Потешные картинки. Русский лубок презентация

Содержание

Слайд 2

В одном царстве-государстве жил-был царевич Алексей. Некогда было царю-батюшке заниматься своим сыном,

всё своё время он тратил на дела государственные. Вот и загрустил царевич. Как только ни старались мамки и няньки его рассмешить – ничего не получалось. Бросил тогда царь клич: кто рассмешит и потешит царевича, того он щедро наградит. Стали во дворец приходить скоморохи и бродячие актёры, только царевичу все их песни, шутки и пляски не нравились, не хотел он их слушать.

Слайд 3

Царь уже совсем отчаялся, когда во дворец пришёл один старичок с котомкой.

Удивился царь: ни музыкального инструмента, ни яркого костюма у старичка не было. – Как же ты рассмешишь царевича? – спросил он. – «Потешными листами», – сказал старик и достал из котомки цветные картинки. Увидел их царевич и расхохотался. Обрадовался царь и предложил старичку остаться, чтобы тот создавал для царевича новые картинки, но старик отказался, правда, обещал, что теперь царевичу весь город будет «потешные картинки» носить. Так и случилось. И купцы, и бояре, и простые крестьяне каждый день приносили новые картинки царю, а тот не скупился, за каждую по копейке платил.

Что вас удивило в этой сказке?

Нужно ли быть рофесспиональным художником, чтобы создавать такие картинки?

Формулирование проблемного вопоса
Почему картинки рассмешили царевича и как их создавали?

Слайд 4

Эти картинки называли по-разному: то «потешными листами», то «потешными картинками», оказывается, у них

есть ещё одно название. Это название произошло от луба. Так называли твёрдую древесину липы. Как вы думаете, какое отношение имела твердая древесина к «потешной картинке», к лубку?

Слайд 5

Лубок - это раскрашенная народная гравюра с забавной или поучительной подписью. Лубочные картинки

украшали дома российских крестьян и ремесленников (а в VII веке бояр и царя). Первые лубки печатались с деревянных досок. Нередко над их изготовлением трудились целыми семьями. Потом этим делом стали заниматься городские ремесленники, профессиональные резчики.

Позже лубки стали печатать с медных досок. Эта техника позволяла выполнить очень тонкий рисунок. Поэтому сюжеты картинок стали разнообразнее, а тексты - длиннее.

Слайд 6

Рассмотрите лубочные картинки, посовещайтесь в парах и ответьте, что их отличает от обычных

рисунков?

Какие изобразительные средства использовали авторы лубков?

Слайд 7

Какие выбирали цвета? Эти цвета тёплые или холодные?

Как изображали шерсть животных?

Слайд 8

Сюжетами лубочных картинок служили религиозные сцены и сценки народной жизни, русские былины

и сказки. Главное изобразительное средство в лубке - это линия, которая чётко очерчивает фигуры. Штрихи часто напоминают геометрический орнамент. Яркая раскраска. Мастера лубка любили тёплые цвета: красный, жёлтый и оранжевый, которые придавали картинкам жизнерадостное и праздничное настроение.

Слайд 9

Техника выполнения лубка была интересная.
– на липовой доске мастер вырезал картинку и получался

лубок; – на лубок наносили краску; – прикладывали бумагу и прижимали, чтобы отпечатался рисунок.
Такой способ называют гравюрой.
Из лубочных картинок составляли книги. Именно по таким книгам и выучились читать наши прадедушки и прабабушки.

Рассмотрите лубочные картинки современной художницы Марины Русановой, каждая из которых иллюстрирует русскую пословицу.

Зерно в колоске – не валяйся в холодке.

Слайд 10

Увидишь скворца - весна у крыльца.

Слайд 11

При большом тираже раскрашивались пятнами

Слайд 12

Лубок выполнял значение газетной хроники, заменявшей современный телевизор.

Слайд 13

В лубке сообщалось о событиях, которые происходили в стране. Например, рассказывалось о том,

что в России появились слоны, которых привели из Персии в подарок императрице Анне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия, описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москва-реку, оказавшиеся в Петербурге.

Слайд 14

Хроникой можно назвать и знаменитый лубок, который назывался «Как ловили кита в Белом

море». Рассказ, лежавший в его основе, не был придуман, а заимствован из газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось, что такого-то числа, дня и года в Белое море заплыл кит и был выловлен сетями. 

Слайд 15

Лубок являлся не только праздничным искусством, использовавшимся для украшения интерьеров домов, но и

оружием сатиры. Существовали, к примеру, политические картинки, направленные против Петра I и его реформ. В них появились сатирические портреты Петра I в виде кота. Этот образ был создан, видимо, кем-то со стороны оппозиции, может быть, в старообрядческой среде, противостоявшей Петру, которого воспринимала антихристом. На лубковых картинках с изображениями котов делались смелые надписи, с прямым намеком на деятельность Петра.

Слайд 16

Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни - аккуратно

подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя.

Богатырь Алеша Попович.
Конец XVIII века

Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел….

Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.

Слайд 17

«Котово погребение»

Все тот же кот казанский, но только мертвый. Лежит в санях, которые

тащат мыши. И по всей картинке расположены тексты:

Вот он, кот казанский.
Теперь он беспомощен.

«Мыши кота погребают, недруга своего провожают …. Знатные подпольные мыши напоследок коту послужили, на чухонские дровни, связав лапы, положили»

Слайд 18

«Мышь пищит пироги тащит»

«Мышка тянет табачишка»

«Мышь едет на колесах, а заступ в тороках

да склянца вина в руках»

«Мышь веселая в волынку играет песни напевает кота проклинает»

Слайд 19

Изображение Куликовской битвы.
Вторая половина 1890-х  гг.
Художник И. Г. Блинов.

Панорама Выговского

и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери.
1838 год. Художник Тарасов

В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как
«иллюстрации русской действительности».

Лубок про можайских крестьян-партизан 1812 года отряда Кондратия Кондратьева.

Во время
Отечественной войны 1812
было издано множество
патриотических лубков
с рисунками и подписями.

Слайд 20

В Москве, на подходах к Спасским воротам Кремля, вдоль стены Китай города жались

друг к другу дощатые и бревенчатые палатки. Все от крыш до земли увешаны яркими лубочными картинками. В шесть утра открывались ворота в Кремль, и у палаток сразу же появлялся народ.

Виктор Васнецов. Книжная лавка

Слайд 21

А ещё в Москве, неподалеку от Сретенских ворот, в переулке сохранилась церковь "Святая

Троица в Листах». К её ограде обычно приносили типографские мастера на продажу листы с картинками.

Слайд 22

Каждый год, лишь устанавливался санный путь, тысячи крестьян суздальского уезда Владимирской губернии покидали

родные деревни.


Н.А. Кошелев.
Офеня-коробейник 1865.

Это отправлялись на заработки офени –
бродячие торговцы мелким ходовым товаром.

Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах продолжали листать азбуки и разглядывать картинки, прозванные «лубочными»

Слайд 23

Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась

своя лубочная картинка.

Андрей Попов. Демьянова уха. 1865

И как отмечает один из бытописателей начала XX века,
«почти каждый крестьянин,
даже бедный,
перед Пасхой непременно
зайдет в лавку,
чтобы купить несколько картин»

Слайд 24

Благодаря лубку тысячи русских людей познали грамоту и узнали произведения И. Крылова, А.Пушкина,

М.Лермонтова, Н. Некрасова.

Иллюстрация к сказке «Сильный богатырь
Буслай Буслаевич»
(гравюра на дереве, 1766).

А.С.Пушкин.
Сказка о рыбаке и рыбке. 1860-1870 гг.

И.А.Крылов.
Слон и Моська.
1860-1870 гг.

Слайд 25

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Слайд 26

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Слайд 27

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Слайд 28

Алгоритм выполнения работы

1. Маркером нарисовать контур животного, растительности.
2. Шерсть нарисовать штрихами.
3. Внести цвет

цветными карандашами.
5. Добавить текст.

Слайд 29

Алгоритм рисования курочки

Лубок-курочка рябушечка.

Слайд 30

Алгоритм рисования петушка

Слайд 31

Нарисуйте «Кота Казанского» на предоставленных распечатках с намеченным рисунком

Слайд 32

Наша выставка

Имя файла: Потешные-картинки.-Русский-лубок.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0