лист 79
Офорт, 1799

Слайд 13

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (II) В.Г. Перов (1833-1882)

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (II)

В.Г. Перов (1833-1882)
Чаепитие в

Мытищах
1862

“Подьячий и Смерть”
Русская народная картинка (лубок )
Гравюра; начало XIX в.

“С одной стороны, реализм суть лирика модернистского прогресса;
с другой — примитивное искусство и крестьянское воображение
отражают вечную премудрость. Итак, искусство, критикуемое
за пристрастие к позитивизму и материализму, одновременно
прививало вкус к примитиву, каковой впоследствии стал
моделью опровержения реализма и самой идеи прогресса”
Meyer Schapiro “Courbet and Popular Imagery” (1941)

Слайд 14

Социально-критические мотивы в ранней фотографии В.Г. Перов (1833-1882) Спящий парижский

Социально-критические мотивы в ранней фотографии

В.Г. Перов (1833-1882)
Спящий парижский мальчик-савояр
1863-64

Оскар Рейландер (1813-1875)
Бездомный

мальчик
Платиновая печать; 1860
Слайд 15

Христианский мотив “страдающих невинно” В.Г. Перов (1833-1882) Тройка (ученики-мастеровые везут

Христианский мотив “страдающих невинно”

В.Г. Перов (1833-1882)
Тройка (ученики-мастеровые везут воду)
1866

Колле Леоне (1827-1887)


Голодный уличный мальчишка
1869
Слайд 16

Смерть бедняка как мотив “Vanitas” ↑ В.Г. Перов (1833-1882) Проводы

Смерть бедняка как мотив “Vanitas”

↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Проводы покойника
1865

Жан-Пьер-Александр Антинья
(1817-1878)


Смерть бедняка. 1850-51 →

“… Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
И, правя савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать
Шагала... Глаза ее впали,
И был не белей ее щек
Надетый на ней в знак печали
Из белой холстины платок”
Н.А. Некрасов “Мороз Красный Нос” 1862-63

Ганс Гольбейн →
Младший
(ок. 1497-1543)
Смерть
и крестьянин
1538

Слайд 17

“Глаза городские” ― и “глаза деревенские” Клод Моне ↗ (1840-1926)

“Глаза городские” ― и “глаза деревенские”

Клод Моне ↗
(1840-1926)
Вокзал Сен-Лазар:
прибытие

поезда
1877

И.М. Прянишников →
(1840-1894)
Порожняки
1872

↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Сцена у железной дороги
(крестьяне удивляются паровозу)
1868

Слайд 18

Судьба женщины в XIX веке (I) ↑ В.Г. Перов (1833-1882)

Судьба женщины в XIX веке (I)

↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Последний кабак

у заставы
1868

Джордж Элгар Хикс (1824-1913) ↗
Миссия женщины. Помощь в трудную минуту. 1863
Огастес Леопольд Эгг (1816-1863) →
Прошлое и настоящее. 1858

Слайд 19

Судьба женщины в XIX веке (II) ↑ В.Г. Перов (1833-1882)

Судьба женщины в XIX веке (II)

↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Утопленница. 1867

Габриэль фон

Макс (1840-1915)
Врач-анатом
1869 ↓

↑Джон Эверетт Миллес (1829-1896)
Офелия. 1851-52

“… Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда… было бы, может быть, беспокойнее… А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..”
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” (1866)

Слайд 20

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (III) ↑ В.Г. Перов

След аллегории “Vanitas” в бытовом жанре (III)

↑ В.Г. Перов
(1833-1882)
Монастырская

трапеза
1865-75

“Притча о богаче ↗
и убогом Лазаре”
Икона 1850-60-е гг.;
Русская народная
картинка (лубок) →
Гравюра
кон. XVIII - нач. XIX в.

Слайд 21

Писатели — “властители дум” В.Г. Перов (1833-1882) Портрет Ф.М. Достоевского.

Писатели — “властители дум”

В.Г. Перов (1833-1882)
Портрет Ф.М. Достоевского. 1872

Эдуард Мане (1832-1883)


Портрет Эмиля Золя. 1868

“Ветер дует в паруса науки; хотим мы того или нет, обстоятельства толкают нас
к тщательному изучению фактов и явлений ... Несомненно, что дух эпохи
— это реализм, или, точнее говоря, позитивизм”
Эмиль Золя (1840-1902), из статьи “Реалисты Салона” (1866)

Слайд 22

Ученый = (национальный) идеолог эпохи В.Г. Перов (1833-1882) Портрет историка

Ученый = (национальный) идеолог эпохи

В.Г. Перов (1833-1882)
Портрет историка М.П. Погодина
1872

Джулия Маргарет

Камерон(1815-1879)
Портрет Чарльза Дарвина
Альбомная печать; 1868-70

“Период русской истории от Петра Великого
до кончины Александра должно назвать
периодом европейским. С императора Николая …
начинается новый период русской истории,
период национальный, которому …
будет принадлежать, может быть, слава сделаться
периодом в общей истории Европы и человечества”
М.П. Погодин (1800-1875)
“Историко-критические отрывки” (1846)

Слайд 23

Неожиданная угроза для живописи (!!) В.Г. Перов (1833-1882) Охотники на

Неожиданная угроза для живописи (!!)

В.Г. Перов (1833-1882)
Охотники на привале
1872

Неизвестный художник
Реклама папирос

“Тары-Бары”
Литография; 1890-е гг.
Слайд 24

“Имитация” жанровой живописи (разными средствами) ↑ В.М. Максимов (1844-1911) Кто

“Имитация” жанровой живописи (разными средствами)

↑ В.М. Максимов (1844-1911)
Кто там ?
1879

Антонис Бир


(работал
в 1860-80-х гг.)
Дочь рыбака
Отпечаток на
соленой бумаге
Ок. 1860

← Реклама
папирос фабрики “Дукат”
Литография,
1900-к гг.

Слайд 25

Участники “Бунта 14-ти” : натуралисты и позитивисты ↑Неизвестный автор Фотография

Участники “Бунта 14-ти” : натуралисты и позитивисты

↑Неизвестный автор
Фотография членов С.-Петербургской
Художественной

Артели (1863-64)

“…Нам теперь представляется прямо
смешным, что эти молодые люди могли ожидать,
что такие мумии, как … Марков или Басин … так-таки согласятся на то,
чтобы отныне вместо достославных геройских событий, вместо касок и мантий обучающаяся у них молодежь писала одну деревенщину и мещанщину,
смазные сапоги и тулупы, да еще получала за это медали”
А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке” (1901)

Слайд 26

Молодой художник как “совесть своей эпохи” И.Н. Крамской (1837-1887) Автопортрет

Молодой художник как “совесть своей эпохи”

И.Н. Крамской (1837-1887)
Автопортрет
1867

Леон-Жозеф-Флорентин Бонна (1833-1922)
Автопортрет. 1863

“Художник,

как и писатель, должен принадлежать
своему времени, только при этом условии произведения его перейдут в потомство. Он должен принадлежать своей стране, через это только он может иметь общечеловеческое значение”
Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865)
“Искусство, его основания и общественное значение” (русский пер. 1865)
Слайд 27

“Товарищи”: повествователи и критики ↑ Неизвестный фотограф Участники Товарищества передвижных

“Товарищи”: повествователи и критики

↑ Неизвестный фотограф
Участники Товарищества
передвижных художественных
выставок (примерно

1885-86)

“Большинство … реалистов 60-х годов перенесло
чисто литературные приемы в живопись,
принялось в картинах, изображающих
действительность, рассказывать, учить и смешить. Кто был постарше, те
пели на разные лады грустную некрасовскую песенку, кто помоложе, те
сочиняли разудало-ядовитые куплеты на злобы дня”
А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке” (1901)

Слайд 28

“Искусство … и его общественное значение” И.Н. Крамской (1837-1887) Автопортрет.

“Искусство … и его общественное значение”

И.Н. Крамской (1837-1887)
Автопортрет. 1874

Гюстав Курбе (1819-1877)
Портрет

П.-Ж. Прудона с семьей. 1853

“[Искусство] … открывает цель вне себя — цель, выходящую за пределы собственной сферы искусства, — прогрессивное развитие рода
человеческого … мы можем, следовательно, назвать современную школу в искусстве —
школой критической, критическим идеализмом”
Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865)
“Искусство, его основания и общественное значение” (русский пер. 1865)

Слайд 29

Искушение религиозное — и позитивистское ↑ И.Н. Крамской (1837-1887) Христос

Искушение религиозное — и позитивистское

↑ И.Н. Крамской (1837-1887)
Христос в пустыне
1871

Поль Гюстав

Доре (1832-1883) ↑
Искушение Христа
(из “Библейских иллюстраций”) 1866

“Как человек, зараженный позитивизмом, он [Крамской] допускал вообще
устарелость христианства … но в то же время, обладая безотчетной склонностью к мистике, он моментами верил в божественность Христа
и даже искал сверхчувственного откровения”
А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке” (1901)

Слайд 30

Живопись “имитирует” дагерротип (?) И.Н. Крамской (1837-1887) Портрет Ф.А. Васильева

Живопись “имитирует” дагерротип (?)

И.Н. Крамской (1837-1887)
Портрет Ф.А. Васильева
Монохромная живопись, 1871

Неизвестный фотограф
Портрет

Дэниела Маккарти
Фотография, 1866
Слайд 31

Мыслители — “владыки умов своего времени” И.Н. Крамской (1837-1887) Портрет

Мыслители — “владыки умов своего времени”

И.Н. Крамской (1837-1887)
Портрет С.Т. Аксакова
1878

Леон-Жозеф-Флорентин Бонна

(1833-1922)
Портрет Эрнеста Ренана
1892
Слайд 32

Писатель = социальный мыслитель И.Н. Крамской (1837-1887) Портрет Л.Н. Толстого

Писатель = социальный мыслитель

И.Н. Крамской (1837-1887)
Портрет Л.Н. Толстого
1873

Джон Бэгнольд Бёрджесс (18..-

1897)
Портрет Герберта Спенсера
1871-72
Слайд 33

Искусство “предупреждает” о социальной угрозе И.Н. Крамской (1837-1887) Полесовщик. 1874

Искусство “предупреждает” о социальной угрозе

И.Н. Крамской (1837-1887)
Полесовщик. 1874

Неизвестные фотографы (США)
↑ Великий

Конь, Ястреб Грома ↑
воин шайенов предводитель дакотов.
Альбумная печать, 1870-80-е гг.

“Мой этюд в простреленной шапке по замыслу должен был изображать один из тех типов …
у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы … Тип несимпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много, я их видел”
И.Н. Крамской, письмо П.М. Третьякову, 1875

Слайд 34

Возможности живописи и фотографии И.Н. Крамской (1837-1887) Девушка с распущенными

Возможности живописи и фотографии

И.Н. Крамской (1837-1887)
Девушка с распущенными волосами
1873

Джулия Маргарет Камерон

(1815-1879)
Этюд ангела у гробницы Христовой
(Мэри-Энн Хиллер). Фотография, 1870
Слайд 35

Эмансипированная женщина — символ эпохи И.Н. Крамской (1837-1887) Неизвестная 1883

Эмансипированная женщина — символ эпохи

И.Н. Крамской
(1837-1887)
Неизвестная
1883

Джеймс Тиссо →
(Жак-Жозеф;
1836-1902)
Кэтлин Ньютон

в кресле
1878

↑ Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) Портрет актрисы
Жанны Самари
1878

Слайд 36

Крамской -- автор заказных “августейших портретов” И.Н. Крамской (1837-1887) ↑

Крамской -- автор заказных “августейших портретов”

И.Н. Крамской (1837-1887)
↑ Портрет императора Портрет

императрицы ↑
Александра III. 1886 Марии Федоровны. 1880-е гг.

Готтлиб Бирманн (1824-1908)
Портрет кайзера
Вильгельма I
1884

Слайд 37

“Поругание Христа”: две позитивистские трактовки ↑ И.Н. Крамской (1837-1887) Хохот

“Поругание Христа”: две позитивистские трактовки

↑ И.Н. Крамской
(1837-1887)
Хохот
(Радуйся, Царю иудейский)
1880-е

гг.
Голова Христа → Раскрашенный гипс,
1880-е гг.

Эдуард Мане (1832-1883)
Поругание Христа
1865

Слайд 38

Квази-романтическая дипломная работа ↑ Н.Н. Ге (1831-1894) Саул у Аэндорской

Квази-романтическая дипломная работа

↑ Н.Н. Ге (1831-1894)
Саул у Аэндорской волшебницы
1857-58

Д.Н. Мартынов (1826-1889)
Саул

у Аэндорской волшебницы
1857 ↓
Слайд 39

Религиозно-историческая “реконструкция” ↑ Н.Н. Ге (1831-1894) Тайная Вечеря 1863 Жан-Леон

Религиозно-историческая “реконструкция”

↑ Н.Н. Ге (1831-1894)
Тайная Вечеря
1863

Жан-Леон Жером (1824-1904)


Голгофа (Consummatum est)
1866

“…Из своей «Тайной Вечери» … он сделал совершенный жанр. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. Вот сидит Христос, но разве это Христос? Это, может быть, и очень добрый молодой человек, очень огорченный ссорой с Иудой …
где же и при чем тут последовавшие восемнадцать веков христианства?”
Ф.М. Достоевский (1821-1881) “По поводу выставки” (1873)

Схема “золотого сечения” ↗

Слайд 40

История: от “стиля трубадур” к драме характеров Н.Н. Ге (1831-1894)

История: от “стиля трубадур” к драме характеров

Н.Н. Ге (1831-1894)
Петр I

допрашивает царевича Алексея в Петергофе
1872

Поль Деларош (1797-1859)
Наполеон в Фонтенбло
после отречения
1845

“…его опять-таки вполне деларошевские произведения, появившиеся
в 70-х годах («Петр и Алексей»…, «Екатерина II»)…”
А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке” (1901)

Слайд 41

(Историческая) драма — мелодрама — анекдот Лоренс Альма-Тадема (1836-1912) Призвание

(Историческая) драма — мелодрама — анекдот

Лоренс Альма-Тадема (1836-1912) Призвание Клавдия

к императорской власти
1871 ↓

↑Н.Н. Ге (1831-1894)
Екатерина II у гроба
императрицы Елизаветы Петровны
1874

Слайд 42

Писатель и социальный критик Н.Н. Ге (1831-1894) Портрет Л.Н. Толстого

Писатель и социальный критик

Н.Н. Ге (1831-1894)
Портрет Л.Н. Толстого за работой
1884

Этьен Карья

(1828-1906)
Портрет Александра Дюма (сына)
Альбумная печать, 1870-е гг.
Слайд 43

Христианская легенда — история и современность Н.Н. Ге (1831-1894) “Что

Христианская легенда — история и современность

Н.Н. Ге (1831-1894)
“Что есть истина?”

Христос и Пилат
1890

Антонио Чизери (1821-1891)
“Ecce Homo”
1870-е гг.

“Новейшие художники стали демократизировать самую фигуру и лицо Христа. .. Г-н Ге пошел
едва ли не дальше всех, дав в своей картине очень ординарного рабочего, нечёсаного, в бедной одежде, с злыми глазами, с каким-то сумрачным, угрожающим видом…”
А.С. Суворин (1834-1912) “Маленькие письма” (1890)

Слайд 44

“Потрясти мозги страданием Христа” Н.Н. Ге (1831-1894) Голгофа 1893 Уильям Холмен Хант (1827-1910) Тень смерти 1870-73

“Потрясти мозги страданием Христа”

Н.Н. Ге (1831-1894)
Голгофа
1893

Уильям Холмен Хант (1827-1910)
Тень

смерти
1870-73
Слайд 45

Распятие как “труп на пленэре” Н.Н. Ге (1831-1894) Распятие. 1892

Распятие как “труп на пленэре”

Н.Н. Ге (1831-1894)
Распятие. 1892

Леон-Жозеф-Флорентин Бонна
(1833-1922)
Распятие.

1874

“Говорили, что его Христос —
не Христос; может быть, и так;
для меня это — труп, написанный
на пленэре, свободно и сильно”
Эмиль Золя (1840-1902)
о картине Эдуарда Мане (1867)

Слайд 46

Натуралистический шок — сознательная задача ↑ Н.Н. Ге (1831-1894) Распятие.

Натуралистический шок — сознательная задача

↑ Н.Н. Ге (1831-1894)
Распятие. 1894

↑ Макс

Клингер (1857-1920)
Распятие. 1883-90

↑ Вильям Адольф Бугеро
(1825-1905)
Сострадание. 1897

“Проносится с вихрем тяжелая свинцовая туча, и мертвенная тень ложится на всем. Это — фон, а на этом фоне три кадавера, то есть трупа. Написать ее надо так, чтобы зритель вынес впечатление ужаса”
(Ученик Н.Н. Ге М.В. Теплов об авторском замысле картины «Распятие» 1894)

↑ Ф.Х. Дэй (1864-1933)
Распятие
Платиновая печать, 1898

Слайд 47

Образ промышленного рабочего Н.А. Ярошенко (1846-1898) Кочегар 1878 Неизвестный фотограф Слесарь с замком Дагерротип, 1850-е гг.

Образ промышленного рабочего

Н.А. Ярошенко (1846-1898)
Кочегар
1878

Неизвестный фотограф
Слесарь с замком
Дагерротип,

1850-е гг.
Слайд 48

Террористы: “удачливые” и “неудачливые” ↑ Н.А. Ярошенко (1846-1898) Заключенный 1878

Террористы: “удачливые” и “неудачливые”

↑ Н.А. Ярошенко (1846-1898)
Заключенный
1878

← Александр Гарднер
(1821-1882)
Льюис Торнтон

Пауэлл
(1844-1865)
перед казнью
Фотография, 1865

Неизвестный фотограф →
Д.В. Каракозов
(1840-1866)
Фотография, сделанная
в III Отделении

Слайд 49

Террористы: мнимые и подлинные Н.А. Ярошенко (1846-1898) Студент 1881 Убийство

Террористы: мнимые и подлинные

Н.А. Ярошенко (1846-1898)
Студент
1881

Убийство президента США А. Линкольна (1865):
Джон

Уилкс Бут (1838-1865), Объявление о награде
убийца. Фото на соленой бумаге за поимку преступников
1860-е гг.

“Пледы и сучковатые дубинки, стриженые волосы
и космы сзади до плеч, синие очки, фра-дьявольские
шляпы и конфедератки … все это носилось …
демонстративно, чтобы открыто выставить
свою принадлежность к сонму избранных”
А.М. Скабичевский (1838-1911)
“Литературные воспоминания” (1892-94)

Слайд 50

(По-разному) эмансипированные женщины Н.А. Ярошенко (1846-1898) ↑Курсистка Курсистка ↑ 1883

(По-разному) эмансипированные женщины

Н.А. Ярошенко (1846-1898)
↑Курсистка Курсистка ↑
1883 (портрет А.К. Чертковой).

1883

↑ Эдуард Мане(1832-1881)
Нана
1877

Слайд 51

“История закончилась, началась политика” ← К.А. Савицкий (1844-1905) На войну

“История закончилась, началась политика”

← К.А. Савицкий (1844-1905)
На войну
1889

Неизвестный → фотограф
Солдат

гражданской войны в США
(1861-1865)

← Александр Гарднер
(1821-1882)
Солдат конфедератов, убитый под Геттисбергом
Фотография, 1863

Слайд 52

Ориентализм — русский и европейский В.В. Верещагин (1842-1904) Представляют трофеи.

Ориентализм — русский и европейский

В.В. Верещагин (1842-1904)
Представляют трофеи. 1871-72 Торжествуют.

1871-72

Жан Леон
Жером
(1824-1904)
Головы мятежных беев
в каирской мечети
Эль Хасанейн
1866

Слайд 53

“Варварство” в Азии — и в Европе В.В. Верещагин (1842-1904)

“Варварство” в Азии — и в Европе

В.В. Верещагин (1842-1904)
↑После удачи Апофеоз

войны ↑
1868-69 1871-72

Андре-Адольф-Эжен Дисдери(1819-1890) →
Расстрелянные парижские коммунары
Фотография, 1871

Слайд 54

“Варварские” эротические обычаи В.В. Верещагин (1842-1904) Продажа ребенка-невольника 1872 Джулио

“Варварские” эротические обычаи

В.В. Верещагин (1842-1904)
Продажа ребенка-невольника
1872

Джулио Росатти (1858-1917)
Осмотр вновь прибывших

в гареме. 1880-е гг.

“Варварство среднеазиатского населения
так явно,— его экономическое и социальное
положение так низко, что чем скорее проникнет
в эту страну европейская цивилизация,
с той или другой стороны, тем лучше”
В.В. Верещагин (1842-1904)
Предисловие к выставке в Лондоне:
“Sketches of Central Asia, by M. Basil Wereschagin” (1873)

Слайд 55

На пороге (экзотической) тайны, (политической) власти … В.В. Верещагин (1842-1904)

На пороге (экзотической) тайны, (политической) власти …

В.В. Верещагин (1842-1904)
Двери Тамерлана
1872-73

Людвиг Дойч

(1855-1935)
Дворцовый стражник
1892
Слайд 56

“Человек суть то, что он ест” Неизвестные художники Реклама сельскохозяйственных

“Человек суть то, что он ест”

Неизвестные художники
Реклама сельскохозяйственных машин
Литографии, 1890-е гг.


↑ Г.Г. Мясоедов (1834-1911)
Страдная пора (Косцы). 1887

“Мы рождены из материи; растениями, вытягивающими из земли свойственные им соли, мы связываемся с почвой … Мы не можем жить
без пищи, а потому нам нельзя избежать
влияния материи, которое неумолимо
распространяется из кишечного канала
через кровь на все части нашего тела…”
Якоб Молешотт (1822-1893)
“Физиологические эскизы” (рус. перевод 1863)

Слайд 57

Индустриальный процесс / прогресс в искусстве ← К.А. Савицкий (1844-1905)

Индустриальный процесс / прогресс в искусстве

← К.А. Савицкий
(1844-1905)
Ремонтные работы

на железной дороге
1874

↑ Эжен Атже (1857-1927)
Асфальтоукладчики. Париж, 1890-е гг.

Гюстав Кайботт(1848-1894) ↑
Паркетчики. 1875

← Ф.Ф. Каменский
(1836-1913)
Первый шаг
Мрамор, 1872

Слайд 58

“Ориентальная экзотика”: Россия и Средняя Азия С.И. Грибков (1822-1893) Крестьянка

“Ориентальная экзотика”: Россия и Средняя Азия

С.И. Грибков (1822-1893)
Крестьянка в лавке
1882

↑ Неизвестный


фотограф
(Россия)
Обработка хлопка
в Средней Азии →
(прядение кудели;
сучение ниток)
Альбумная
печать, 1872
Слайд 59

Дети — без “социальной нагрузки” К.Е. Маковский (1839-1915) Дети, бегущие

Дети — без “социальной нагрузки”

К.Е. Маковский (1839-1915)
Дети, бегущие от грозы
1872

Фредерик Морган

(1847-1927)
Скушай яблочко
1890-е гг.
Слайд 60

“Мальчик в штанах” и “мальчик без штанов” Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945)

“Мальчик в штанах” и “мальчик без штанов”

Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945)
У дверей школы

Сочинение
1897 1903

Вильям-Адольф Бугеро (1825-1905)
Купидон, порхающий над водой
1900

Имя файла: Натуральная-школа.-Позитивный-метод-в-русской-живописи-второй-половины-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 98
Количество скачиваний: 0