Слайд 2
![Возникновению театра мир обязан Древней Греции. Само слово «театр» произошло](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-1.jpg)
Возникновению театра мир обязан Древней Греции.
Само слово «театр»
произошло от греческого
«театрон» - «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Древнегреческий бог виноделия Дионис любил отдохнуть и повеселиться. Участники таких процессий (дионисий) надевали козьи шкуры, маски на лица и пели и танцевали.
Так, из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма.
Слайд 3
![Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-2.jpg)
Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о
подвигах и страданиях бога.
Так появилась трагедия («трагос» – козёл и «оде» – песнь, т.е., «песнь козлов») – жанр, где зрители современного театра проливают слёзы.
Слайд 4
![Следом за сатирами выступали ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-3.jpg)
Следом за сатирами выступали ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга
насмешками и шутками.
Так возникла комедия – от греческих слов «комос» – шествие ряженых и «оде» – песнь – жанр, где зрители смеются.
Слайд 5
![534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-4.jpg)
534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом
рождения мирового театра, когда была поставлена трагедия афинского поэта Феспида.
Феспид ввёл в пьесу «главную роль».
Основой спектаклей стала музыка и пантомима.
Слайд 6
![Актёрами были только мужчины.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-5.jpg)
Актёрами были только мужчины.
Слайд 7
![Театр IV в. до н.э., Эпидаврос](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-6.jpg)
Театр IV в. до н.э., Эпидаврос
Слайд 8
![В России театр стал развиваться при Екатерине II. Виды театров:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-7.jpg)
В России театр стал развиваться при Екатерине II.
Виды театров:
- оперный;
- драматический;
- музыкальный;
- кукольный.
Слайд 9
![Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Зарождение оперы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-8.jpg)
Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков.
Зарождение оперы
связано с искусством прекрасного пения – бельканто.
В зависимости от сюжета опера делилась на два вида:
комическая – опера-буффа;
серьёзная – опера-сериа.
Слайд 10
![ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-9.jpg)
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это вид
музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия. В опере все герои поют.
Опера объединяет в себе:
- литературный сюжет;
- вокальную и инструментальную музыку;
- драматическое действие;
- изобразительное искусство;
- хореографию.
Слайд 11
![Либретто (итал. Libretto - книжечка) — краткое изложение (литературная основа) сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла, рок-оперы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-10.jpg)
Либретто (итал. Libretto - книжечка) — краткое изложение (литературная основа) сюжета
оперы, оперетты, балета, мюзикла, рок-оперы.
Слайд 12
![Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908) Композитор-сказочник. Написал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-11.jpg)
Николай Андреевич Римский – Корсаков
(1844 – 1908)
Композитор-сказочник.
Написал 15 опер,
основанных на литературных сказках.
Опера
Слайд 13
![В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-12.jpg)
В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного
мореплавателя и музыканта Садко, про волшебную силу искусства:
Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
Не имел он золотой казны,
а имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских…
(из былины «Садко»)
Слайд 14
![Увертюра – оркестровое вступление к опере или балету. «ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-13.jpg)
Увертюра – оркестровое вступление к опере или балету.
«ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»
Слайд 15
![I действие Весёлый и шумный пир в древнем Новгороде. Садко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-14.jpg)
I действие
Весёлый и шумный пир в древнем Новгороде.
Садко отказывается
воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень-озеру.
Тихонько наигрывая на гуслях, он запевает задушевную песню «Ой, ты тёмная дубравушка».
Слайд 16
![Песня Садко пробуждает спящую природу. Дует лёгкий ветерок, на озере](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-15.jpg)
Песня Садко пробуждает спящую природу. Дует лёгкий ветерок, на озере
поднимаются волны. Вдали плывёт стая лебедей. И вдруг лебеди превращаются в прекрасных девушек. А вместе с ними появляется и морская царевна – Волхова. По её просьбе Садко поёт песню «Заиграйте, мои гусельки».
Слайд 17
![II действие Пристань в Новгороде. На берегу Ильмень - озера](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-16.jpg)
II действие
Пристань в Новгороде. На берегу Ильмень - озера толпится
люд новгородский. Здесь же и заморские гости с товарами диковинными.
Садко выловил три золотые рыбки, которые обернулись слитками золота. Теперь он богат. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей рассказать о своих странах, чтобы знать, куда путь держать.
Слайд 18
![Песня Варяжского гостя Он ведёт рассказ о туманном и угрюмом крае варягов – Скандинавии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-17.jpg)
Песня Варяжского гостя
Он ведёт рассказ о туманном и угрюмом крае варягов
– Скандинавии.
Слайд 19
![Песня Индийского гостя Гость рассказывает о чудесах и дивных богатствах далёкой Индии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-18.jpg)
Песня Индийского гостя
Гость рассказывает о чудесах и дивных богатствах далёкой Индии.
Слайд 20
![Песня Веденецкого гостя Он славит город звонких песен, что средь моря стал – Веденец (Венецию).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-19.jpg)
Песня Веденецкого гостя
Он славит город звонких песен, что средь моря
стал – Веденец (Венецию).
Слайд 21
![III действие Благодарит Садко гостей и отправляется с дружиной в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-20.jpg)
III действие
Благодарит Садко гостей и отправляется с дружиной в дальние
страны.
Но разгневался морской царь, что плавает Садко уж 12 лет по морю-океану, а дань не платит. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром, жемчугом. Но царю и этого мало.
Дружина бросает жребий, кому путь держать на морское дно, бить челом царю. И выпал жребий Садко. Прощается Садко с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное
царство.
Слайд 22
![Песня «Заиграйте мои гусельки» Садко играет и поёт для Морского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-21.jpg)
Песня «Заиграйте мои гусельки»
Садко играет и поёт для Морского царя
по просьбе его дочери Волховы.
Внезапно появляется Старчище могуч-богатырь. Он разбивает гусли Садко и повелевает царю отпустить дочь с Садко на землю, чтобы она стала рекой.
Слайд 23
![Колыбельная Волховы Садко с Волховой выносят на поверхность воды касатки.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-22.jpg)
Колыбельная Волховы
Садко с Волховой выносят на поверхность воды касатки.
Садко
сладко спит на берегу Ильмень-озера, а волхова поёт ему колыбельную.
Слайд 24
![В опере «Садко» много чудес. Но самое большое чудо сотворило](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585496/slide-23.jpg)
В опере «Садко» много чудес. Но самое большое чудо сотворило
искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную морскую царевну в доброго, чудесного человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.