Слайд 2
![Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-1.jpg)
Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно
узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Слайд 3
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-2.jpg)
Слайд 4
![Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-3.jpg)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О
быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Слайд 5
![Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-4.jpg)
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский
костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.
Слайд 6
![Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-5.jpg)
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь,
огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.
В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.
Слайд 7
![Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-6.jpg)
Основными частями женского народного костюма были рубаха,
передник или занавеска, сарафан,
понёва, нагрудник.
Слайд 8
![Рубаха. Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-7.jpg)
Рубаха. Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка на
рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.
Слайд 9
![Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-8.jpg)
Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали
спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.
Слайд 10
![Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-9.jpg)
Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и
очень широкая сборчатая одежда. Душегрея шилась из дорогих тканей, украшалась бисером, тесьмой и золотой нитью. Могла быть как безрукавой, так и с рукавом. Ее берегли и передавали по наследству.
Слайд 11
![Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-10.jpg)
Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались,
укрепляя по талии поясом. К понёве полагался передник (запон, занавеска). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду-навершник.
Слайд 12
![Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-11.jpg)
Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по
обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.
Слайд 13
![Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-12.jpg)
Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть называвшаяся кичкой или
рогатой кичкой. Позднее стали носить платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.
Слайд 14
![Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-13.jpg)
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела
у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотку). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.
Слайд 15
![Поверх рубахи обычно надевали зипун или кафтан из домотканого сукна,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-14.jpg)
Поверх рубахи обычно надевали зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся
на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба.
Слайд 16
![Народный костюм – это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-15.jpg)
Народный костюм – это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой
системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, кацавейка, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения с Миром. И сейчас мы с вами остановимся конкретно на русском народном поясе.
Слайд 17
![Пояс воспринимается нами как одна из самых обыденных, но скорее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-16.jpg)
Пояс воспринимается нами как одна из самых обыденных, но скорее дополнительных
деталей одежды. А когда-то все было иначе. "Пояс верный, друг сердечный" — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян.
Слайд 18
![Пояс – как ствол дерева соединяет в человеке верх и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-17.jpg)
Пояс – как ствол дерева соединяет в человеке верх и низ.
Пояс – это лестница между мирами. Пояс был обязательной деталью одежды. В старину говорили, что «без пояса ходить грех». Редко можно было встретить среди крестьян, чтобы кто-нибудь ходил без пояса. Пояс являлся священным предметом, так как давался каждому при крещении. Недаром говорили: «Подпоясанного человека бес боится». По народным поверьям он имел магическую силу: выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь беду. Самыми распространенными были плетенные и тканные пояса.
Слайд 19
![Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать начинали с детства,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-18.jpg)
Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать начинали с детства, а
к замужеству в приданом у девушки могло насчитываться до десятка поясов, подобранных по рисунку и цвету к определенному костюму. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита ценилось мастерство ткачихи. Девочки при этом проходили школу арифметики (счет) и геометрии (симметрия), а в именных поясах и грамоту. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным.
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-19.jpg)
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/599590/slide-20.jpg)