Герберт Спенсер: труды, эволюционизм, социологические взгляды презентация

Содержание

Слайд 2

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи

которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и
К. Бэр, Смит и Мальтус.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи

Слайд 3

Основные труды:
“Социальная статика” (1851);
“Системы синтетической философии” (1858);
“Основные начала” (1862);
“Основания биологии” (1864-1867);
“Основания психологии” (1870-1872);
“Основания

социологии” (1876-1896);
“Основания этики” (1879-1893);
“Социология как предмет изучения” (1903).

Эволюционизм — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

Основные труды: “Социальная статика” (1851); “Системы синтетической философии” (1858); “Основные начала” (1862); “Основания

Слайд 4

1. Существует универсальный закон развития человеческих культур.
2. Человеческий род един, поэтому все люди

имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
3. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.
4. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире.
5. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
6. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
“Системы синтетической философии”

1. Существует универсальный закон развития человеческих культур. 2. Человеческий род един, поэтому все

Слайд 5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Г.СПЕНСЕРА

Социальные организмы — это вершина природной эволюции. В социальном организме Спенсер

выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Герберта носит системный характер.

Каждый социальный организм состоит из трех основных органов (систем):
1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло);
2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.);
3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т.п.).

Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели и координирующая остальные органы. Таким образом, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Г.СПЕНСЕРА Социальные организмы — это вершина природной эволюции. В социальном организме

Слайд 6

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям

жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

Механизм социальной эволюции включает три фактора: люди изначально неравны по своим характерам, способностям,

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА» И БИОЛОГИЧЕСКОГО

1. В отличие от биологического организма, образующего

«тело», имею­щего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.
2. Но главное отличие состоит в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей.

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА» И БИОЛОГИЧЕСКОГО 1. В отличие от биологического организма, образующего

Слайд 8

СХОДСТВА «СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА» И БИОЛОГИЧЕСКОГО

1. Общество, как и биологический организм имеет тенденцию

к росту и развитию (численность населения, материальные ресурсы и др.).
2. Как и в случае биологической эволюции, рост приводит к усложнению структуры.
3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.
4. Общество состоит из индивидов, как организм — из клеток.
5. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.
6. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части.

СХОДСТВА «СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА» И БИОЛОГИЧЕСКОГО 1. Общество, как и биологический организм имеет тенденцию

Слайд 9

Типы обществ по Спенсеру

Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение

побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Типы обществ по Спенсеру Военный тип общества — военные конфликты и истребление или

Слайд 10

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не

должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Правительство

Слайд 11

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
- безопасность личности,
- свободное передвижение,
- свобода совести,
- свобода речи,
-

свобода печати.
Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру: - безопасность личности, - свободное передвижение, - свобода

Имя файла: Герберт-Спенсер:-труды,-эволюционизм,-социологические-взгляды.pptx
Количество просмотров: 102
Количество скачиваний: 0