Кому на Руси жить хорошо. Энциклопедия крестьянской жизни презентация

Содержание

Слайд 2

Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все,

что мне привелось услыхать из уст его…
Н. А. Некрасов

Слайд 3

Справка

Время создания 1863 – 1877 г.
Не завершена автором.

Слайд 4

ПОЭМА-ЭПОПЕЯ

Род: лиро-эпический.
Жанр: поэма-эпопея , крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 5

ЭПОПЕЯ -

Художественное произведение, в котором отражаются народно-исторические события.

Слайд 6

Отмена крепостного права (историческое время)

Реформа 1861 года круто изменила положение всех трех русских сословий:

дворянства, духовенства, народа.

Б Кустодиев. Отмена крепостного права.

Слайд 7

Мотив дороги

Дорога путешественников; «странники» - семеро мужиков, ищущие счастливого.
Путь поиска ответов на вопросы

о новом устройстве жизни в стране; «странники» - все думающие люди (мотив нравственного скитания ).
Дорога жизни; «странники» - «Божьи люди».

Слайд 8

Дорога – символ «крестного пути» России, «страдная дорога» всех русских людей к Спасению.

И.

Левитан. Владимирка

Слайд 9

Пролог

Главный вопрос произведения:
«Кому живется весело,
Вольготно на Руси?»

Что есть счастье?

Слайд 10

Просим счастья!

Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в

день,-
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!"-
Сказал угрюмый Пров.
"Да по ведру бы водочки",-
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
"Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку",-
Шутили мужики.
"А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску".
"А вечером по чайничку
Горячего чайку..."

"Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися!" –
Потребовал Роман.
"Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися",-
Потребовал Демьян
"Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася",-
Потребовал Лука.
"Не прели бы онученьки..."-
Потребовали Губины...

Слайд 11

«Счастливые»

Пришел дьячок уволенный. Тощой, как спичка серная, И лясы распустил, Что счастие не

в пажитях, Не в соболях, не в золоте, Не в дорогих камнях. «А в чем же?» — В благодушестве!... Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку, Так вот и счастлив я! —

Пришла старуха старая, Рябая, одноглазая И объявила, кланяясь, Что счастлива она: Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде.

Пришел солдат с медалями, Чуть жив, а выпить хочется: — Я счастлив! — говорит.
— А в том, во-первых, счастие, Что в двадцати сражениях Я был, а не убит! А во-вторых, важней того, Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался! А в-третьих — за провинности, Великие и малые, Нещадно бит я палками, А хоть пощупай — жив! —

Дворовый человек… У первого боярина, У князя Переметьева, Я был любимый раб. Жена — раба любимая,… Садиться позволялось ей В присутствий княжны... Молюсь: «Оставь мне, господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!»… По-да-грой именуется! За стулом у светлейшего У князя Переметьева Я сорок лет стоял, С французским лучшим трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал...

Крестьянин — белорус, Туда же к водке тянется: — Налей и мне маненичко, Я счастлив! — говорит.
А счастье наше — в хлебушке: Я дома в Белоруссии С мякиною, с кострикою Ячменный хлеб жевал; Бывало, вопишь голосом, Как роженица корчишься, Как схватит животы. А ныне, милость божия! — Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую — не нажуюсь! —

В. Маковский. Дьячок

И. Репин. Старуха

В. Перов. Крестьянин

И. Репин. Нищий

И. Крамской. Портрет старого крестьянина.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями..

Слайд 12

Что составляет счастье русского крестьянина?

Жить «весело», «вольготно».
Есть хлеба вдоволь.
Какое это представление о

счастье?
Наивное, простое, житейское, невежественное, темное, стихийное.
Живут ли крестьяне лучше после отмены крепостного права?
Ныне «свободный» крестьянин лучше жить не стал.

Слайд 13

Пролог

Программа поисков счастливого
1.Помещик
2.Чиновник
3.Священник (поп)
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь

Слайд 14

Поиски счастливого

Поп выводит формулу счастья:
«Покой, богатство, честь»

Первая встреча

Слайд 15

Что означает «покой» в понимании попа?

«Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени»,…
«Зимой, в

морозы лютые,
И половодье вешнее
Иди — куда зовут!»…
«Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!»

Покой — жизнь без душевных затрат, без хлопот.

Слайд 16

Богатство — мечта о материальных благах, полученных в «подарок».

Плодилися и множились
И нам давали

жить…
Перевелись помещики,
В усадьбах не живут они
И умирать на старости
Уже не едут к нам…
Живи с одних крестьян,
Сбирай мирские гривенки…
Крестьянин сам нуждается
И рад бы дать, да нечего…
Не брать – так нечем жить…

Что означает «богатство» в понимании попа?

Слайд 17

Честь — желание всеобщего уважения

«Кого вы называете
породой жеребячьею?»
«О ком слагаете
вы сказки

балагурные,
и песни непристойные,
и всякую хулу?»
«Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого -
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: «го-го-го?..»

Что означает «честь» в понимании попа?

Слайд 18

Помещики

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя

полиция!...
Но я карал – любя.
Порвалась цепь великая –
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески
Не милуем его.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

прекрасные дома «с оранжереями, с китайскими беседками и с английскими парками»;
праздники «не день, не два – по месяцу»;
сладкая еда;
«прислуги – целый полк»;
псовые охоты

Покой

– отсутствие всякого труда

Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного…

Богатство

– полный достаток

Честь

– всеобщее подчинение

Слайд 19

Последыш

Князь Утятин

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И разные глаза:
Один здоровый – светится,
А

левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

"Корят жидов, что предали Христа... а вы что сделали? Права свои дворянские, Веками освященные, Вы предали!.."

Теперь порядки новые, А он дурит по-старому:

Помещик наш особенный: Богатство непомерное, Чин важный, род вельможеский, Весь век чудил, дурил, Да вдруг гроза и грянула... Не верит: врут, разбойники! Посредника, исправника Прогнал! дурит по-старому.

Слайд 20

Другие помещики

Шалашников («Савелий, богатырь святорусский»),
господин Поливанов («Про холопа примерного Якова Верного»),
пан

Глуховской («О двух великих грешниках»).
Как автор относится к помещикам?

Слайд 21

Ермила Гирин (глава «Счастливые»)

Совестливость, честь, честность.
История с покупкой мельницы.
История с рекрутчиной младшего брата.
Сидит

в остроге за участие в бунте.
В чем счастье Ермилы Гирина?
Счастье его в доверии народного мира и в опоре на этот мир.

В. Васнецов. Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии.

Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.

Слайд 22

Яким Нагой (глава «Пьяная ночь»)

  Грудь впалая; как вдавленный     Живот; у глаз,

у рта     Излучины, как трещины     На высохшей земле;     И сам на землю-матушку     Похож он: шея бурая,     Как пласт, сохой отрезанный,     Кирпичное лицо,     Рука — кора древесная,     А волосы — песок.

В. Васнецов. Крестьянин с шестом.

Он до смерти работает,     До полусмерти пьет!..

Когда-то жил в Питере, но попал в тюрьму («с купцом тягаться вздумалось»). После этого возвратился в деревню, стал крестьянином.
Единственным смыслом существования его является тяжелая работа.
Отсутствие всех радостей, кроме той, что может подарить пьянство.

Спасает из огня любимые картинки, а не целковые.
Душа требует прекрасного, возвышенного, а картинки явились символом чего-то недостижимого, далекого, но в то же время вселяющего надежду, на минуту позволяющего забыть об убогой действительности.
Ставит под сомнение денежный критерий счастья. Хлеб духовный выше хлеба земного.

Слайд 23

«Величавая славянка»

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы

богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо

Это обычная судьба русской женщины.
В родительском доме жилось счастливо.
Но, выйдя замуж, она попала «с девичьей воли в ад».
Гибель Демушки.
Ее сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги.
Беременная, она возвращает мужа из рекрутов. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша».

Трагический итог:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны
У Бога самого!».

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твердость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях «золото сердца» - неотъемлемые качества героини.

Матрена Тимофеевна Корчагина (глава «Крестьянка»)

Слайд 24

Савелий Корчагин (глава «Савелий, богатырь святорусский»)

    С большущей сивой гривою,    Чай, двадцать лет

нестриженной,     С большущей бородой,     Дед на медведя смахивал,     Особенно, как из лесу,     Согнувшись, выходил.

«Клейменый, да не раб»

Грех промолчать про дедушку,
Счастливцем тоже был…

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, связан с природными силами.
Молодые годы Савелия прошли в атмосфере «свободы».
Богатырская сила и терпение героя.
«Вольная жизнь» кончилась, когда прислали немца Фогеля.
Убили немца-управляющего.
20 лет каторги, 20 лет поселения.
Смерть Демушки произошла по его вине – недосмотрел.
Уходит в монастырь на поселение, на покаяние, искупление вины.
Савелию было 107 лет.

Слайд 25

Гриша Добросклонов (глава «Пир на весь мир»)

Сын дьячка из деревни Большие Вахлаки.
В 15

лет он решает посвятить жизнь народу.
Сейчас он семинарист, собирается учиться в Московском университете, а пока помогает мужикам, слагает песни.
Его ждет судьба революционера.
Однако это и обобщенный образ молодости, устремленной вперед.
Народно–христианский идеал праведника, счастье которого в борьбе за «счастие народное».
Прототип героя – Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский.

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка.

Путь славный, имя громкое, Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Слайд 26

Но странники не знают о счастье Гриши.

Быть бы нашим странникам под родною

крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!..

Слайд 27

Терпение или бунт «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»

Савелий-«богатырь» («Крестьянка»)
Главное в Савелии

– не его бунтарский дух, а преодоление этого бунтарского духа. Сила русского богатыря – в терпении, т.е. в подвиге «духовном».

Кудеяр-атаман («О двух великих грешниках» )
Нераскаявшийся грешник, не принявший заповеди Христа, мститель-убийца, террорист.
Убийство – это «подвиг»?

Бунт, как и долготерпение, понимается в поэме как положительная, но и как отрицательная сторона. Национальный характер выглядит парадоксальным, противоречивым.

Слайд 28

Русский характер

Доброта
Честность
Трудолюбие
Мудрость
Стремление к свободе
Достоинство
Святость
Поэтичность

Злоба
Воровство
Лень
Наивность
Покорность и холопство
Униженность
Греховность
Практицизм

Имя файла: Кому-на-Руси-жить-хорошо.-Энциклопедия-крестьянской-жизни.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0