Художественный мир Сергея Есенина презентация

Слайд 2

Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в

Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в глубокую

древность. Его философия разлита, растворена в словесных поэтических образах.
В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека.

Философская основа поэзии Есенина

Личность

Человек

Природа

Общество

Мир

Слайд 3

Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба.

Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба. В

центре его мироздания – деревенская изба, с ее немудреными атрибутами: окном, порогом, печью, божницей и т. д.В начале творческого пути Есенина - это реальная изба. Но постепенно она мифологизируется, превращаясь в храм, соединяющий небо и землю. Части этой избы становятся символами связи земного и небесного: красный угол, конек на крыше, матица — основная балка, поддерживающая потолочный настил в доме.
С 1914 г. в поэзии Есенина появляется и небесное жилище – «золоченая хата», «божий» (райский) терем.
В центре земли — изба с крестьянскими постройками («овином», «хлевом», «гумном» и т. п.). Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «села», «поселки» и «слободки», окруженные полями и лесами, — это есенинская «голубая Русь».
В поэзии 1914 – 1919г. божий, небесный мир и мир земной взаимодействуют: в небе «голубая трава», «голубая пыль», там растут деревья, бродят небесные стада (месяц, звезды, облака, тучи). А на земле – небесная «синь, упавшая в реку».

Образ земли и неба

Слайд 4

Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных

Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных небес

иконостас», звезды – «лампадки небесные», рощи «кадят росою», небо – «иконостас», «хаты – в ризах образа», храм, где обитает красота. В его произведениях «слухают ракиты посвист ветряной», «плачет иволга», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», «… над речкою режет воду синюю солнца соха…», «месяц рогом облако бодает», «ковригой хлебной над сводом надломлена твоя луна», «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», а «схимник ветер» на «рябиновом кусту» целует «язвы красные незримому Христу».
Небо и земля есенинского художественного мира в стихах 10-ых гг. соединяется в образе мирового древа. На ветвях этого мифологического древа растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, мысли, слова.

Природа - храм

Слайд 5

Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный,

Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный, синий,

зеленый, желтый, золотой, белый, розовый.
В большой статье «Ключи Марии», написанной в 1918 году, Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно-поэтической культуры. Художественно-философское единство двух миров — небесного и земного — поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче-бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, «с холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает... В его далекий брег».

Цветовая гамма

Слайд 6

Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было.

Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было.

Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает сверху вниз в «пропасть времен». Есенин развивает образ движущегося времени («потока», «птицы», «мельницы», «прялки», «ветра», «песка»).Оно везде оставляет свои следы: «свиток годов на рогах» («Корова»), «На свитках лет сухая пиль» («Нищий с паперти»); «Года меняют лица —// Другой на них // Ложится свет» («Мой путь»). Время материализуется и в сквозном образе памяти («память дня» и «память веков»), — иными словами, художественное время не уходит бесследно: прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории, мирового времени.
Время не только зависимо от настроения поэта и его героев (оно может растягиваться, останавливаться, сжиматься, ускоряться), но и окрашивается в различные цвета: годы (или дни) могут бить «голубыми», «розовыми», «желтыми», «белыми» или «черным сроком» («Пугачев»).

Образ времени

«Пропасть
Времени»

Имя файла: Художественный-мир-Сергея-Есенина.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0