Русская культура второй половины ХIХ века презентация

Содержание

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Бурный расцвет всех форм и жанров творчества
Русская культура занимает видное

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ Бурный расцвет всех форм и жанров творчества Русская культура занимает видное
место в мировой культуре
Распространение различных форм вольнодумства, скептицизма

Слайд 3

1. БАЗОВЫМ ДУХОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОСТАВАЛОСЬ ПРАВОСЛАВИЕ

Иоанна Кронштадский

Православие составляло суть менталитета, жизнепонимания

1. БАЗОВЫМ ДУХОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОСТАВАЛОСЬ ПРАВОСЛАВИЕ Иоанна Кронштадский Православие составляло суть менталитета, жизнепонимания
основной массы русского народа

При торжестве капиталистических отношений к началу ХХ века никто не воспевал персонажей из мира капитала

Жалость к бедным, сочувствие к «униженным и оскорбленным - стержневый мотив всей русской художественной и интеллектуальной культуры

Слайд 4

Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября 1821-28 января 1881г.)

Романы Достоевского – это

Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября 1821-28 января 1881г.) Романы Достоевского – это мир
мир страданий, трагедия бесправной униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны, появляется ощущение собственного ничтожества, с другой- зреет протест, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию – преступлению.

1837 г. Достоевский поступает в главное инженерное училище.
1846г. Публикация первого романа «Бедные люди».
1849г. Арест петрашевцев Достоевский осуждён на каторгу.
1854г. Каторга заменена поселением в Семипалатинском гарнизоне.
1859г. Возвращение из ссылки в Санкт- Петербург.
1861г. Публикация «Записок и Мёртвого дома».
1866г. Выходит в свет «Преступление и наказание».
1869г. «Идиот».
1872г. «Бесы».
1880г. «Братья Карамазовы».

Слайд 5

Один из родоначальников мировоззренческого течения - ПОЧВЕННИЧЕСТВА

В 1861 году в программе

Один из родоначальников мировоззренческого течения - ПОЧВЕННИЧЕСТВА В 1861 году в программе журнала
журнала «Время» говорилось:
«Мы убедились, что м тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача – создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей»

Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознав фальшь опасность теорий по насильственному переустройству мира

Достоевский видел возможность постижения истины лишь через веру Христову. Первостепенным он считал моральное совершенствование людей

Историческая миссия России – объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения

Речь Ф.М. Достоевского на открытии памятнику А.С. Пушкину в 1880 году – стр. 442 уебника

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 – 10 ноября 1910г.)

Ко второй

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 – 10 ноября 1910г.) Ко второй половине
половине XIX в. относится расцвет творчества Л.Н. Толстого. Его романы, повести, рассказы, драматические произведения выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют ему народные моральные ценности и традиции.

1852 г. Толстой поступает на военную службу. Опубликована первая повесть «Детство».
1854-11855гг. Толстой участник Крымской войны, защищает Севастополь.
1862г. Женится на Софье Андреевне Берс.
1869 г. Толстой заканчивает «Войну и мир».
1877 г. «Анна Каренина».
1886 г. «Смерть Ивана Ильича».
1890 г. «Крейцеров соната».
1899 г. «Воскресенье».
1901 г. Отлучение Толстого от церкви.

Слайд 7

1870 – е гг. – период опрощения графа Толстого – сближение

1870 – е гг. – период опрощения графа Толстого – сближение с простыми
с простыми людьми в поисках истинной веры, знаний, смысла человеческой жизни

Он отвергает искусство, поэзию, театр, науку

Слайд 8

Последователи графа – нигилиста – «ТОЛСТОВЦЫ»: селились в скитах, пытались путем

Последователи графа – нигилиста – «ТОЛСТОВЦЫ»: селились в скитах, пытались путем нравственного совершенствования
нравственного совершенствования и честного труда изменить мир

Толстовцы отказывались платить налоги, служить в армии, церковно освящать браки, крестить детей, учить их в школах преследование властей и церкви

Толстовские фермы возникли в Канаде, Южной Африке, США, Великобритании

Слайд 9

Иван Сергеевич Тургенев (9 ноября 1818 – 3 сентября 1883г.)

Лучшие свои

Иван Сергеевич Тургенев (9 ноября 1818 – 3 сентября 1883г.) Лучшие свои произведения
произведения И.С. Тургенев создал в эпоху реформ, проводившихся в России в середине XIX в. Писатель точнее всех своих современников уловил момент единодушия нации, когда все хоронили старое и надеялись на лучшее будущее, и ярче всех сумел выразить это ощущение в своих произведениях. Главный герой произведений И.С. Тургенева – это человек действия, не желающий мириться с существующей действительностью.

1841 – 1843 гг. Первые публикации в «Современнике» и «Отечественных записках».
1852 г. «Записки охотника».
1856 г. «Рудин».
1859 г. «Дворянское гнездо».
1860 г. «Накануне».
1862 г. Выходит в свет роман «Отцы и дети», где в образе нигилиста Базарова показано появление в России человека нового типа.
1867 г. «Дым».
1871 г. Тургенев переезжает в Париж.
1882 г. «Стихотворения в прозе».

Слайд 10

Антон Павлович Чехов (29 января 1860 – 15 июля 1904 г.)

1879 г.

Антон Павлович Чехов (29 января 1860 – 15 июля 1904 г.) 1879 г.
Поступил на Медицинский факультет Московского университета.
1884 г. Первая книга рассказов «Сказки Мельпомены».
1888 г. Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890 г. Поездка на Сахалин и в Юго-Восточную Азию.
1896 г. Первое представление «Чайки».
1899 г. Постановка «Дяди Вани».
1900 г. Вышел первый том собрания сочинений Чехова.
1901 г. Премьера пьесы «Три сестры».
1904 г. Премьера «Вишнёвого сада».

Герои А.П. Чехова – мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты – задавленные жизненными проблемами, они страдают от равнодушия и непонимания окружающих. Чехов стремился показать человека таким каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разложить и растрогать читателя. Пьесы Чехова – это пьесы настроения . Важно не то, что делается на сцене, а то, что происходит внутри персонажей, поэтому игра актёров имеет здесь решающее значение

Слайд 11

Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821 – 8 января 1878 г.)

Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821 – 8 января 1878 г.) Одним из
Одним из сторонников критического реализма был Н.А. Некрасов. Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, её беспросветность и горести. В то же время его произведения (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) проникнуты верой в силы народа, способного сбросить оковы рабства.

1838 г. В печати появляются первые стихи Некрасова.
1840 г. Становится сотрудником журнала «Отечественные записки».
1847-1866 гг. Некрасов – редактор и издатель «Современника».
1866 г. Начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо».
1863 г. Поэма «Мороз Красный нос».
1868 г. Некрасов – редактор «Отечественных записок».
1872 г. Поэма «Русские женщины».
1877 г. Написана последняя часть поэмы «Кому на руси жить хорошо»

Слайд 12

«Губернские очерки».
«История одного города».
«Господа Головлёвы».

М.Е. Салтыков – Щедрин (1826-1889).

«Губернские очерки». «История одного города». «Господа Головлёвы». М.Е. Салтыков – Щедрин (1826-1889).

Слайд 13

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 14

1863 – «Бунт 14».

В 1863 г. в художественной жизни

1863 – «Бунт 14». В 1863 г. в художественной жизни России произошло из
России произошло из ряда вон выходящее событие.
14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников

Слайд 15

Артель художников (1870 Товарищество передвижных художественных выставок) . Художники -

Артель художников (1870 Товарищество передвижных художественных выставок) . Художники - передвижники: Н.Ге, А.Саврасов,
передвижники: Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Перов, В.Васнецов, Н. Ярошенко, К. Савицкий. Теоретик передвижничества –
И. Крамской.

Это была общественная организация, которую государство не финансировало

Художники стремились приблизить искусство к жизни, показать живых людей, их заботы и устремления

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Слайд 16

Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на основе

Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на основе её критического восприятия.
её критического восприятия.

Слайд 17

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

Русская живопись второй половины 19 века решала те же общественные

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ Русская живопись второй половины 19 века решала те же общественные вопросы,
вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни.

Слайд 18

«Крестный ход на пасху» 1861 г.

«Крестный ход на пасху» 1861 г.

Слайд 19

«Чаепитие в Мытищах , близ Москвы» 1862

«Чаепитие в Мытищах , близ Москвы» 1862

Слайд 20

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Слайд 22

«Тройка»

«Тройка»

Слайд 23

Портрет А. Н. Островского 1871 год.

Портрет А. Н. Островского 1871 год.

Слайд 24

ТАЮЩАЯ СНЕГУРОЧКА

ТАЮЩАЯ СНЕГУРОЧКА

Слайд 25

И.Н.Крамской

Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как

И.Н.Крамской Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он
выдающийся портретист. Он создал целую серию образов деятелей русской культуры – портреты М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой

Слайд 26

Многие произведения
Крамского стоят на грани портрета и тематической картины.
«Неизвестная»

Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины. «Неизвестная»

Слайд 27

«Христос в пустыне»

Крамской писал: «Это не Христос, это есть выражение моих

«Христос в пустыне» Крамской писал: «Это не Христос, это есть выражение моих личных
личных
мыслей». Иисус Крамского скорее похож на русского интеллигента,
Изображённого в момент мучительных раздумий о своём предназначении.

Слайд 28

Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века справедливо считается

Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века справедливо считается творчество Ильи
творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа.

Илья Репин

Василий Суриков

Слайд 29

«Бурлаки на Волге».
«Не ждали».
« Отказ от исповеди».
« Царевна Софья».
«Иван Грозный

«Бурлаки на Волге». «Не ждали». « Отказ от исповеди». « Царевна Софья». «Иван
и его сын 16 ноября 1581 года».
« Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

И.Е Репин (1844-1930).

Слайд 30

Бурлаки на Волге.

Бурлаки на Волге.

Слайд 31

Не
ждали.

Не ждали.

Слайд 32

Отказ от исповеди.

Отказ от исповеди.

Слайд 33

Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную

Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень
выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Слайд 35

Запорожцы пишут письмо
турецкому султану.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

Слайд 36

Василий Иванович Суриков

Полотна Сурикова - это художественно
воссозданная история, главным героем

Василий Иванович Суриков Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой

которой является русский народ.
«Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в
Берёзове», «Боярыня Морозова»,
«Покорение Сибири Ермаком» –
эти картины вошли в золотой фонд
Русской художественной культуры.

Слайд 37

«Утро стрелецкой казни» —эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698

«Утро стрелецкой казни» —эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
года.

Слайд 38

Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска

Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак;
направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска.

Слайд 39

«Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова»

Слайд 40

«Меньшиков в Берёзове»

«Меньшиков в Берёзове»

Слайд 41

«Взятие снежного городка»

«Взятие снежного городка»

Слайд 42

Переход Суворова через
Альпы

Переход Суворова через Альпы

Слайд 43

Степан Разин

Степан Разин

Слайд 44

Виктор Михайлович Васнецов

К жанру русских народных сказаний
обратился В.М.Васнецов. Его
Картины

Виктор Михайлович Васнецов К жанру русских народных сказаний обратился В.М.Васнецов. Его Картины проникнуты
проникнуты духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа – богатыря.

Слайд 45

«Алёнушка» «Иван царевич и серый волк»

«Алёнушка» «Иван царевич и серый волк»

Слайд 46

«Витязь на распутье»

«Витязь на распутье»

Слайд 47

«Богатыри»

«Богатыри»

Слайд 48

После побоища Игоря Святославовича с половцами.

После побоища Игоря Святославовича с половцами.

Слайд 49

Иван Иванович Шишкин

Главным объектом внимания многих
художников стал среднерусский пейзаж,
Суровая природа Русского

Иван Иванович Шишкин Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, Суровая природа
Севера.
Картины И.И.Шишкина создают
впечатление могущества, силы, величия
русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу.

Слайд 50

«Рожь»

«Рожь»

Слайд 51

«Хвойный лес» «Опушка леса»

«Хвойный лес» «Опушка леса»

Слайд 52

«Утро в сосновом лесу»

«Утро в сосновом лесу»

Слайд 55

«Лесные дали»

«Лесные дали»

Слайд 56

«Дубовая роща»

«Дубовая роща»

Слайд 57

« Грачи прилетели».

А. Саврасов (1830 – 1897).

« Грачи прилетели». А. Саврасов (1830 – 1897).

Слайд 58

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками
высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе

Слайд 59

Архип Куинджи (1842 – 1910).

Архип Куинджи (1842 – 1910).

Слайд 60

Архип Иванович Куинджи

Особое место в пейзаже второй
половины 19 века занимает

Архип Иванович Куинджи Особое место в пейзаже второй половины 19 века занимает Архип
Архип
Иванович Куинджи, который был
Мастером поразительных световых
эффектов. «Украинская ночь»,
«Ночь на Днепре», «Берёзовая роща»

Слайд 61

«Украинская ночь»

«Украинская ночь»

Слайд 62

«Берёзовая роща»

«Берёзовая роща»

Слайд 63

«Лунная ночь на Днепре».

«Лунная ночь на Днепре».

Слайд 64

«Берёзовая роща»

«Берёзовая роща»

Слайд 65

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский больше всего любил изображать море. Его

Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович Айвазовский больше всего любил изображать море. Его полотна пользовались огромной популярностью
полотна пользовались огромной популярностью

Слайд 67

Ночь. Голубая волна

Ночь. Голубая волна

Слайд 68

«Буря на море»

«Буря на море»

Слайд 69

Верещагин
Василий Васильевич

Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Не

Верещагин Василий Васильевич Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Не
раз участвовал в военных действиях того времени: в Туркестане, русско – турецкой войне 1877 – 1878 гг.

В его картинах победы отходят на задний план, прежде всего они напоминают о кровавой цене победы

Слайд 70

Apotheosis – АПОФЕОЗ ВОЙНЫ

Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

Apotheosis – АПОФЕОЗ ВОЙНЫ Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

Слайд 71

НИКОЛАЙ ГЕ

Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство

НИКОЛАЙ ГЕ Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая
Николая прошло в деревне, а в 1841 его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет..

За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым

Слайд 72

Ахиллес, оплакивающий Патрокла. 1855.

Ахиллес, оплакивающий Патрокла. 1855.

Слайд 73

Распятие. 1892.

Распятие. 1892.

Слайд 74

Иуда.

Иуда.

Слайд 75

А. С. Пушкин в селе Михайловском. 

А. С. Пушкин в селе Михайловском.

Слайд 76

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Слайд 77

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.

Слайд 78

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Слайд 79

Эклектика – это смешение разных художественных стилей.

А. И. Кракау (1817

Эклектика – это смешение разных художественных стилей. А. И. Кракау (1817 – 1888). «Балтийский вокзал».
– 1888).
«Балтийский вокзал».

Слайд 81

РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Слайд 82

Скульптура

Переживает кризис
Характерно:
Сюжетность
Историческая и бытовая правдоподобность
Большое количество деталей, подробностей
Станковая жанровая скульптура,

Скульптура Переживает кризис Характерно: Сюжетность Историческая и бытовая правдоподобность Большое количество деталей, подробностей
обратившаяся к крестьянской теме

Нестор-летописец. М.Антокольский

Петр I М.Антокольский

Слайд 83

Марк Антокольский (1843 – 1902).

«Иван Грозный».
«Пётр I».
«Ярослав Мудрый».
«Ермак».

Марк Антокольский (1843 – 1902). «Иван Грозный». «Пётр I». «Ярослав Мудрый». «Ермак».

Слайд 84

Иван Грозный

Иван Грозный

Слайд 85

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875

«мучитель и мученик»

Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875 «мучитель и мученик»

Слайд 86

М. О. Микешин. (1835 – 1896).

«Тысячелетие России».

М. О. Микешин. (1835 – 1896). «Тысячелетие России».

Слайд 87

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Скульптор М.О.Микешин,1862
Высота - 15,7 м, диаметр

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Скульптор М.О.Микешин,1862 Высота - 15,7 м, диаметр
постамента — 9 м
имеет форму колокола (или «шапки Мономаха»)
129 фигур
Скульптурные изображения делятся на три уровня

Слайд 90

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию
Россию

Слайд 91

Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского

Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: призвание
государства:
призвание варягов на Русь (862г)
крещение Руси
начало изгнания татар
образование единой Руси
начало династии Романовых
образование Российской империи (1721 год).

Слайд 92

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей.
109 исторических деятелей. Фриз делится на четыре раздела:
«Военные люди и герои»
«Просветители»
«Государственные люди»
«Писатели и художники»

Слайд 93

Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей

Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей

Слайд 94

Памятник Пушкину, 1880 скульптор А.М.Опекушин

в бронзе
Высота памятника вместе с фигурой составила

Памятник Пушкину, 1880 скульптор А.М.Опекушин в бронзе Высота памятника вместе с фигурой составила
около 11 м
пьедестал –изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, 18 низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев

Слайд 96

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ
Непринужденная поза

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ Непринужденная поза Момент

Момент вдохновения
Скромно, но возвышенно

Слайд 97

Скульптор Владимир Беклемишев «Деревенская любовь»

Скульптор Владимир Беклемишев «Деревенская любовь»

Слайд 98

Шуточный портрет Беклемишева кисти Малявина

Шуточный портрет Беклемишева кисти Малявина

Слайд 99

Памятник Марии Фёдоровне в Павловске

Памятник Марии Фёдоровне в Павловске
Имя файла: Русская-культура-второй-половины-ХIХ-века.pptx
Количество просмотров: 114
Количество скачиваний: 0