Жизненные правила для музыкантов. Роберт Шуман (1810-1856) презентация

Содержание

Слайд 2

«Проливать свет в глубины человеческого сердца — таково призвание художника»
Р. Шуман

«Проливать свет в глубины человеческого сердца — таково призвание художника» Р. Шуман

Слайд 3


Роберт Шуман
(1810-1856)

П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. «шумановским периодом»

в истории музыки.
И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца».

Роберт Шуман (1810-1856) П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. «шумановским

Слайд 4

Р. Шуман родился в провинциальном саксонском городке Цвиккау, в семье издателя и книготорговца

Августа Шумана, рано умершего (1826), но успевшего передать сыну благоговейное отношение к искусству и поощрявшего его занятия музыкой у местного органиста И. Кунтша.
С ранних лет Шуман любил импровизировать на фортепиано, в 13 лет написал Псалом для хора с оркестром, но, не менее чем музыка, его влекла к себе литература, в изучении которой он сделал большие успехи в годы учения в гимназии. Совсем не интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в университетах Лейпцига и Гейдельберга (1828-30).

Р. Шуман родился в провинциальном саксонском городке Цвиккау, в семье издателя и книготорговца

Слайд 5

1840 г. — год долгожданного соединения с Кларой Вик — стал для Шумана

годом песен.
Необыкновенная чуткость к поэзии, глубокое знание творчества современников способствовали осуществлению в многочисленных песенных циклах и отдельных песнях истинного союза с поэзией, точному воплощению в музыке индивидуальной поэтической интонации Г. Гейне («Круг песен» ор. 24, «Любовь поэта»), И. Эйхендорфа («Круг песен» ор. 39), А. Шамиссо («Любовь и жизнь женщины»), Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. И впоследствии область вокального творчества продолжала пополняться замечательными произведениями («Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием — 1850, «Песни из „Вильгельма Мейстера“ И. В. Гете» — 1849 и др.).

1840 г. — год долгожданного соединения с Кларой Вик — стал для Шумана

Слайд 6

Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в чередовании подъемов и спадов,

во многом связанных с приступами душевной болезни, первые признаки которой появились еще в 1833 г. Взлетами творческой энергии отмечены начало 40-х гг., совпавший с революционными событиями в Европе, и начало жизни в Дюссельдорфе (1850).
Из немногочисленных гастрольных поездок, осуществленных вместе с Кларой, наиболее продолжительной и принесшей много впечатлений, была поездка в Россию (1844). Начиная с 60-70-х гг. музыка Шумана очень быстро стала неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили М. Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и, особенно, Чайковский, считавший Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был А. Рубинштейн.

Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в чередовании подъемов и спадов,

Слайд 7

Большим событием последних лет жизни Шумана была его встреча с двадцатилетним Брамсом. Статья

«Новые пути», в которой Шуман предрекал своему духовному наследнику великое будущее (он всегда с необычайной чуткостью относился к молодым композиторам), завершила его публицистическую деятельность.
После смерти композитора, большинство рукописей и документов хранится в его Доме-музее в Цвиккау, где регулярно проводятся конкурсы пианистов, вокалистов и камерных ансамблей имени композитора.

Большим событием последних лет жизни Шумана была его встреча с двадцатилетним Брамсом. Статья

Слайд 8

Творчество Шумана

Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием

к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни.
Фортепианные и вокальные циклы Шумана, многие из камерно-инструментальных, симфонических произведений открыли новый художественный мир, новые формы музыкального выражения.
Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко дифференцированные душевные состояния человека. Это могут быть и музыкальные портреты, точно схватывающие и внешнюю характерность, и внутреннюю сущность изображаемого.

Творчество Шумана Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием

Слайд 9

Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя

и исполнителя. Его творчество очень тесно связано с литературой — с творчеством Жан Поля (И. П. Рихтера), Т. А. Гофмана, Г. Гейне и др. Шумановские миниатюры можно сравнить с лирическими стихотворениями, более развернутые пьесы — с поэмами, новеллами, увлекательными романтическими повестями, где иногда причудливо переплетаются разные сюжетные линии, реальное оборачивается фантастическим, возникают лирические отступления и т. д. Гофмановский герой — безумный капельмейстер Иоганнес Крейслер, пугающий обывателей своей фанатичной преданностью музыке, — дал имя «Крейслериане» — одному из самых вдохновенных шумановских созданий. В этом цикле фортепианных пьес-фантазий, как и в вокальном цикле на стихи Гейне «Любовь поэта», возникает образ романтического художника, подлинного поэта, способного чувствовать бесконечно остро, «сильно, пламенно и нежно», иногда вынужденного скрывать свою истинную сущность под маской иронии и шутовства, чтобы потом раскрыть ее еще более искренне и сердечно или погрузиться в глубокое раздумье... Остротой и силой чувства, безумством мятежного порыва наделен Шуманом байроновский Манфред, в образе которого присутствуют и философско-трагедийные черты. Лирически одушевленные образы природы, фантастических грез, старинных легенд и преданий, образы детства («Детские сцены» — 1838; фортепианный (1848) и вокальный (1849) «Альбомы для юношества») дополняют художественный мир великого музыканта, «поэта по преимуществу», как назвал его В. Стасов.

Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя

Слайд 10

Прошло более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных

сочинений великого немецкого композитора-романтика Роберта Шумана — «Альбом для юношества».
История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.
Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана.
Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.

Прошло более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных

Слайд 11

Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и

лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.
Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и

Слайд 12

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее

про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.
На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее

Слайд 13

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.
Постепенно

знакомься с сочинениями известных композиторов.
Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

Слайд 14

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
Много людей живет на

свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты. Много людей живет

Слайд 15

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют

тебе глаза на характер различных народов.
Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.
Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют

Имя файла: Жизненные-правила-для-музыкантов.-Роберт-Шуман-(1810-1856).pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0