Русская народная праздничная одежда презентация

Содержание

Слайд 2

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКОЙ КОСТЮМ МОГЛА НОСИТЬ ТВОЯ ПРАПРАБАБУШКА? В

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКОЙ КОСТЮМ МОГЛА НОСИТЬ ТВОЯ ПРАПРАБАБУШКА?

В древности на

Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.
Слайд 3

Нет живописней русского наряда…»

Нет живописней русского наряда…»

Слайд 4

Русский народный костюм в произведениях художников И. Билибин Девушка в

Русский народный костюм в произведениях художников

И. Билибин
Девушка в праздничном наряде

И. Аргунов
Портрет

крестьянки в русском костюме
Слайд 5

А.П. РЯБУШКИН «СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»

А.П. РЯБУШКИН «СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»

Слайд 6

Слайд 7

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ СУРИКОВ В.И.

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ СУРИКОВ В.И.

Слайд 8

ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА ВАСНЕЦОВ В.

ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА ВАСНЕЦОВ В.

Слайд 9

У ОКОЛИЦЫ. МАКОВСКИЙ К.Е.

У ОКОЛИЦЫ. МАКОВСКИЙ К.Е.

Слайд 10

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ВАСНЕЦОВ В.

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ВАСНЕЦОВ В.

Слайд 11

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА ВАСНЕЦОВ В. «Нет живописней русского наряда…»

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА ВАСНЕЦОВ В.

«Нет живописней русского наряда…»

Слайд 12

Иван Билибин Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

Иван Билибин

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

Слайд 13

Идеалы красоты русского человека И.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Неизв. Художник.

Идеалы красоты русского человека

И.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

Неизв. Художник.

Слайд 14

Северорусский и южнорусский комплексы

Северорусский и южнорусский комплексы

Слайд 15

СЕВЕРОРУССКИЙ И ЮЖНОРУССКИЙ КОМПЛЕКСЫ

СЕВЕРОРУССКИЙ И ЮЖНОРУССКИЙ КОМПЛЕКСЫ

Слайд 16

ОСНОВОЙ ЛЮБОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БЫЛА РУБАХА С ВЫШИВКОЙ ИЗ

ОСНОВОЙ ЛЮБОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БЫЛА РУБАХА С ВЫШИВКОЙ ИЗ ДОМОТКАНОГО

ЛЬНЯНОГО ИЛИ КОНОПЛЯНОГО ПОЛОТНА. НАРЯДНУЮ РУБАХУ ЖЕНЩИНА НАДЕВАЛА ТОЛЬКО ПО ПРАЗДНИКАМ. ВЫШИВКА НА РУБАХЕ НЕ ТОЛЬКО УКРАШАЛА , НО И ОБЕРЕГАЛА ЖЕНЩИНУ ОТ ГОРЕСТЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ.
Слайд 17

РУБАХА – «СЕНОКОСИЦА» УКРАШАЛАСЬ ОСОБЕННО НАРЯДНО. ИХ НОСИЛИ БЕЗ САРАФАНА.

РУБАХА – «СЕНОКОСИЦА» УКРАШАЛАСЬ ОСОБЕННО НАРЯДНО. ИХ НОСИЛИ БЕЗ САРАФАНА. БОГАТСТВО

УКРАШЕНИЙ СУЛИЛО СЧАСТЬЕ ЕЁ ВЛАДЕЛИЦЕ. .
Слайд 18

В каких местах украшалась рубаха. Почему?

В каких местах украшалась рубаха. Почему?

Слайд 19

РУБАХА Рубаху на Руси носили с древних времен, и считалось,

РУБАХА

Рубаху на Руси носили с древних времен, и считалось, что её

ни в коем случае нельзя продавать. Она была главной, а порой и единственной одеждой на Руси.
Слайд 20

НА РУССКОМ СЕВЕРЕ ПРАЗДНИЧНОЙ И СВАДЕБНОЙ ОДЕЖДОЙ СЧИТАЛИСЬ РУБАХИ -

НА РУССКОМ СЕВЕРЕ ПРАЗДНИЧНОЙ И СВАДЕБНОЙ ОДЕЖДОЙ СЧИТАЛИСЬ РУБАХИ - ДОЛГОРУКАВКИ

Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам.
Слайд 21

Северорусский (сарафанный) комплекс Женский наряд русского севера зачастую называют сарафанным

Северорусский (сарафанный) комплекс

Женский наряд русского севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь его

главными элементами были сарафан и рубаха.
Слайд 22

Сарафанный комплекс.

Сарафанный комплекс.

Слайд 23

ПОВЕРХ РУБАХИ ДЕВУШКИ И ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ САРАФАНЫ.

ПОВЕРХ РУБАХИ ДЕВУШКИ И ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ САРАФАНЫ.

Слайд 24

СЕВЕРОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ Сарафан - женская крестьянская одежда, род платья

СЕВЕРОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Сарафан - женская крестьянская одежда, род платья без рукавов,

надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали праздничный сарафан.
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.

Слайд 25

Епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся

Епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на

бретелях

НА САРАФАН ОДЕВАЛИ КОРОТКУЮ ЕПАНЕЧКУ

Слайд 26

Рубаха Епанечка (душегрея) сарафан Северорусский женский костюм

Рубаха

Епанечка (душегрея)

сарафан

Северорусский женский костюм

Слайд 27

Южнорусский (понёвный) комплекс

Южнорусский (понёвный) комплекс

Слайд 28

ЮЖНОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ Понёва - домотканая шерстяная юбка (прабабушка современной

ЮЖНОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Понёва - домотканая шерстяная юбка (прабабушка современной юбки), старая

национальная одежда южнорусских и белорусских крестьянок. Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.

А в южных районах России модницы одевали понёвный комплекс. Понёва – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой

Передник - («запон», «занавеска», «нагрудник».)- одежда защищающая перёд платья от загрязнения

Слайд 29

навершник рубаха понева(юбка) передник Южнорусский женский костюм

навершник

рубаха

понева(юбка)

передник

Южнорусский женский костюм

Слайд 30

ЮЖНОРУССКИЙ КОСТЮМ

ЮЖНОРУССКИЙ КОСТЮМ

Слайд 31

РАЗНОВИДНОСТИ ПОНЁВ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА Понёвный комплекс

РАЗНОВИДНОСТИ ПОНЁВ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА

Понёвный комплекс

Слайд 32

Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных

Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на

шнурок, их повязывали выше груди или на талии.
Слайд 33

А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой

А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой короткую

распашную кофту с рукавами и отложным воротником. Праздничную душегрею шили из шелка или бархата, вышивали золотыми нитями, бисером и украшали бахромой.
Душегрея- короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.
Слайд 34

КОСТЮМ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ Навершник - верхняя наплечная одежда, как правило

КОСТЮМ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ

Навершник - верхняя наплечная одежда, как правило из

домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи
Слайд 35

ТРАДИЦИОННАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА Полушубок –короткая, до колен овчинная шуба Тулуп

ТРАДИЦИОННАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА

Полушубок –короткая, до колен овчинная шуба
Тулуп – долгополая

меховая шуба, полы которой заходят одна за другую, подвязывался ярким поясом
Слайд 36

СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ Свадебный костюм был самым

СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

Свадебный костюм был самым нарядным, торжественым

и богато украшенным. Древние крестьяне верили: как пройдет свадьба, такова будет и жизнь молодых..
Слайд 37

СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ Свадебный костюм обычно дополняли

СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

Свадебный костюм обычно дополняли различными бусами

и ожерельями. А его самой дорогой частью был головной убор. По нему определяли возраст женщины. Свадебный костюм шили задолго до торжества, так как он требовал больших усилий и огромных затрат времени.
Слайд 38

ФОРМА И ДЕКОР ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ В русском народном костюме

ФОРМА И ДЕКОР ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

В русском народном костюме женскому головному

убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Слайд 39

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в

косу. Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча (Венок) или перевязки.
Слайд 40

повязка кокошники сборник Сорока с рогатой кичкой Сорока с мохрами

повязка

кокошники

сборник

Сорока с рогатой кичкой

Сорока с мохрами

ГОЛОВНОЙ УБОР ИГРАЛ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В

ЖЕНСКОМ КОСТЮМЕ
Слайд 41

Рубаха – основа мужского костюма. Она доходила до колен. У

Рубаха – основа мужского костюма. Она доходила до колен. У ворота

имела разрез посредине или сбоку(косоворотка). Носили рубахи навыпуск и подпоясывали. Шили из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой знаками-символами

А теперь посмотрим как одевались мужчины на Руси

Мужской
костюм

Слайд 42

Мужской костюм По вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали

Мужской костюм

По вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали красными и

чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза».
Слайд 43

СРЕДИ ОСОБО ПОЧИТАЕМЫХ НА РУСИ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ – ПОЯС. ИНОГДА

СРЕДИ ОСОБО ПОЧИТАЕМЫХ НА РУСИ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ – ПОЯС. ИНОГДА (НА

БЕЛГОРОДЧИНЕ) ЕГО НАЗЫВАЮТ «ПОДПОЯСКА». КРУГ – ОБЕРЕГ, СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ПОЯС УВЕЛИЧИВАЕТ СИЛУ ЧЕЛОВЕКА, ОБЕРЕГАЕТ ЕГО ОТ НАПАСТЕЙ

Мужской костюм

Слайд 44

МУЖСКОЙ КОСТЮМ Частью костюма были штаны (порты). Штаны – порты,

МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Частью костюма были штаны
(порты).
Штаны – порты, завязывались на

поясе. Их заправляли в сапоги, или обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Слайд 45

Поверх рубахи надевали зипун – верхняя одежда. На голову надевали

Поверх рубахи надевали зипун – верхняя одежда.
На голову надевали шапку из

сукна или войлока

Мужской костюм

Слайд 46

Шапка (из сукна или войлока) рубаха пояс Порты (штаны) онучи

Шапка (из сукна или войлока)

рубаха

пояс

Порты (штаны)

онучи

лапти

А теперь вспомните названия мужской

одежды
Слайд 47

Символика украшений ? Защитно-охранительное значение оформления одежды (символика)

Символика украшений

?

Защитно-охранительное значение оформления одежды (символика)

Слайд 48

Места украшения рубах у женщин и мужчин ворот, оплечья, грудь, подол

Места украшения рубах у женщин и мужчин

ворот, оплечья, грудь, подол

Слайд 49

Слайд 50

Эпоха Средневековья Древняя Русь Связь образа костюма с архитектурой

Эпоха Средневековья

Древняя Русь

Связь образа костюма
с архитектурой

Слайд 51

Общее в форме фронтона избы и верхней части женского костюма

Общее в форме фронтона избы и верхней части женского костюма

Связь образа

костюма с архитектурой

ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ЦЕЛОСТНОСТИ МИРА, НЕРАСТОРЖИМОЙ СВЯЗИ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО В ОБРАЗНОМ СТРОЕ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЫ.

Слайд 52

Вопросы: 1. Чем отличается народный праздничный костюм от современного? 2.

Вопросы:
1. Чем отличается народный праздничный костюм от современного?
2. Какую роль играли

узоры в убранстве крестьянского костюма?
3. Какие места одежды покрывали узоры?
Слайд 53

Загадка 1 Кто изображен на картине: девушка или замужняя женщина?

Загадка 1
Кто изображен на картине: девушка или замужняя женщина?

Слайд 54

Загадка 2 Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Загадка 2
Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Слайд 55

Загадка 3 Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Загадка 3
Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Имя файла: Русская-народная-праздничная-одежда.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0