Слайд 2
![Цель исследования Изучить роль музыки в советских кинофильмах.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-1.jpg)
Цель исследования
Изучить роль музыки в советских кинофильмах.
Слайд 3
![Задачи исследования познакомиться с историей советского кинематографа, с отечественными композиторами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-2.jpg)
Задачи исследования
познакомиться с историей советского кинематографа, с отечественными композиторами, создававшими
киномузыку;
изучить классификацию музыки в кинофильмах;
раскрыть значение песенного жанра в кино;
исследовать взаимосвязь музыки и кино;
проанализировать результаты анкетирования;
на основе полученных результатов исследования сделать выводы.
Слайд 4
![Гипотеза- музыка является неотъемлемой и важнейшей частью советского кинематографа. Объект](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-3.jpg)
Гипотеза- музыка является неотъемлемой и важнейшей частью советского кинематографа.
Объект исследования –
музыка в советских кинофильмах.
Предмет исследования – отечественные кинофильмы.
Слайд 5
![Методы исследования изучение литературных источников и интернет – ресурсов; прослушивание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-4.jpg)
Методы исследования
изучение литературных источников и интернет – ресурсов;
прослушивание аудиозаписей,
просмотр видео – фрагментов;
анкетирование школьников 12-14 лет;
анализ полученных сведений и знаний, а также результатов анкетирования.
Слайд 6
![Актуальность исследования «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-5.jpg)
Актуальность исследования
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет
вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Дмитрий Шостакович
Слайд 7
![Немое кино. Профессия - тапёр. Понятие кинематограф появилось впервые в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-6.jpg)
Немое кино. Профессия - тапёр.
Понятие кинематограф появилось впервые в его французском
варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер (братья Люмьер).
Первый кинематограф был «немым кино», т.е. не имел звукового сопровождения. Так благодаря чему, кинематограф начала 20 века стал массовым явлением в истории, что сопровождало немой кинофильм во время его показа, и кто такой тапёр?
Слайд 8
![Популярности немого кино во многом способствовали такие артисты как Макс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-7.jpg)
Популярности немого кино во многом способствовали такие артисты как Макс Линдер,
а чуть позже и Чарльз Чаплин.
Конечно, феномен Чарли Чаплина — самый яркий пример. К 1917 году, трудно было найти уголок на планете, где не знали бы бродяжку Чарли.
Слайд 9
![Немое кино никогда не смотрели в тишине! С самого начала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-8.jpg)
Немое кино никогда не смотрели в тишине! С самого начала появления
кино, появилась и профессия тапёра. Тапёр — пианист, от художественного вкуса и мастерства которого, во многом зависит то впечатление, которое произведёт на вас сам фильм. Необходимо отметить, что от тапёра требовалось искусство импровизации, поэтому, по-настоящему талантливый тапёр никогда не играл одно и то же дважды. Конечно, не только фортепианная музыка сопровождала кинопоказы. Не счесть всех вариантов и разновидностей оркестров, ансамблей и шумовых бригад, которые занимались звуковым оформлением кинофильмов.
Слайд 10
![Звуковое кино. Первое звуковое кино в СССР. В начале 30-х](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-9.jpg)
Звуковое кино. Первое звуковое кино в СССР.
В начале 30-х годов в
результате достижений советских и иностранных специалистов кино стало звуковым.
Как и во всех областях человеческой деятельности, более совершенная техника побеждала менее совершенную: техника звукового кино, позволявшая отражать действительность в формах, более ярких и более близких к формам самой жизни и наших представлений о ней, постепенно оттесняет технику кино немого. Несмотря на значительные трудности — необходимость крупных затрат на переоборудование кинотеатров и киностудий, на переобучение кадров, необходимость осмысления новых выразительных средств и экспериментальной проверки их,— звуковое кино из года в год расширяло свой плацдарм и набирало темпы.
Слайд 11
![Самым первым звуковым кино в СССР считается картина «Путёвка в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-10.jpg)
Самым первым звуковым кино в СССР считается картина «Путёвка в
жизнь», вышедшая на экран в 1931 году. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.
Слайд 12
![В 1934—1935 годах создаются такие крупнейшие произведения звукового киноискусства, как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-11.jpg)
В 1934—1935 годах создаются такие крупнейшие произведения звукового киноискусства, как «Чапаев»,
«Юность Максима», «Петербургская ночь», «Гроза», «Аэроград», а в 1935 году общий выпуск звуковых художественных фильмов превосходит выпуск немых. Живое слово, музыка несказанно обогатили кинофильмы.
Слайд 13
![С появлением первых звуковых фильмов многие композиторы прочно связали свою творческую жизнь с работой для экрана.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-12.jpg)
С появлением первых звуковых фильмов многие композиторы прочно связали свою творческую
жизнь с работой для экрана.
Слайд 14
![Музыка в советском кино. Её разновидности, роль песенного жанра. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-13.jpg)
Музыка в советском кино. Её разновидности, роль песенного жанра.
В рамках одной
исследовательской работы невозможно рассказать обо всех композиторах, сочинявших музыку для советского кино. Нам придется остановиться на некоторых из них.
Слайд 15
![Свою работу в кино Дмитрий Дмитриевич Шостакович считал важнейшим делом.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-14.jpg)
Свою работу в кино Дмитрий Дмитриевич Шостакович считал важнейшим делом. Он
всегда являлся в полной мере одним из авторов картины. Это хорошо понимали режиссёры, с которыми он работал. С режиссером Григорием Козинцевым Д.Д.Шостакович сотрудничал в 10 фильмах. «Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что её никак нельзя назвать музыкой для кино.
Слайд 16
![Вообще мне кажется, что музыка Шостаковича не может быть для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-15.jpg)
Вообще мне кажется, что музыка Шостаковича не может быть для чего-то.
Она существует сама по себе» - режиссер Григорий Козинцев.
Список кинофильмов с музыкой Д.Д. Шостаковича очень велик, мы назовем некоторые из них: «Падение Берлина», «Юность Максима», «Выборгская сторона», «Овод», «Молодая гвардия» и многие другие.
Слайд 17
![Подлинно творческое содружество связывало композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и режиссёра](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-16.jpg)
Подлинно творческое содружество связывало композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и режиссёра С.
М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма.
Слайд 18
![Судьба сложилась так, что "Александр Невский" стал единственным фильмом Сергея](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-17.jpg)
Судьба сложилась так, что "Александр Невский" стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна,
вышедшем в прокат в 30-е годы. Гениальный фильм "Александр Невский " со всей силой и широтой русского духа предсказал грядущую победу русского народа над германским фашизмом.
Слайд 19
![Композиторов, связавших свою жизнь и творческую судьбу с кино очень](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-18.jpg)
Композиторов, связавших свою жизнь и творческую судьбу с кино очень
много, но кроме вышеперечисленных композиторов - симфонистов, мы должны также вспомнить прекрасных композиторов – песенников, чьи песни, написанные к кинофильмам любимы не одним поколением.
В рамках данного исследования мы более подробно расскажем об А. Н. Пахмутовой и А. С. Зацепине.
Слайд 20
![Музыка для кинофильмов занимает особое место в жизни и творчестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-19.jpg)
Музыка для кинофильмов занимает особое место в жизни и творчестве Александры
Николаевны Пахмутовой. Первый документальный фильм, в котором прозвучала ее музыка, написанная совместно с Андреем Эшпаем, назывался «Экран жизни» 1955 года. Потом была работа над фильмами «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь – трава горькая», «Баллада о спорте», а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца» и др.
Слайд 21
![Первым фильмом, к которому Александр Зацепин написал музыку, была комедия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-20.jpg)
Первым фильмом, к которому Александр Зацепин написал музыку, была комедия «Наш
милый доктор».
Затем судьба свела его с набиравшим обороты режиссером Леонидом Гайдаем, и эта встреча оказалась знаковой для обоих мужчин. Зацепин пишет ряд песен для новых кинофильмов «Операция «Ы» и «Кавказская пленница», в результате чего буквально врывается на музыкальный Олимп. С тех пор прошло свыше 50 лет, а люди до сих пор с удовольствием слушают и поют легкие песенки «Постой, паровоз», «Песенка о медведях» и «Если б я был султан».
Слайд 22
![Разновидности киномузыки. С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-21.jpg)
Разновидности киномузыки.
С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на
внутрикадровую, закадровую и конкретную.
Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.).
Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильма, выражает скрытое течение сюжета. Она не мотивирована действием в кадре, но создает определенный эмоциональный настрой.
Конкретная музыка - стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости).
Слайд 23
![Не будет преувеличением сказать о том, что самым популярным жанром](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-22.jpg)
Не будет преувеличением сказать о том, что самым популярным жанром вокальной
музыки является песня. Любимые песни есть у всех и зачастую это песни из советских кинофильмов.
Песня, удачно введенная в фильм, никогда не воспринимается зрителем-слушателем как отдельный «музыкальный номер». Она для зрителя - неотделимая часть реалистического образа в фильме.
Слайд 24
![Исаак Осипович Дунаевский Песня способна создать настроение доверительного общения, отличается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-23.jpg)
Исаак Осипович Дунаевский
Песня способна создать настроение доверительного общения, отличается лаконизмом,
завершенностью, доходчивостью. Классические образцы песенного жанра в кино создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам «Весёлые ребята», «Волга-Волга» и другие, отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность.
Слайд 25
![Результаты исследования по итогам анкетирования школьников 1.Нужна ли музыка в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-24.jpg)
Результаты исследования по итогам анкетирования школьников
1.Нужна ли музыка в кинофильмах?
2.Будет ли
фильм интересен без музыки?
Слайд 26
![3. Зачем нужна музыка в кинофильмах?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-25.jpg)
3. Зачем нужна музыка в кинофильмах?
Слайд 27
![4. Можно ли узнать фильм по музыке, звучавшей в нем?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-26.jpg)
4. Можно ли узнать фильм по музыке, звучавшей в нем?
Слайд 28
![5. Музыка из каких советских фильмов вам нравится?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-27.jpg)
5. Музыка из каких советских фильмов вам нравится?
Слайд 29
![Анализируя наше анкетирование, мы делаем вывод о том, что музыка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/356022/slide-28.jpg)
Анализируя наше анкетирование, мы делаем вывод о том, что музыка играет
одну из главных ролей в кино. Она — это неотъемлемая его часть, без которой картина не будет завершенной и полной.