Слайд 2План
1. Натурализм как эстетическая система. Основные достижения. Проблема натурализма в современном литературоведении.
2. Роман
Э.Золя «Карьера Ругонов» в общей концепции романного цикла «Ругон-Маккары». Творческий замысел, история создания.
3. Эстетическая программа автора и ее воплощение в романе.
4. Своеобразие художественного метода Э.Золя.
Слайд 3Эмиль Золя, крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в
семье итальянского инженера-строителя, который принял французское подданство. Детство и отрочество Эмиля прошло в Экс-ан-Провансе. В 1847 г., когда мальчику не было и семи, отец умер, после чего его родные оказались в крайне затруднительном материальном положении. В надежде, что друзья покойного супруга смогут их поддержать, их маленькая семья в 1858 г. переезжает во французскую столицу.
Слайд 4Образование Эмиль Золя получил в лицее, после которого работал в конторе у купца,
в книжном магазине. Начиная с 1862 г. он примерно 4 года трудился в издательстве «Ашет», зачем решил уйти оттуда, заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь.
Слайд 5Роман «Карьера Ругонов» открывает серию и является своеобразным прологом к ней. Автор рисует
происхождение семьи Ругонов и Маккаров, а также происхождение Второй империи, открывшей новые возможности для буржуазии. Фоном и кульминацией романа является государственный переворот, в том формате, в каком он был воспринят французскими провинциалами.
Слайд 6Наблюдая жизнь Второй империи, Золя с каждым годом все энергичнее высказывает свое отрицательное
отношение к ее политическим порядкам. Его публицистические выступления этого времени свидетельствуют о симпатиях к республике, о желании скорейшего изменения государственного строя Франции.
Главным этапом в творчестве писателя стала серия "Ругон-Маккары". Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. Золя в один ряд с такими писателями, как В. Гюго, О. Бальзак, Г. Флобер.
Слайд 7Как писатель аналитического склада Эмиль Золя едва ли не первым заметил и в
своих романах раскрыл связь главных взаимодействующих сил, составляющих первооснову буржуазного общества: политики, прессы, финансов. Он ставил в зависимость от них многочисленное семейство Ругон-Маккаров, одни представители которого преуспевают на этих поприщах, другие этими же силами вытолкнуты из жизненной колеи.
Слайд 8Первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский
государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. Золя это сделал намеренно, чтобы читатель с первого и до последнего романа мог проследить все многочисленные линии семейства Ругон-Маккаров и без труда разобраться в родстве героев.
Слайд 9В двадцати романах серии действуют 32 представителя раздвоившейся семьи Ругон-Маккаров, всего же персонажей
- около двух тысяч. Генеалогическое древо героев начало произрастать в первом из задуманных Эмилем Золя романов - "Карьере Ругонов" (1871). Это экспозиция и завязка всей серии.
Слайд 10Аделаида Фук, владелица богатой усадьбы в Плассане, занималась огородничеством и садоводством. Восемнадцати лет
от роду она вышла замуж за своего садовника Ругона. Через год она родила сына Пьера, а еще через год она овдовела. В 1789 г. она на виду всего Плассана сожительствовала с пьяницей Маккаром, вспыльчивым неуравновешенным бродягой. От него она прижила сына Антуана и дочь Урсулу. В молодости она отличалась странностями, а в старости сошла с ума. Все герои "Ругон-Маккаров" в большей или меньшей степени связаны с этими прародителями- сумасшедшими и пьяницами.
Слайд 11События романа "Карьера Ругонов" продолжаются всего-навсего в течение нескольких дней, но каждому персонажу
в момент исторического катаклизма предстоит сделать свой гражданский выбор. Стать союзником правящего большинства означало для провинциальных буржуа участие в грабеже города и получение должностей, которые обеспечат доход и компенсируют риск. Мастерство писателя сказалось в том, что политический переворот он воспроизводит в отраженном свете. Плассан находится далеко от Парижа, известия приходят сюда с опозданием, а порой и в искаженном свете. Семейка Ругонов с напряжением следит за событиями в столице, дабы не опоздать зачислить себя в ряды союзников Бонапарта и его партии.
Слайд 12Эмиль Золя делает в "Карьере Ругонов" проницательное умозаключение, замечая, что в момент, когда
общество вступает в новую историческую стадию, опорой режима становятся те деклассированные силы, которые не могли ничего добиться на предыдущем историческом этапе. Ими движет ненависть к тому общественному порядку, который не позволил им выбиться в люди.
Слайд 13Самым удачливым в семье Ругонов стал старший сын Эжен, карьере которого посвящен роман
"Его превосходительство Эжен Ругон" (1875). Ловко компрометируя и устраняя противников, он проникает в правительственные круги, избирается депутатом, назначается министром внутренних дел, борется с прессой, становится опорой самого императора.
Слайд 14Среднему сыну Пьера Паскалю Ругону - Золя отводит роль исследователя и летописца всего
семейства. Именно Паскаль, скрупулезно изучив клан Ругон-Маккаров, делает вывод о всесильной власти наследственности, о биологической обреченности всех потомков плассанской огородницы. Врач и ученый, к которому Золя относится с заметной симпатией, он выступает главным героем романа "Доктор Паскаль" (1893).
Слайд 15История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история
Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III.