Слайд 2
![«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги» (А.А. Блок)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-1.jpg)
«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»
(А.А. Блок)
Слайд 3
![Древнерусская литература В русской литературе мотив пути звучал еще в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-2.jpg)
Древнерусская литература
В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в
поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович
Слайд 4
![Древнерусская литература В путь на битву с ханом Мамаем вел](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-3.jpg)
Древнерусская литература
В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь
Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».
Слайд 5
![Прием путешествия Одним из основоположников его в русской литературе считается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-4.jpg)
Прием путешествия
Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие
из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.
Слайд 6
![А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Именно по дороге в Белогорскую крепость](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-5.jpg)
А.С.Пушкин.
Роман «Капитанская дочка»
Именно по дороге в Белогорскую крепость Гринёв встречается с
Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком.
Слайд 7
![Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-6.jpg)
Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты
Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе.
По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
Слайд 8
![Н.В. Гоголь. Мёртвые души Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-7.jpg)
Н.В. Гоголь. Мёртвые души
Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в
погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.
Слайд 9
![Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» В поэме Некрасова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-8.jpg)
Н.А.Некрасов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме Некрасова тема дороги является
связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Слайд 10
![Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Путь героя Лескова, странника Флягина, –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-9.jpg)
Н.С.Лесков.
Повесть «Очарованный странник»
Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска
гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
Слайд 11
![Путь исторический В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-10.jpg)
Путь исторический
В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся
вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
Слайд 12
![Исторический путь народа О пути России и русского народа размышляет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-11.jpg)
Исторический путь народа
О пути России и русского народа размышляет в ряде своих
стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия»
Слайд 13
![Путь исторический Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-12.jpg)
Путь исторический
Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни
А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы («На поле Куликовом»).
Слайд 14
![Исторический путь народа В подобном ключе можно рассматривать и путь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-13.jpg)
Исторический путь народа
В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа
в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде — Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», — сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
Слайд 15
![Жизненный путь героя Андрея Болконского Пьера Безухова Катерины Базарова Обломова Печорина Доктора Старцева](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-14.jpg)
Жизненный путь героя
Андрея Болконского
Пьера Безухова
Катерины
Базарова
Обломова
Печорина
Доктора Старцева
Слайд 16
![Духовное развитие Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/305280/slide-15.jpg)
Духовное развитие
Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан
Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.