Зарубежная поэзия начала XX века презентация

Содержание

Слайд 2

План лекции

1. Французская поэзия.
2. Основные периоды творчества П. Верлена, А. Рембо, Р.М. Рильке,

Э. Верхарна.

Слайд 3

Французская поэзия

Символизм поначалу заявил о себе локально – во французской поэзии 1860–1870-х годов.

Оформление символистской поэтической программы во Франции приходится на середину 1880-х годов.
Ключевые фигуры в символизме «конца века» – поэты П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Э. Верхарн, П. Валери, П. Клодель, С. Георге, Р. М. Рильке, У. Б. Йейтс.
Французский поэтический символизм (подробнее о нем см. следующую главу) имел нескольких предшественников. Это творчество романтиков (в первую очередь В. Гюго), парнасцев (Т. Банвиль, Ш. Леконт дё Лиль), с одной стороны, и Ш. Бодлера (а также Ж. де Нерваля) – с другой.

Слайд 4

Надтреснутое, тронутое какой-то неизлечимой червоточиной жизнечувствие «конца века», напитавшее своими токами уже бодлеровские

«Цветы Зла», вскоре на разные лады откликается у всех сколько-нибудь крупных лириков Франции последней трети XIX столетия. Судьбы их, да и самый настрой умов, так или иначе отмечены печатью неприкаянности, душевного разлада, изгойства – «проклятости», если воспользоваться словом старшего и самого одаренного из них, Верлена.

Слайд 5


Поль Верлен
30 марта 1844 –
8 января 1896

Слайд 6

В творчестве раннего Верлена ощутимо влияние «парнасской» школы, к которой он примыкал. Дебют

поэта – сборник «Сатурнические стихотворения» (1866). Его название восходит к образу Сатурна – планеты, которая согласно астрологии приносит беду и напасти. Это определяет настроения горечи и меланхолии, окрашивающие стихи Верлена («Покорность», «Никогда», «Усталость», «Сентиментальная прогулка», цикл «Грустные пейзажи»). Образы природы у Верлена – обычно печальные, развернуты параллельно тому, что он называл «пейзажем души». 

Слайд 7

«Поэтическое искусство». В том же 1874 г. было написано программное стихотворение Верлена «Поэтическое

искусство», названное так же, как знаменитый трактат Н. Буало, В своем стихотворении Верлен отстаивает принципы «новой поэзии», прежде всего музыкальность.
В 1884 г. он выпустил книгу очерков «Проклятые поэты», в которых тонкие наблюдения о собратьях по перу (А. Рембо, С, Малларме, Т. Корбьере и др.) переплетались с окололитературными сплетнями. Себя, используя анаграмму своего имени, он назвал Бедным Лелианом («Pauvre Lelian»).
Новаторство Верлена проявилось и в области поэтического языка. Он включал в свою лексику жаргонные, просторечные слова, что придавало его стихам доверительную простоту. По словам Б. Пастернака, Верлен владел секретом быть «по-разговорному сверхъестественно естественным». Поэт разрушил каноны классического, традиционного стиха и широко использовал верлибр.

Слайд 8


Артюр Рембо
20 октября 1854 –
10 ноября 1891

Слайд 9

В триаде великих поэтов-символистов Артюр Рембо был, пожалуй, самой ослепительной творческой индивидуальностью, художником,

оказавшим, как считал Луи Арагон, наибольшее влияние на французскую поэзию XX в. Его жизнь, обросшая легендами и мифами, была действительно уникальной. Из 37 лет, подаренных ему судьбой (срок роковой для многих поэтов, вспомним Байрона, Бернса, Маяковского), Рембо отдал стихам всего несколько лет своей юности. 
Реализацией теории ясновидения стали, пожалуй, два самых знаменитых хрестоматийных стихотворения Рембо «Пьяный корабль» и «Гласные». Первое, близкое по жанру к поэме, – одна из жемчужин мировой поэзии.

Слайд 10

Пьяный корабль, без руля и ветрил, пляшущий на волнах, не ведающий курса, –

это символ, наглядно-конкретный и осязаемый, который, однако, не поддается однозначному толкованию. Корабль может быть осмыслен как метафора человечества, бесцельно блуждающего среди потрясений. Корабль – это, возможно, символ судьбы поэта накануне его «прыжка» в пучину безумных странствий, исканий, взлетов и палений. Но в тайне – прелесть великого искусства. Не случайно это стихотворение многократно переводилось на русский язык.

Слайд 11


Эмиль Верхарн
21 мая 1855 –
27 ноября 1916

Слайд 12

Верхарн испытывал патриотическую гордость от сознания того, что его маленькая страна внесла в

мировую художественную сокровищницу свой вклад в лице великих фламандских живописцев. Верхарн восхищался полотнами Рубенса и нидерландца Рембрандта, исследовал их творчество, посвятил каждому из них искусствоведческую работу («Рембрандт», 1904; «Рубенс», 1910).
Главный герой стихов раннего, «рубенсовского» периода творчества Верхарна – сама природа, «лишенная румян», во всей обнаженной откровенности, исполненная естественности и силы, «ликующего материализма».

Слайд 13

С середины 1880-х годов поэтика Верхарна приобретает отчетливые черты символизма. Среди его кумиров

– мэтр символизма Малларме, но Верхарну чужда его напряженная затрудненность, ему ближе патетика и гуманистический пафос романтика Гюго. Решительно меняется общая тональность творчества поэта. Три его сборника, появившихся на рубеже 1880–1890-х годов, сумрачны, исполнены горечи, апокалипсического видения мира.
В начале 1890-х годов в творчестве Верхарна заметны новые тенденции. Поэт выходит из длительного душевного кризиса. Пугающие апокалипсические фантастические образы-видения получают более светлую тональность. Художественное мировидение обретает большую жизненную конкретность.

Слайд 14

Среди поэтических сборников Верхарна один из самых известных – «Города-спруты» (1896). Его заголовок

– символ, полный глубокого значения. В этом сборнике Верхарн предстает как поэт-урбанист, воссоздающий социально окрашенную реальность современного города. Об этом писал В. Брюсов: «Наши города, кишащие многомиллионной толпой, блеск и роскошь театров и концертных залов; сумрак и нищета трущоб, негаснущие огни фабрик и немолчный грохот их машин, стремительность поездов-молний, пути трансокеанских стимеров, медленное умирание деревень, звон золота в банкирских конторах, крик народа на баррикадах в день революции – все стороны современной жизни нашли своего певца в Верхарне».

Слайд 15

Как и всякий большой поэт, Верхарн писал о любви. Стихи, посвященные Марте, его

жене, составляют важную часть его лирической трилогии «Часы», в которую входят сборники: «Ранние часы» (1896), «Послеполуденные часы» (1905), «Вечерние часы» (1911). Три времени суток уподобляются периодам человеческой жизни. 
Один из последних сборников, «Высокое пламя» (1917), Верхарн посвящает «тем, кто любит будущее», «гордому человеку», который «не сдает своей вершины». Свой исторический оптимизм поэт выразил формулой: «Столетия теперь в руках людей».

Слайд 16


Райнер Мария Рильке
4 декабря 1875 –
29 декабря 1926

Слайд 17

Лирика Рильке пропитана метафорами, символами, религиозно-философскими ассоциациями, и проникнуть в ее мир нелегко.

Центральная тема поэта – это человек перед лицом Бога. Человек, заброшенный и Космосе, со своей нерадостной долей, под бездонным небом, которое поэту виделось «тоскливым».
В жизни Рильке, его духовном росте судьбоносными стали встречи с Россией. Две поездки в Россию поэт считал самым глубоким переживанием, выпавшим на его долю.
Первая поездка в Россию пришлась на весну 1899 г. Трех путешественников – Рильке, Лу и ее мужа принял Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Это произвело на Рильке неизгладимое впечатление. Он также познакомился с художниками Ильей Репиным и Леонидом Пастернаком, отцом Бориса Пастернака.

Слайд 18

Второму посещению России предшествовала интенсивная подготовка: изучение русского языка, фольклора, истории. Новая поездка,

вдвоем с Лу, продолжалась с мая по август 1900 г. Основные этапы пути: визит к «яснополянскому мудрецу»; от него – в «священный град» Киев, далее по Днепру; поездка на Волгу и речной вояж от Саратова до Ярославля, наконец, посещение крестьянского поэта Спиридона Дрожжина.

Слайд 19

Напряженные медитации, вдохновленные Россией, отозвались в одном из этапных стихотворных сборников Рильке «Часослов»

(1905). В сборнике, насыщенном религиозной проблематикой, три книги: «Об иноческой жизни», «О пути на богомолье», «О бедности и смерти». Его пафос – страстное обращение к Богу. Бог – везде, Он растворен в мире, и лирический герой жаждет слиться с каждой вещью, чтобы обрести Его, но поэт слишком ничтожен и слаб, чтобы приобщиться к Богу. Само бытие – неодолимо трагично.

Слайд 20

В 1923 г. выходят две «вершинные» поэтические книги Рильке: «Дуинские элегии» и «Сонеты

к Орфею». Перед нами – образцы медитативной, философской, религиозной лирики, к основе которой – символика, богатая метафоричность, аллюзии.
Рильке – один из творцов «новой поэзии», в которой трансформируются, переосмысливаются традиционные формы и приемы.
Строка «Дуинских элегий» длинная, в ней перемежаются белый и свободный стих. Глубинная тема – одиночество человека, его горестный удел, его бессилие в «необъятной стране жалоб»; где даже ангелы – «смертоносные птицы души». Влюбленные не могут познать всей любви, к которой стремятся. Мать, обожая ребенка, обрекает дитя на смерть уже фактом его рождения.

Слайд 21

Вопросы к лекции

1. Символизм как главное направление в поэзии.
2. Своеобразие творчества двух поэтов-символистов

– П. Верлена и А. Рембо.
3. Своеобразие творчества Э. Верхарна.
4. Своеобразие творчества Р.М. Рильке.
Имя файла: Зарубежная-поэзия-начала-XX-века.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0