Духовно-нравственный и эстетический потенциал поэзии А.С. Пушкина презентация

Содержание

Слайд 2

ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ
А.С. ПУШКИНА.
1. Составьте СИНКВЕЙН о личности и

поэзии А.С.Пушкина.
2. Ответьте на вопросы:
1) Что нового я узнал о личности и поэзии А.С. Пушкина? Что было наиболее интересно и необычно в ходе уроков? Понравились ли видеосюжеты и аудиозаписи стихов или вам больше нравится живое чтение студентов (преподавателя)? Что было трудно?
2) Вспомните наше (на уроке) обсуждение поэмы «Медный всадник» и ответьте на вопросы: можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей? каково Ваше отношение к преобразованиям Петра I? как Вы считаете: каждый из нас ответственен за происходящее в стране или от Вас ничего не зависит?

ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА. 1. Составьте СИНКВЕЙН о личности и

Слайд 3

СИНКВЕЙН О ЛИЧНОСТИ И ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА.
На первой строчке записывается одно

слово – тема синквейна.
На второй строчке надо написать 3-4 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке – 3-4 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого студент высказывает свое отношение к теме. Это может быть 1) предложение из записей, сделанных на занятии, 2) цитата из произведения изучаемого автора, 3) составленная студентом фраза в контексте темы.
Последняя (пятая) строчка – это одно (два) слово-вывод, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

СИНКВЕЙН О ЛИЧНОСТИ И ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА. На первой строчке записывается одно

Слайд 4

«ПУШКИН – НАШЕ ВСЕ»
Аполлон Григорьев

ХУДОЖНИК ПЕТР СОКОЛОВ. 1836.

ВСПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ

О ПОЭТЕ
(ответ от парты или от 4-х человек).

«ПУШКИН – НАШЕ ВСЕ» Аполлон Григорьев ХУДОЖНИК ПЕТР СОКОЛОВ. 1836. ВСПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ

Слайд 5


Б.В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г.

«Жил бы Пушкин долее, так и между

нами было бы меньше споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе, Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
Ф.М. Достоевский.
Очерк «Пушкин».

Б.В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. «Жил бы Пушкин долее, так и

Слайд 6

«...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический

потенциал поэзии А.С. Пушкина.

ИТАК, В ЧЕМ ТАЙНА ПУШКИНСКОГО ГЕНИЯ И НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЦЕННОСТЬ ЕГО ПОЭТИЧЕСКИХ ТВОРЕНИЙ?

В. А. ТРОПИНИН.
ПОРТРЕТ А. С. ПУШКИНА, 1827.

«...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический

Слайд 7

Для нас его имя – символ всего самого светлого, жизнерадостного и гармоничного.
Однако,

как великий мыслитель и поэт, Пушкин задумывался о таких явлениях, как одиночество человека, утрата иллюзий, быстротечность времени и мгновенность жизни...

Для нас его имя – символ всего самого светлого, жизнерадостного и гармоничного. Однако,

Слайд 8


1820-24 годы в жизни Пушкина – время его ссылки и жизни на Юге.

После северного Петербурга – новая яркая и красочная южная природа. Было и чувство полной свободы... Судьба вела его к романтизму. Жизнь представлялась юному романтику как цепь несправедливостей, клеветы, измен. Подобные настроения легли в основу стихотворения
"ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО... "

И.К. АЙВАЗОВСКИЙ, `ПУШКИН НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ` 1887Г.

…Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...

1820-24 годы в жизни Пушкина – время его ссылки и жизни на Юге.

Слайд 9

Слайд 10

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое

место в творческом наследии Пушкина. Стихотворение написано в августе 1820 года. Молодой поэт совершил путешествие с семьей Раевских из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

История создания

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое

Слайд 11


"ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО..."

И.К. АЙВАЗОВСКИЙ, `ПУШКИН НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ` 1887Г.

…Я вижу берег

отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...

Ведущим в стихотворении является мотив бегства. Романтический герой стремится в "отдаленный край". Он охвачен "волненьем и тоской", устал от жизни. Само произведение похоже на чудную мелодию. Романтичен и пейзаж: синее море, туман, сумрак...

"ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО..." И.К. АЙВАЗОВСКИЙ, `ПУШКИН НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ` 1887Г. …Я вижу

Слайд 12

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин

говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.
Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

Тема

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.
Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин

Слайд 13

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин

говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.
Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин

Слайд 14

В 1823 году Пушкин пишет стихотворение "Демон", где впервые у него возникает тема

переоценки самого значительного в жизни. Стихотворение построено по принципу контраста.

В 1823 году Пушкин пишет стихотворение "Демон", где впервые у него возникает тема

Слайд 15

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в

Боге, не имела другого обличья. А вот посланец ада каких только имен не носил: и дьявол, и сатана, и Люцифер.

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в

Слайд 16

Образ демона – это попытка художественной конкретизации и олицетворения отвлеченной идеи отрицания всех

тех надежд, которые человек испытывает в юности, когда жизнь предстает в светлых красках, но с годами и ростом жизненного опыта происходит "утрата иллюзий".

Образ демона – это попытка художественной конкретизации и олицетворения отвлеченной идеи отрицания всех

Слайд 17

Таким образом, сопоставление стихотворения А. С. Пушкина «Ангел» с отдельными эпизодами поэмы М.

Ю. Лермонтова «Демон» свидетельствует о том, что у каждого из поэтов - свое понимание ситуации встречи ангела и демона

Таким образом, сопоставление стихотворения А. С. Пушкина «Ангел» с отдельными эпизодами поэмы М.

Слайд 18


"ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ... "(1825)

* * *
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не

сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

"...воспоминания – самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно ему".

"ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ... "(1825) * * * Если жизнь тебя обманет, Не

Слайд 19


"...воспоминания – самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно

ему".

* * *
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет; Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Эта философская миниатюра утверждает жизнь, смысл ее оптимистичен. И здесь же возникает тема воспоминаний о прошлом, которые всегда грустны, но и приятны в одно время.

"...воспоминания – самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно

Слайд 20


Слайд 21


Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:
Где цвёл? когда? какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
1828

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной

Слайд 22

Тема памяти и времени занимает особое место в поэзии Пушкина. Его с юных

лет волновала конкретная человеческая жизнь, ведущая к неизбежной смерти. Сам поэт рано сформировался как человек и как художник, очень рано он почувствовал скоротечность жизни. Скорость бега времени пугала и захватывала его. Он сам как бы задал себе роковой рубеж – 30 лет – и каждый прожитый год осознавал как ступень к гробовому входу.

Тема памяти и времени занимает особое место в поэзии Пушкина. Его с юных

Слайд 23

26 мая 1828г. (в день своего рождения, за год до 30-летия), он создал

стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…"
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

26 мая 1828г. (в день своего рождения, за год до 30-летия), он создал

Слайд 24

Перечитайте стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…" и, объединившись в группы, в течение 7-10

минут письменно ответьте на вопросы:
1.Понятны ли вам эти стихи о поиске смысла жизни или вы никогда не думали, зачем живёте?
2. Люди, живущие в ХХI веке, способны понять и разделить настроения тоски, страха перед неизвестным будущим, сомнения в высшей справедливости или сегодня это совсем не актуально?
3. Кому эти стихи ближе и понятнее: молодому – пожилому? мужчине-женщине? жителю мегаполиса – жителю глубинки? семейному – одинокому? богатому – бедному? Умному – глупому? верующему – безбожнику?
4. Напишите свой ответ-совет поэту, выразив своё согласие или несогласие с ним.

Перечитайте стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…" и, объединившись в группы, в течение 7-10

Слайд 25

В январе 1830 г. святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский написал свой ответ в

стихах, и по форме, и по содержанию продолжавший размышления Пушкина.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

В январе 1830 г. святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский написал свой ответ в

Слайд 26

 

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви 19

века. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избираются Самим Богом к миссии высшего духовного водительства.

Это стихотворение («скептические куплеты» по определению самого А.С. Пушкина) было написано 26 мая 1828 года, т.е. за год до 30-летия поэта:
Дар напрасный, дар случайный…
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Стихотворение Пушкина было опубликовано в декабре 1829 г., а уже в январе 1830 г., митрополит Филарет написал свой ответ в стихах, который и по форме, и по содержанию словно продолжал размышления Пушкина.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви 19 века.

Слайд 27

В 1994 году Архиерейским собором Русской Церкви святитель Филарет был причислен к лику

святых; день памяти — 2 декабря.

Гробница с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя.

Святитель Филарет (1783-1867) ,
митрополит Московский.
Портрет работы Владимира Гау, 1854 г.

В 1994 году Архиерейским собором Русской Церкви святитель Филарет был причислен к лику

Слайд 28

Портрет работы О. А. Кипренского.
Пушкин: «Себя как в зеркале я вижу, но это

зеркало мне льстит».

Художник Петр Соколов. 1836.

Портрет работы О. А. Кипренского. Пушкин: «Себя как в зеркале я вижу, но

Слайд 29

В 1830 г. он собирался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой и для решения

хозяйственных и финансовых проблем отправился в Болдино, но карантин, установленный в связи с эпидемией холеры задержал в Болдино его надолго.

В 1830 г. он собирался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой и для решения

Слайд 30

В 1830 г. он собирался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой и для решения

хозяйственных и финансовых проблем отправился в Болдино, но карантин, установленный в связи с эпидемией холеры задержал в Болдино его надолго.

В 1830 г. он собирался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой и для решения

Слайд 31


Слайд 32

Лирика Пушкина 30-х годов поднимается до небывалых философских обобщений, она насыщена раздумьями о

своей жизни и о жизни и судьбе России. Тема бесовства особенно волновала поэта.

7 сентября 1830 г. в Болдино была написана элегия «Бесы», в которой дан удивительный синтез сложной философской символики и конкретных реалий русского быта.

Лирика Пушкина 30-х годов поднимается до небывалых философских обобщений, она насыщена раздумьями о

Слайд 33

7 сентября 1830 г. в Болдино была написана элегия «Бесы», в которой дан

синтез сложной философской символики и конкретных реалий русского быта.

7 сентября 1830 г. в Болдино была написана элегия «Бесы», в которой дан

Слайд 34


Слайд 35


Слайд 36


Контуриев Вячеслав. Снежные бесы. 2013 год.

Контуриев Вячеслав. Снежные бесы. 2013 год.

Слайд 37


Слайд 38


Слайд 39


Слайд 40


Слайд 41

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)и
Наталья Николаевна Гончарова (1812 - 1863).

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)и Наталья Николаевна Гончарова (1812 - 1863).

Слайд 42

Слайд 43

Известно, что в последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к Церкви, Библии

и молитве, изучал жития святых и так полюбил некоторые молитвы, что переложил их на стихи. Например, до нас дошло его поэтическое переложение великопостной молитвы (читается в дни Великого Поста) св. Ефрема Сирина – «Отцы пустынники…»

Известно, что в последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к Церкви, Библии

Слайд 44

Известно, что в последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к Церкви, Библии

и молитве, изучал жития святых и так полюбил некоторые молитвы, что переложил их на стихи. Например, до нас дошло его поэтическое переложение великопостной молитвы (читается в дни Великого Поста) св. Ефрема Сирина – «Отцы пустынники…»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» создано в конце июля 1836 года и относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, поэт пронумеровал только четыре. 

Известно, что в последние годы жизни Пушкин всё чаще обращался к Церкви, Библии

Слайд 45

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь

дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смиренья, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять

Слайд 46

 

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА
Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не

даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

Слайд 47

 Молитва Ефрема Сирина
Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не

даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Молитва Ефрема Сирина Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

Слайд 48

 В последние месяцы, недели и дни своей жизни поэт часто пребывал в тяжелом

душевном состоянии. Кольцо врагов и ненавистников, желавших его смерти, сжималось все теснее, и предчувствие страшной гибели не могло не тяготить поэта. Пушкин боролся с собой, моля Бога о «терпении, смирении, любви» и в то же время, как человек светский и страстный, он рвался к кровавому поединку, ведь на карту была поставлена честь его семьи.

В последние месяцы, недели и дни своей жизни поэт часто пребывал в тяжелом

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Перед смертью поэт простил своего убийцу и просил, чтобы за
него никто не мстил,

исповедался и причастился Святых
Христовых Тайн. Священник, причащавший его, был потрясен
его мужеством.
За несколько минут до смерти Пушкин воскликнул: «Ну, подымай
же меня, пойдем, да выше, выше…» Он сказал Далю: «Мне
пригрезилось, что я с тобою лечу вверх…»

Перед смертью поэт простил своего убийцу и просил, чтобы за него никто не

Слайд 54

Справедливы слова архиепископа Одесского Никанора, который задается вопросом: «Имеем ли мы право молиться

за Пушкина?» и сам отвечает: «Был он крещен, жил и умер христианином, примиренным с Богом, совестью и Церковью, умер кающимся сыном Отца Небесного, умер в муках наложенного им на себя креста...» Современный священник Владимир Сорокин подчеркивает: «Наша молитва об упокоении Раба Божьего Александра в Царстве Небесном имеет основу в словах Господа: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего».

Справедливы слова архиепископа Одесского Никанора, который задается вопросом: «Имеем ли мы право молиться

Слайд 55

Поэт обрел вечный покой утром 18 февраля 1837 г.
на кладбище Святогорского монастыря в

Псковской губернии.

Поэт обрел вечный покой утром 18 февраля 1837 г. на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.

Слайд 56

«...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический

потенциал поэзии А.С. Пушкина.
Прожив на земле всего 37 лет, он успел оставить нам такое духовное наследие, что обогатило нас на все века…
Его мысль проникает во все области человеческого духа, озаряя их ярким светом...
Митрополит Анастасий

Репродукция эскиза к портрету
А. С. Пушкина работы художника Ярослава Манухина.

«...И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»: духовно-нравственный и эстетический

Слайд 57

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН О ЛИЧНОСТИ И ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.
В ПЕРЕВОДЕ С ФРАНЦУЗСКОГО СЛОВО “СИНКВЕЙН” ОЗНАЧАЕТ

СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПЯТИ СТРОК, КОТОРОЕ ПИШЕТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА ТРЕБУЕТ В КРАТКИХ ВЫРАЖЕНИЯХ ОБОБЩИТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ.

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН О ЛИЧНОСТИ И ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА. В ПЕРЕВОДЕ С ФРАНЦУЗСКОГО СЛОВО “СИНКВЕЙН”

Слайд 58

Синквейн о личности и поэзии А.С.Пушкина.
На первой строчке записывается одно слово – тема

синквейна.
На второй строчке надо написать 3-4 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке – 3-4 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого студент высказывает свое отношение к теме. Это может быть 1) предложение из записей, сделанных на занятии, 2) цитата из произведения изучаемого автора, 3) составленная студентом фраза в контексте темы.
Последняя (пятая) строчка – это одно (два) слово-вывод, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Синквейн о личности и поэзии А.С.Пушкина. На первой строчке записывается одно слово –

Слайд 59

Пример синквейна «Личность Ивана Алексеевича Бунина».
Иван Алексеевич Бунин.
Талантливый, самобытный, восприимчивый, русский.
Страдает, восхищается, любит,

творит.
«Россия в каждом из нас! Любить ее — это нравственно!» (Иван Бунин).
Патриот, лауреат Нобелевской премии.
Синквейн «Личность Михаила Юрьевича Лермонтова»
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Свободный, мятежный, одинокий, противоречивый.
Страдает, предчувствует, бунтует, творит.
«Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя…» («1831-го июня 11 дня». М. Ю.Лермонтов).
Поэт-романтик.

Пример синквейна «Личность Ивана Алексеевича Бунина». Иван Алексеевич Бунин. Талантливый, самобытный, восприимчивый, русский.

Слайд 60

Задания к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
ИЗ: подготовить выразительное чтение (желательно наизусть)

ВСТУПЛЕНИЯ к поэме «Медный всадник» -
1 студент со слов «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн...»,
2 студент со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» + комментарий;
3 студент со слов «Бедняк проснулся… » до «…уздой железной Россию поднял на дыбы?»;
4 студент «Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел» до «За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал».

Задания к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». ИЗ: подготовить выразительное чтение (желательно

Слайд 61

Задания к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
ИЗ: подготовить сообщение об основании Санкт-Петербурга

Задания к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». ИЗ: подготовить сообщение об основании Санкт-Петербурга

Слайд 62

ВОПРОСЫ к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Каким предстает в поэме Петербург? В

чем заключается контрастность образа этого города? С какими чувствами и с какой целью он был построен? Что символизирует собой Нева и ее выход из берегов?
Кто такой Евгений? Чем он живет? Почему сходит с ума? Какая истина открывается герою в состоянии безумия?
Как вы думаете, кто выходит «победителем» из «столкновения» Евгения с Медным всадником? На чьей стороне находится автор? Ваше понимание финала поэмы?

ВОПРОСЫ к уроку «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Каким предстает в поэме Петербург?

Слайд 63

Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются:
• твёрдое знание текста и точность его воспроизведения;
• выразительность чтения;
• соблюдение

произносительных норм.

Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются: • твёрдое знание текста и точность его

Слайд 64

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:
1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.
2. Знание

текста. Безошибочность чтения. Отсутствие запинок.
3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса). 
4. Проникновение в содержание произведения. Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить в произведении?)
5. Выявление своего отношения к читаемому.
6. Активное общение со слушателями. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.).
8. Эффективное использование мимики и жестов.
9. Четкое произношение.
10. Простота и естественность чтения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ: 1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

Слайд 65

Советы читающему стихотворение
При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в каждой

строке, и при чтении выделяйте эти слова (но без " выкриков").
Дома почитайте вслух в пустой комнате. Послушайте, как звучит ваш голос.
Читать нужно стоя, просто опустив руки вниз. Не нужно жестикулировать - важно все оттенки при чтении передавать небольшими модуляциями (изменениями) голоса.
Никогда не читайте в шумной аудитории - обязательно дождитесь тишины.

Советы читающему стихотворение При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в

Слайд 66

Советы читающему стихотворение
При чтении не нужно никаких особых эффектов - просто не спешите

(обычно именно торопливость - главный недостаток). Дайте прозвучать поэтическому слову – пусть слушатели это слово услышат, почувствуют.
Перед чтением стихотворения обязательно произнесите имя автора и название стихотворения - этим мы и себя готовим, и настраиваем аудиторию.
Голос надо направить чуть выше голов слушателей, по диагонали класса - будет лучше акустика.
Когда читаете стихотворение, смотрите либо чуть выше голов слушателей, либо на доброе, внимательное лицо в классе.

Советы читающему стихотворение При чтении не нужно никаких особых эффектов - просто не

Слайд 67

Советы читающему стихотворение
Не откликайтесь на смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность и

в то же время открытостьинтонации - тогда вас будут слушать.
Выразительное чтение стихотворения - это испытание вашего волевого начала. Важно "подчинить себе" слушателей, настроить аудиторию в унисон с настроением вашего чтения.
Не читайте, повернувшись к учителю - чтение станет невыразительным.
Самое главное в стихотворении - ФИНАЛ. Не "проглатывайте" последних слов, т.е. не прочитывайте их торопливо, с выражением: "Наконец-то все!" Этим вы испортите все чтение.

Советы читающему стихотворение Не откликайтесь на смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность

Имя файла: Духовно-нравственный-и-эстетический-потенциал-поэзии-А.С.-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 14
Количество скачиваний: 0