Максим Горький, писатель презентация

Содержание

Слайд 2

РАННИЕ ГОДЫ Алексей Максимович Пешков (М. Горький-псевдоним) родился в Нижнем

РАННИЕ ГОДЫ

Алексей Максимович Пешков (М. Горький-псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16(28)

марта 1868г. Рано лишился родителей, отец рано умер от холеры, а мать от чахотки. Мальчик жил в доме деда, в 6 лет под руководством деда освоил церковнославянскую грамоту, затем гражданскую печать. 3 года обучался в слобоском училище. К тому времени дед разорился и отдал внука «в люди». Очень любил читать, сначала «все, что попадало под руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики.
Слайд 3

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете. Но

вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря.  Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства.  Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913—1923).
Слайд 4

РАННИЕ РАССКАЗЫ Первый рассказ «Макар Чудра» был опубликован в сентябре

РАННИЕ РАССКАЗЫ

Первый рассказ «Макар Чудра» был опубликован в сентябре 1892 г.

тифлисской газетой «Кавказ». Окончательно вернувшись в родной город, начинающий писатель активно печатается в волжских периодических изданиях; больше года (февраль 1895 — апрель 1896 г.) был сотрудником «Самарской газеты», где появились его очерки, рассказы и под псевдонимом Иегудиил Хламида фельетоны. С 1893 г. начали систематично выходить в свет художественные произведения. Первенцами столичной прессы стали «Емельян Пиляй» и «Челкаш» .
«Челкаш» принес автору широкую известность. В 1898 г. Горький издал в Петербурге два тома «Очерков и рассказов», в следующем году — три книги под тем же названием. Четырехтомное собрание сочинений «Рассказы» вышло в 1900 г. К писателю пришла подлинная слава.
Слайд 5

ИСТОКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Неудивительно, что начался авторский поиск совершенного духовного

ИСТОКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

Неудивительно, что начался авторский поиск совершенного духовного опыта.

Он был найден в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов. Понять смысл этих горьковских сказаний можно лишь в их соотнесении с реалистическими рассказами. Романтический герой оказывается включенным в среду ограниченных (как в жизни), а то и просто жестоких, злых соплеменников. Но чем более безрадостно, тускло существование, тем сильнее потребность яркого, неведомого. В романтических образах воплощены в бесконечно усиленном варианте горькие наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Слайд 6

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Воспев яркую личность, следующую своим путем,

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

Воспев яркую личность, следующую своим путем, Горький обратился к

острым душевным конфликтам легендарных героев. В целом ряде романтических повествований «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895—1899), «Хан и его сын» (18%), «Немой» (1896) отражено неоднородное столкновение, чаще трагическое, между мечтой, одухотворенным чувством, влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к красоте.
Слайд 7

ТВОРЧЕСТВО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1918—1921 гг. Горький много сделал

ТВОРЧЕСТВО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ЭМИГРАЦИИ

В 1918—1921 гг. Горький много сделал для строительства

культуры в России. Он постоянно выступал против репрессий в стране.  Большевистские власти выразили полное недоверие писателю: почти все члены «Всероссийского комитета помощи голодающим», объединившего стараниями Горького деятелей старой интеллигенции, были арестованы; переписка самого Горького проверялась, его петроградскую квартиру в 1920 г. подвергли обыску, просьбы освободить из-под ареста огульно оговоренных оставались без ответа. Возмущенный беззаконием, он покинул Россию 16 октября 1921 г. До апреля 1924 г. лечился в санаториях Германии и на чешском курорте, а затем уехал в Италию, где прожил до конца 1931 г.
Слайд 8

В последний период творчества самыми крупными сочинениями Горького были: «Мои

В последний период творчества самыми крупными сочинениями Горького были: «Мои университеты»

(1923), роман «Дело Артамоновых» (1924), четырехтомная эпопея «Жизнь Клима Самгина», не завершенная в связи со смертью автора в июне 1936 г. Эти произведения совершенно различны тематически, по жанру, стилю. Одна особенность их сближает. Социально-исторические явления всюду воплощены с позиций их общечеловеческого смысла.
Слайд 9

«ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА» — ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИИ Талант Горького в

«ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА» — ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИИ

Талант Горького в полную меру

проявился в «Жизни Клима Самгина», где, по авторскому определению, воспроизведена история русской интеллигенции за 40 лет. Роман поистине поражает масштабностью и динамизмом изображенных явлений и событий: сменой эпох, стремительным развитием идейно-философских, эстетических течений, «диалектикой души» бесчисленных героев. Самым большим художественным достижением стало проникновение в напряженные процессы человеческой психологии, рожденные историческими событиями на рубеже двух веков. Думается, эти открытия Горького не утратили своего значения для любого времени.
Писатель работал над «Жизнью Клима Самгина» свыше десяти лет. Глубокой печалью и мужеством прозвучали его слова за несколько дней до кончины: «Конец романа — конец героя — конец автора».
Слайд 10

«ФОМА ГОРДЕЕВ». МЕЧТА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ В творчестве Горького

«ФОМА ГОРДЕЕВ». МЕЧТА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ

В творчестве Горького по-разному была выражена мечта

о духовной гармонии. Основной ее смысл восходил к нравственному здоровью, яркой, полнокровной жизни человека. В подавляющем большинстве горьковским героям все-таки не свойственна цельность мироощущения. Но естественная его потребность, причины разочарования были воплощены так, что в центре внимания оказалась драма личности, достойной иной, светлой доли. «Фома Гордеев» во многом определил особенности горьковской романной формы, связанной с изображением стремительно расцветающего купеческого рода и не менее быстрого его разложения. Фома отступает от заветов своего преуспевающего отца, но отнюдь не из-за смены общественных симпатий. Драма молодого Гордеева лежит в сфере его нравственных запросов.
Слайд 11

ЧЕХОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ДРАМАТУРГИИ ГОРЬКОГО Вслед за Чеховым Горький стремился

ЧЕХОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ДРАМАТУРГИИ ГОРЬКОГО

Вслед за Чеховым Горький стремился передать

неторопливый темп повседневной жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова-пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького-столкновение неоднородных мироощущений, то самое брожение мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы сценами: «Мещане», «На дне», «Дачник», «Дети солнца», «Варвары».
Слайд 12

РАЗДУМЬЯ О СУДЬБАХ РОССИИ В феврале 1912 г. Горький писал

РАЗДУМЬЯ О СУДЬБАХ РОССИИ

В феврале 1912 г. Горький писал о России:

«Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос — какова она? — а вопрос — почему она такова?». На такой почве были созданы на редкость колоритные «окуровские» повести (1909—1911), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917), автобиографическая проза («Детство», 1913; «В людях», 1914).
Имя файла: Максим-Горький,-писатель.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0