Слайд 2Серебряный век – это такой период человеческой истории, на котором заканчивается развитие строгой
классики и начинается время смелых экспериментов и совершенно новых подходов. Серебряный век порождал желание создавать новое, это было характерно абсолютно для всех видов человеческой деятельности, начиная от массового производства парфюмерии, заканчивая рождением неоклассицизма в музыке.
Слайд 3Музыка серебряного века – это в первую очередь знаковые творения учеников таких знаменитых
композиторов золотого века как Мусоргский и Бородин. Большой популярностью в то время пользовались симфонические произведения Глазунова, фортепьянное творчество Рахманинова, балеты Стравинского, а также необычная и весьма эксцентричная музыка Александра Николаевича Скрябина, творчество которого у некоторых вызывало восторг, а других приводило в недоумение
Слайд 4
А.К. Глазунов — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции «Могучей кучки» и
Чайковского в конце 19 — начале 20 веков. Основное место в его творчестве занимают жанры симфонической музыки. Композитор — автор 8 симфоний. В них эпическая монументальность и яркий народно-жанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Его музыка отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя.
Слайд 5Наиболее известные произведения Александра Глазунова:
Серенада №1 для оркестра
Серенада №2 для валторны и струнного
оркестра
Симфония №1 `Славянская`
Симфония №2 `Памяти Ф.Листа`
Симфония №3
Симфония №4
Симфония №5
Симфония №6
Симфония №7 `Пасторальная`
Симфония №8
Симфония №9 (неоконченная)
Соната для фортепиано №1
Соната для фортепиано №2
Слайд 6Рахманинов Сергей Васильевич Стравинский Игорь Федорович
критик М. Шагинян писала:«У Рахманинова нет интереса к
мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» - упорно говорит его музыка»
Слайд 7Наиболее известные произведения Сергея Рахманинова:
Пьесы-фантазии:
Прелюдия cis-moll
Мелодия E-dur
«Полишинель»
Серенада b-moll
Салонные пьесы:
Баркарола g-moll
Юмореска G-dur
«Остров мёртвых»
Другие произведения:
«Вокализ» для оркестра
Симфония № 3 a-moll
*Баркаро́ла — народная песня венецианских гондольеров
или произведение, написанное в стиле этой песни
Слайд 8При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых
элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 в. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в.
Слайд 9Музыкальный театр Игоря Стравинского:
- «Жар-птица», балет в двух сценах
- «Петрушка», русские
потешные сцены в четырёх картинах
- «Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах
- «Соловей», опера в трёх действиях
Хоровые произведения:
- «Подблюдные», четыре русские крестьянские песни для женского хора (1914―1917, редакция 1954 в сопровождении четырех валторн):
«У Спаса в Чигисах»
«Овсень»
«Щука»
«Пузище»
-«Отче наш» для хора без сопровождения
Слайд 11В творчестве Скрябина воплотились в символистски зашифрованном виде прогрессивно-гуманистические, житейские идеалы. В центре
образного мира - целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы.
Скрябина интересовали и конкретные проблемы социального бытия. Однако душа его постоянно и остро терзалась прежде всего проблемами внутреннего мира человека, состоянием этого мира в окружающей «неустроенной» действительности, проблемами нравственными, философскими.
Музыка Скрябина -- это неудержимое, глубокое человеческое стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью.
Слайд 12Произведения Александра Николаевича Скрябина:
Три пьесы:
Этюд
Прелюдия
Мечты
Четыре пьесы:
Хрупкость
Прелюдия
Окрыленная поэма
Танец томления
Три пьесы:
Поэма
Загадка
Поэма томления
Два танца:
Гирлянды
Темное пламя
Фантазия
для фортепиано с оркестром.
Романс для голоса и фортепиано "Хотел бы я мечтой прекрасной"
Слайд 13Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве
Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное
творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова ( как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко.
Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы.
Слайд 14На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало- помалу начинается строительство
органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К.
Глазунов, Старокадомский.
Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.