Литература в 60-е годы XX века презентация

Содержание

Слайд 2

Литература в 60 годы 20 века

Литература «оттепели» – условное название периода литературы Советского

Союза 1950-х – начала 1960-х гг. Смерть Сталина в 1953 г., ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений – эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов «оттепели».
«Оттепель» – не термин, а метафора, закрепившаяся в специальной литературе с легкой руки Эренбурга (так назвавшего свою повесть 1954 года, опубликованную в «Знамени») для обозначения определенного периода развития советской истории, а вместе с ней и литературы.
В 1948 г. в журнале «Новый мир» было опубликовано стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель», а в 1954 г. из-под пера И. Г. Эренбурга вышла повесть «Оттепель», вызвавшая бурные дискуссии. Её название и отразило суть перемен. Имя автора стало ассоциироваться с антисталинскими настроениями в обществе.
Определяющими событиями в жизни поколения стали смерть Сталина и доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС (1956 год), разоблачавший деятельность Сталина. Для большинства «шестидесятников» XX съезд был катарсисом, разрешившим многолетний мировоззренческий кризис, примирявшим их с жизнью страны. Последовавшая за XX съездом либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». ХХ и ХХII съезды КПСС дали новый вектор в развитии как страны в целом, так и в отношении правящей элиты с культурой, литературой. Во время съездов были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке, поставлена задача – догнать и перегнать развитые капиталистические страны «в краткие исторические сроки».
Изменение общественного климата первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях писатели. Читатели оказались захваченными настоящим лирическим половодьем. 

Слайд 3

Поэты и писатели, связанные с этим периодом:

Поэзия:
Андрей Вознесенский
Геннадий Шпаликов
Булат Окуджава
Белла Ахмадулина
Борис Чичибабин
Владимир Высоцкий
Евгений

Евтушенко
Иван Коваленко
Иосиф Бродский
Лина Костенко
Олжас Сулейменов
Роберт Рождественский
Тамара Жирмунская
Проза
Александр Солженицын
Андрей Битов
Василий Аксёнов
Аркадий и Борис Стругацкие
Вадим Шефнер
Владимир Войнович
Игорь Вулох
Роза Хуснутдинова
Север Гансовский
Юрий Визбор
Юрий Трифонов
Юлиан Семёнов

Слайд 4

Конец 50-х — 60-е годы с легкой руки писателя Ильи Эренбурга получили название

«оттепель». После смерти Сталина в общественном сознании возникло ощущение близких перемен, теперь уже благоприятных.

Тенденции литературы 60-ых годов:
В литературе начинают говорить о правах и свободе граждан; происходит постепенный процесс смягчения цензуры
Появление множества новых поэтов: Рождественского, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной и других.
Начался расцвет поэзии: стал проводиться День поэзии.
Говоря об этом периоде, нельзя не сказать о поэтах «шестидесятниках», которые внесли свои корректировки в литературу того времени. Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Стихотворения шестидесятников выделялись своей непосредственностью, отзывчивостью. Идеология минимально влияла на темы и на их раскрытия. Народ моментально полюбил их стихи, так как они были честными: то, чего в то время, сильно не хватало.
Основная тематика поэтов «шестидесятников»
Стремление к свободе
Юношеский максимализм
Ощущение необходимости моральной перестройки общества
Романтизм

Слайд 5

Представители поэтов «шестидесятников»

Слайд 6

Роберт Иванович Рождественский.

Многие его стихотворения были положены на музыку. . Выражая идеи противоположные

советской идеологии, он подвергся гонениям и был вынужден переехать в Киргизию.

Слайд 7

Евгений Александрович Евтушенко

Евгений Александрович Евтушенко написал более шестидесяти сборников. Самый большой успех данного

автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США.

Слайд 8

Андрей Андреевич Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) был поэтом-авангардистом, который мог писать во

всех стилях: начиная от традиционных заканчивая самыми прогрессивными. Он написал более сорока лирических сборников и поэм. Текст всем известной песни «Миллион алых роз» принадлежит ему.

Слайд 9

Белла Ахатовна Ахмадулина

Белла Ахатовна Ахмадулина — русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших

русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза писателей СССР, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Слайд 10

Особенным явлением в «оттепель» стали поэты-песенники, или как еще их называли «барды», а

жанр стали называть «авторской песней». К ним относили тех поэтов, которые исполняли собственные произведения под музыку. Ключевыми личностями в данном движении были Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор. 
На рубеже 60--70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", А.М. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", А.П. Платонова "Чевенгур", Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго".

Слайд 11

Владимир Высоцкий
"При свечах тишина"
***
При свечах тишина — Наших душ глубина, В ней два сердца плывут,

как одно... Пора занавесить окно.
Пусть в нашем прошлом  будут рыться люди странные, И пусть сочтут они,
что стоит всё его приданое, — Давно назначена цена И за обоих внесена — Одна любовь, любовь одна.
Холодна, холодна Голых стен белизна, Но два сердца стучат, как одно, И греют, и — настежь окно!
Но перестал дарить цветы  он просто так, не к случаю, Любую ж музыку в кафе  теперь считает лучшею... И улыбается она Случайным людям у окна, И привыкает засыпать одна.
Стихотворение Владимира Высоцкого «При свечах» было написано в 1972 году. Так как автор напрямую относится к поэтам «шестидесятникам», то в данном произведении отчетливо прослеживается идея этого периода. Одной из отличительных черт поэзии 60-ых годов было то, что в стихотворении показывалась тема свободы, юношеского максимализма, всепоглощающей любви. В стихотворении Высоцкого мы можем увидеть это по строчкам:
   Было так, я любил и страдал.
 Было так, я о ней лишь мечтал, максимализм показывают следующие строчки:
 Понял я, больше песен не петь.
 Понял я, больше снов не смотреть.
 Также немаловажно будет отметить то, что данное стихотворение положено на музыку и исполняется как песня-это ещё одна отличительная особенность поэзии того времени.

Слайд 12

Белла Ахмадулина
"По улице моей который год"
***
По улице моей который год звучат шаги - мои

друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и - мудрая - я позабуду тех, кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова.
Данное стихотворение Белла Ахатовна Ахмадулина написала в 1959 году, на тот момент ей было всего лишь 22 года. Пожалуй, это самое знаменитое произведение поэтессы, ведь читая стих, кажется, что его написал человек, который многое повидал в жизни и теперь хочет поделиться опытом, но когда читатели узнают, что его написала довольно юная девушка, все удивляются. Потому что сложно найти настолько юного человека, у которого уже столько жизненного опыта.
Главная тема стиха – одиночество, которое указывает на юношеский максимализм поэтессы. С первых строчек мы понимаем, что лирическая героиня теряет друзей, но она не злится на них, потому что все понимает – в этих строчках уже чувствуется какая-то мудрость поэтессы. Далее идет описание жизни этих друзей, что у них все обыденное, скучное, без цветов и музыки. Героиня совсем не злится на своих товарищей, она даже готова понять их, объясняя это тем, что они “беззащитные”, хотя в тоже время она борется с одиночеством, чей характер “крут”.  К сожалению, после сильной борьбы, героиня сдается и пытается смириться со своей одинокой судьбой, затем мы уже понимаем, что для поэтессы одиночество – это путь к уединению, способ усовершенствовать себя. Она понимает, что быть одиноким не так уж и ужасно, потому что весь мир словно “улыбается” тебе и открывает новые возможности: познать себя и природу. 

Слайд 13

Андрей Вознесенский
"В человеческом организме"
***
В человеческом организме девяносто процентов воды, как, наверное, в Паганини, девяносто процентов любви.
Даже

если - как исключение - вас растаптывает толпа, в человеческом назначении - девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки, даже если она беда, так во мне, несмотря на мусор, девяносто процентов тебя.
Стихотворение «В человеческом организме…» А.А. Вознесенский написал в зрелом возрасте. Оно появилось из-под пера поэта в 1970 г. Многие служители пера размышляли над истинной человеческой натурой, но Андрей Андреевич раскрыл эту тему оригинально, интересно. 
Произведение относится к философской лирике, так как подталкивает к размышлениям над вечными категориями любви и добра. В последней строфе появляется мотив любви, поэтому стоит говорить о признаках интимной лирики. Жанр стихотворения – элегия. 
Ключевая тема произведения – богатство и красота внутреннего мира человека. Автор показывает, что люди состоят из любви и доброты, поэтому зло, ненависть им чужды. Андрей Андреевич призывает людей прислушаться к себе, присмотреться и обнаружить состав, который обнаружил он сам. 
Стихотворение А.А. Вознесенского «В человеческом организме» можно разделить на несколько смысловых частей: рассуждения о любви; раскрытие мотива доброты; обращение лирического героя к кому-то неизвестному. Произведение относится к романтизму. Формальная композиция – три катрена с перекрестной рифмовкой, что соответствует особенностям смыслового разделения. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки трехстопным анапестом. Особенность формальной и смысловой организации стихотворения – повторение словосочетания «девяносто процентов».
Имя файла: Литература-в-60-е-годы-XX-века.pptx
Количество просмотров: 199
Количество скачиваний: 1