Замысел и проблематика романа И.С. Тургенева Отцы и дети презентация

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Творческий путь И. С. Тургенева.
2. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл

названия и основной конфликт романа.
3. Особенности композиции романа.
4. Образ Базарова. Базаров в системе образов.
5. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
6. Семейство Кирсановых. Аркадий – ученик Базарова или «сын своего отца»?
7. В чем похожи и в чем не похожи Одинцова и Базаров? Роль Одинцовой в судьбе Базарова.
8. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.
9. Тема любви в романе.
10. Значение заключительных сцен романа. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
11. Особенности поэтики Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
12. Полемика вокруг романа (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Слайд 3

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА.

Осенью 1860 года Тургенев начал работу над новым романом, главным героем

которого должен был стать «русский Инсаров».
Этому роману писатель придавал большое значение, так как хотел подвести в нем итоги своих разногласий с Н. А. Добролюбовым.

Слайд 4

Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно

полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И. Тютчев.

Слайд 5

Роман не был еще завершен, когда вышел царский манифест об отмене крепостного права,

но писатель убедился, что крестьяне вновь обмануты.
Появилась только видимость свободы.
Он закончил роман «Отцы и дети» в июле 1861 года.
Произведение было опубликовано в «Русском вестнике» в феврале 1862 года.

Слайд 6

Представители молодежи, например Н. А. Добролюбов, негативно оценивали то поколение, к которому принадлежал И. С.

Тургенев.
«Люди того поколения проникнуты были высокими, но несколько отвлеченными стремлениями. Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное; но выше всего был для них принцип», ‒ писал Добролюбов.
И. С. Тургенев не совсем ясно понимал позиции шестидесятников, поэтому в романе у представителей «детей» нет конструктивной программы.

Слайд 7

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

«Отцы и дети» состоит из трех частей и соотносится с передвижением героев

из одного места в другое.

Слайд 8

В усадьбе Кирсановых, Марьине, происходит первое представление писателем своих героев.

Слайд 9

Во второй части «проверяются» идеи героев: в губернском городе происходит знакомство Базарова с

Одинцовой; следует первая поездка к ней в имение; любовь Базарова; посещение Базаровым родителей.

Слайд 10

В третьей части романа ‒ возвращение в Марьино, вторая поездка к Одинцовой, возвращение

Базарова к родителям, где он «сводит счеты» с жизнью.
Основной прием композиции романа «Отцы и дети» ‒ антитеза.

Слайд 11

Главная тема романа ‒ изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией

в канун отмены крепостного права.
За конфликтом между старшими Кирсановыми и Базаровым кроется конфликт двух поколений и разных сословий.

Слайд 12

ОБРАЗ БАЗАРОВА. БАЗАРОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ

Евгений Базаров ‒ представитель «детей», который является тем

новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман.

Слайд 13

ТУРГЕНЕВ ВИДЕЛ ОБРАЗ БАЗАРОВА ТАКИМ:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ... Живет

малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает... Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много ‒ энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект ‒ антипод Рудина ‒ ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Слайд 14

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Умный и волевой человек, обладает определенными личными достоинствами ‒ честен, благороден,

верен усвоенным в молодости убеждениям.
«Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая (человеконенавистник, нелюдим) душа...»
Он не чувствует движения времени, не понимает современности, не приемлет окружающей жизни.
Твердые «принсипы», которых он придерживается, находятся в противоречии с жизнью. Он соблюдает все аристократические условности даже в деревне.

Слайд 15

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Прямо противоположен Павлу Петровичу и особенно близок И. С. Тургеневу.
Николай Петрович

добр и мягок, сентиментален.
«Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! <...> У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели».
Николай Петрович ценил поэзию, играл на виолончели, восторгался природой.

Слайд 16

АРКАДИЙ КИРСАНОВ

Считает себя сторонником Базарова, перед которым он благоговел в университете. Показное стремление

идти в ногу со временем заставляет его повторять совершенно чуждые ему мысли Базарова, но чувства и взгляды отца и дяди ему гораздо ближе и понятнее. В родном имении он постепенно отходит от Базарова.
Впоследствии Аркадий становится практичным хозяином, под его руководством имение начинает приносить «довольно значительный доход».
Жизнь Аркадия складывается вполне благополучно ‒ впереди у него долгие годы «дворянского счастья».

Слайд 17

СИТНИКОВ И КУКШИНА

В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми изображены молодой купчик Ситников,

называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об эмансипации женщин и естественных науках.
Сам Тургенев назвал Кукшину и Ситникова карикатурой на подлинных нигилистов.
В романе Ситников и Кукшина не снижают значения Базарова, наоборот, на их фоне становится ясной разница между подлинно революционными взглядами и показным нигилизмом.

Слайд 18

АННА СЕРГЕЕВНА ОДИНЦОВА

На балу у губернатора Евгений встречает Анну Сергеевну Одинцову, чья красота,

благородство, изящество, спокойствие привлекли его внимание:
Она поразила его достоинством своей осанки... спокойно и умно... глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. <...>
Движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время.

Слайд 19

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ

И. С. Тургенев «проверяет» Базарова любовью.
Базаров отрицал романтическую любовь, но полюбил

Одинцову как красивую женщину, как человека, интеллектуально близкого ему, умного и сильного.
Он изменил своим принципам, поддался «романтизму», «рассыропился», по его выражению.
Неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать.
Он хочет, но не может освободиться от своего чувства до последней минуты жизни.
Это поражение не умаляет подлинных достоинств Базарова как человека.
Наоборот, способность глубоко любить возвышает его.
В жизни он оказывается лучше, чем представляет себя.

Слайд 20

ФИНАЛ РОМАНА

Как и другие герои И. С. Тургенева, главный герой романа «Отцы и дети»

в финале гибнет. Тургенев ставит Базарова в сложную ситуацию: он знает, что умрет, надежды на чудо нет. Зачем потребовалась такая смерть писателю?

Слайд 21

Чтобы показать силу воли героя. Он не сумел в жизни сделать то, о

чем мечтал, так перед лицом смерти должен был проявить себя полностью. Приближение смерти не озлобило Базарова, наоборот, показало его лучшие человеческие качества.
«Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить ‒ это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, ‒ все равно что сделать великий подвиг», ‒ отмечал Д. И. Писарев.

Слайд 22

Смерть Базарова в романе не случайность.
«Я нужен России... Нет, видно не нужен.

Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен...» ‒ размышляет он в последние часы жизни.
Не как нигилист, а как незаурядная личность Базаров мог быть полезен своей стране.
Тургенев возвеличил Базарова, был увлечен им, хотя и не осознавал этого.
«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу», ‒ признавался И. С. Тургенев А. А. Фету.

Слайд 23

Роман «Отцы и дети» завершается спокойной картиной сельского кладбища, где покоится «страстное, грешное,

бунтующее» сердце Евгения Базарова.
На могиле цветы.
Они как бы говорят о «вечном примирении и жизни бесконечной».
Торжествуют те самые силы природы, которые отрицал Базаров.

Слайд 24

СОВРЕМЕННИКИ О РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Критик М. А. Антонович, занявший место Добролюбова в журнале

«Современник», увидел в романе оскорбительную клевету на демократическую молодежь и упрекнул Тургенева в том, что писатель отвернулся от молодого поколения, изменил своим прежним взглядам. Он писал:
С первых же страниц... вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями. <...>

Слайд 25

Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. <...>
В

новом произведении г. Тургенева нет... психологического анализа, нет художественных изображений, картин природы... <...>
В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимания на природу...

Слайд 26

Д. И. Писарев оценил роман иначе:
Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы

привыкли наслаждаться в его произведениях.
Художественная отделка безукоризненно хороша, характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение...
Имя файла: Замысел-и-проблематика-романа-И.С.-Тургенева-Отцы-и-дети.pptx
Количество просмотров: 132
Количество скачиваний: 0