Гумилев Николай презентация

Содержание

Слайд 2

Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева

Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева (1836—1910).

Мать — Анна Ивановна, урождённая Львова (1854—1942).

А. И. Гумилева

С. Я. Гумилев

Слайд 3

В мальчике рано проснулась любовь к поэзии, он стал глубоко

В мальчике рано проснулась любовь к поэзии, он стал глубоко вдумываться

в жизнь. Николай Гумилев в детстве вел себя совершенно непонятно: пропадал по суткам, потом оказывалось, что он вырыл себе пещеру на берегу реки и проводил там время в посте(Н.Гумилев в раннем возрасте заинтересовался религией) и раздумье. Он пробовал даже совершать чудеса.

Митя и Коля Гумилевы

На песчаных дальних косогорах,
У лесных бездонных очастей
Вечно норы он копал, и в норах
Поджидал неведомых гостей.

Н. Гумилев

Слайд 4

В 1903 году поступил в Царскосельскую гимназию (в VII класс).

В 1903 году поступил в Царскосельскую гимназию (в VII класс). Учился

он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи».

Анненский являлся учителем многих известных и успешных поэтов Серебряного века (Пастернак, Мандельштам). Гумилев писал об Анненском: «…теперь, когда поэзия завоевала право быть живой и развиваться, искатели новых путей на своем знамени должны написать имя Анненского, как нашего «завтра»»

И. Анненский

Слайд 5

Н. Гумилев и А. Ахматова Н. Гумилев долго и упорно

Н. Гумилев и А. Ахматова

Н. Гумилев долго и упорно добивался сердца

юной и очаровательной Ани Горенко. Под влиянием этого чувства было написано множество стихотворений, одно из которых - «Это было не раз…» Отношения их были тайным единоборством. с ее стороны - для самоутверждения как свободной от оков женщины; с его стороны - желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собой.

Личная жизнь

Анна Ахматова и Николай Гумилёв
Автор: Елизавета Токарева

Слайд 6

Разрыв Из воспоминаний В.С. Серезневской, близкой подруги А. Ахматовой, мы

Разрыв

Из воспоминаний В.С. Серезневской, близкой подруги А. Ахматовой, мы можем

узнать, каким образом произошел разрыв отношений между двумя поэтами: «…Сидя у меня в небольшой темно-красной комнате, на большом диване, Аня сказала, что хочет навеки расстаться с ним. Коля страшно побледнел, помолчал и сказал: «Я всегда говорил, что ты совершенно свободна делать все, что ты хочешь». Встал и ушел.»

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться.

«Мои читатели»

«Портрет Н. С. Гумилева перед казнью», 1984 год
Автор: Дмитрий Шагин

Двойной портрет: Анна Ахматова и Николай Гумилёв. 1926 год.
Автор: Т. М. Скворикова

Слайд 7

Вторая жена Немногим более Н. Гумилеву повезло со вторым браком.

Вторая жена

Немногим более Н. Гумилеву повезло со вторым браком. Многие

отмечали, что Анна Энгельгардт, вторая жена, очень хорошенькая и очень глупая женщина.
Согласно мемуарам семьи Гумилева ее характеризует следующая фраза: «… — когда я узнала о трагической смерти Коли, я даже плохо танцевала».

А. Энгельгардт

Слайд 8

Основной темой поэзии Гумилева является поиск себя, который он исполняет

Основной темой поэзии Гумилева является поиск себя, который он исполняет посредством

«побега» в дальние, экзотические страны. Стихотворение «Прапамять» переполнено данными мотивами.

Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913 год

Автор фото: Николай Сверчков

Слайд 9

Гумилев был в Африке два раза: самостоятельно и в составе

Гумилев был в Африке два раза: самостоятельно и в составе экспедиции.

Оттуда Николай привез интересную информацию, впечатления и даже фотографии некоторых правителей.

Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору,
В Африку, как прежде, как тогда,
Лечь под царственную сикомору
И не подниматься никогда.

«Вероятно, в жизни предыдущей…»

Автор фото: Николай Сверчков

Слайд 10

Также Н. Гумилеву были присущи черты романтизма. Жизнь с ее

Также Н. Гумилеву были присущи черты романтизма. Жизнь с ее трагическими

и нелегкими реалиями заставляет поэта все чаще и глубже всматриваться в самого себя и осознавать, что же происходит с ним и со всем окружающим. И раскрывая концепцию “Что такое жизнь и какова роль человека в ней”, Гумилев пытается восстановить равновесие мира земного и запредельного. В стихотворении «Театр» Н. Гумилев раскрывает свои мысли о значении человека и Бога.
Слайд 11

Многие люди отмечали в Гумилеве явную, «настоящую» мужественность, что не

Многие люди отмечали в Гумилеве явную, «настоящую» мужественность, что не соответствовало

поначалу его внешним данным (хилый, непропорциональный молодой человек, кажущийся достаточно «безобразным» на первый взгляд)

Знакомые и близкие нисколько не удивились тому, что Гумилев вызвался добровольцем в армию, когда началась Первая мировая война. За отвагу он получил два Георгиевских креста.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь

«Память»

Гумилёв в годы войны
Автор: Е. Кругликова

Слайд 12

Об идеологии Н. Гумилева можно судить по воспоминаниям близких знакомых:

Об идеологии Н. Гумилева можно судить по воспоминаниям близких знакомых: «В обществе

товарищей республиканцев, демократов и социалистов он, без страха за свою репутацию, заявлял себя монархистом. В обществе товарищей атеистов и вольнодумцев, не смущаясь насмешливыми улыбками, крестился на церкви и носил на груди большой крест-тельник».

Набросок
Автор: Натан Альтман

Слайд 13

Н. Гумилев и его взаимоотношения с другими поэтами В. Брюсов

Н. Гумилев и его взаимоотношения с другими поэтами

В. Брюсов был «единственным

человеком в России, интересующимся» стихами Гумилёва, он имел достаточное влияние на молодого Гумилева. Помогал начинающему поэту определять свои стихи в литературные журналы. Гумилев крайне уважал своего покровителя. Стихотворение «Он поклялся в строгом храме…» было написано под воздействием поэзии В. Брюсова, в нем поэт следовал основным мотивам, присущим В. Брюсову.

В. Брюсов

Слайд 14

Также Н. Гумилев хорошо отзывался о поэзии К. Бальмонта: «Вечно

Также Н. Гумилев хорошо отзывался о поэзии К. Бальмонта: «Вечно тревожащая

нас загадка К. Бальмонт. Вот пишет он книгу, потом вторую, потом третью, в которых нет ни одного вразумительного образа, ни одной подлинно-поэтической страницы, и только в дикой вакханалии несутся все эти «стозвонности» и «самосоженности» и прочие бальмонтизмы. И вдруг он печатает стихотворение не просто прекрасное, а изумительное, которое неделями звучит в ушах… И тогда начинает казаться, что, может быть, прекрасна и «самосоженность», и «Адам первично-красный», и что только твоя собственная нечуткость мешает тебе это понять».

К. Бальмонт

Слайд 15

Н. Гумилев и А. Блок Принадлежа к одной литературной эпохе,

Н. Гумилев и А. Блок

Принадлежа к одной литературной эпохе, они

были людьми разных
поэтических поколений. Двух поэтов всегда противопоставляли, даже во внешности.

Из мемуаров возлюбленной Н. Гумилева, О.Молчаловой: «Существовало общепринятое мнение: «Блок красивый, Гумилев - некрасивый». Противоположности во всем. Не могу примкнуть к этому суждению. Есть стать, осанка, мерный шаг, глубокий голос, нежно и твердо очерченные губы, тонкие пальцы белых рук, а главное окружавшая атмосфера — все не укладывается в понятие «некрасивый».

«Портрет поэта Гумилева», 1909 год
Автор: Ольга Делла-Вос-Кардовская

Александр Блок
Автор: Константин Сомов

Слайд 16

Между Н. Гумилевым и А. Блоком шли неустанные споры на

Между Н. Гумилевым и А. Блоком шли неустанные споры на тему

поэзии. Они не понимали и не принимали взгляды друг друга.

Гумилев искренне считал, что никакой политики не должно присутствовать в стихотворениях. «…чем яснее поэт осознает себя как политический деятель, тем темнее для него законы его «святого ремесла».

Николай Гумилёв. Париж. 1908
Автор: М. В. Фармаковский

Слайд 17

Множество нелицеприятных отзывов полетело в сторону А. Блока после поэмы

Множество нелицеприятных отзывов полетело в сторону А. Блока после поэмы «Двенадцать».
Из

воспоминаний современника: «Первая часть утренника закончилась первым публичным чтением поэмы Блока «Двенадцать», эффектно продекламированной его женой, которая выступала под специфической фамилией: Басаргина. По окончании этого чтения в зале поднялся бедлам. Я пошел в крохотную артистическую комнату, буквально набитую поэтами. По программе очередь выступать после перерыва была за Блоком, но он с трясущейся губой повторял: «Я не пойду, я не пойду». И тогда к нему подошел блондин среднего роста с каким-то будто утиным носом и сказал: «Эх, Александр Александрович, написали, так и признайтесь, а лучше бы не написали». После этого он повернулся и пошел к двери, ведущей на эстраду. Это был Гумилев».

А. Блок

Слайд 18

В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов,

В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов, туда

вошёл и Гумилёв.

Так как печатание книг из-за отсутствия бумаги в те дни почти прекратилось, главным заработком многих писателей стали занятия в литературных кружках. Гумилев в первые же месяцы стал одним из наиболее деятельных студийных работников.

Его курс был очень труден. Поэт изготовил около десятка таблиц, которые его слушатели были обязаны вызубрить: таблицы рифм, таблицы сюжетов, таблицы эпитетов, таблицы поэтических образов.

Николай Гумилев на лекции в институте истории искусств. 1920-1921 гг.
Автор: Надежда Шведе-Радлова

Слайд 19

Н. Гумилев, чтобы заставить своих учеников запомнить стихотворные размеры, приурочивал

Н. Гумилев, чтобы заставить своих учеников запомнить стихотворные размеры, приурочивал их

к именам поэтов:

/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /

'

'

'

Анна Ахматова

'

'

Георгий Иванов

дактиль

амфибрахий

/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /

/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /

анапест

Николай Гумилев

'

'

'

'

'

'

'

'

'

'

Слайд 20

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и свои

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и свои задачи:

ямб, как бы спускающийся по ступеням, свободен, ясен, тверд, и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли.

Пр.:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть

«Молитва» М.Ю. Лермонтов

Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область - пение.

Пр.:

В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату тёплым молоком.

«Я иду долиной. На затылке кепи…» С. Есенин

Слайд 21

Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемых,

Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемых, как

пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев.

Пр.:

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

«Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдор Тютчев

Пр.:

Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движенье, напряженье нечеловеческой страсти.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

«Тройка»Н. Некрасов

Слайд 22

Амфибрахий, их синтез, баюкающий и призрачный, говорит о покое божественно-легкого

Амфибрахий, их синтез, баюкающий и призрачный, говорит о покое божественно-легкого и

мудрого бытия.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Пр.:

«Жираф»Н. Гумилев

Поэты нередко борются с этими свойствами формы, требуют от них иных возможностей и подчас успеют в этом. Однако такая борьба никогда не проходит даром для образа.

Слайд 23

Смерть Е. Замятин: «Горький сделал все, чтобы спасти его. По

Смерть

Е. Замятин: «Горький сделал все, чтобы спасти его. По словам Горького,

ему уже удалось добиться в Москве обещания сохранить жизнь Гумилева, но петербургские власти как-то узнали об этом и поспешили немедленно привести приговор в исполнение. Я никогда не видел Горького в таком раздражении, как в эту ночь.»

Н. С. Гумилёв, 1909 год
Автор: Надежда Войтинская

Слайд 24

По воспоминаниям секретаря Луначарского А.Э. Колбановского, «однажды в конце августа

По воспоминаниям секретаря Луначарского А.Э. Колбановского, «однажды в конце августа 1921

года около четырех часов ночи раздался звонок. Я пошел открывать дверь и услышал женский голос, просивший срочно впустить к Луначарскому. Это оказалась известная всем член партии большевиков, бывшая до революции женой Горького, бывшая актриса МХТ Мария Федоровна Андреева. Она просила срочно разбудить Анатолия Васильевича. Я попытался возражать, так как была глубокая ночь и Луначарский спал. Но она настояла на своем. Когда Луначарский проснулся и, конечно, ее узнал, она попросила немедленно позвонить Ленину. «Медлить нельзя. Надо спасать Гумилёва. Это большой и талантливый поэт. Дзержинский подписал приказ о расстреле целой группы, в которую входит и Гумилёв. Только Ленин может отменить его расстрел».
Андреева была так взволнована и так настаивала, что Луначарский наконец согласился позвонить Ленину даже и в такой час.
Когда Ленин взял трубку, Луначарский рассказал ему все, что только что услышал от Андреевой. Ленин некоторое время молчал, потом произнес: «Мы не можем целовать руку, поднятую против нас», — и положил трубку.
Слайд 25

Актриса Д. Ф. Слепян пишет о своей встрече в театре

Актриса Д. Ф. Слепян пишет о своей встрече в театре „с

бывшим старым чекистом <…>, который присутствовал при расстреле Гумилева. Он рассказывал, что был поражен его стойкостью до самого трагического конца“. „В последний день, когда было назначено исполнение приговора, — рассказывал в 1923 году Л. В. Горнунгу осведомленный В. А. Павлов, также привлекавшийся по „делу ПБО“(Дело Таганцева), — арестованных вывезли далеко за город. Поэты, близкие Гумилеву <…> разыскали какого-то садовника, жившего недалеко от места расстрела, предположив, что он мог что-то видеть, и уговорили его рассказать о случившемся. По его словам, всю партию поставили в один ряд. Многие мужчины и женщины плакали, падали на колени, умоляли пьяных солдат. Гумилев до последней минуты стоял неподвижно“

Последняя фотография Н. Гумилёва сделанная в ЧК

Имя файла: Гумилев-Николай.pptx
Количество просмотров: 114
Количество скачиваний: 0