Слайд 2
Музыка 20 века:
- разнообразие тенденций, стилей и языка
- отсутствие
мелодии
новаторский музыкальный язык композитора
недоступность восприятия
трудность исполнения
тема жизни и смерти
самопознания личности.
Слайд 3
РОМАНТИЗМ
Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным
масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. (С. В. Рахманинов, Рихард Штраус).
Слайд 4
Импрессионизм
Музыканты- импрессионисты (фр. impressionisme, – «впечатление» ), стремились передать
тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания, нередко обращались к поэзии и драматургии символизма. Основоположник – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси.
Слайд 5
Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20
-го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.
Слайд 6
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе
Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.
Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
Слайд 7
Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо
научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту.
Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.
Слайд 8
Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и
для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.
Слайд 9
Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России
бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.
Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.
Слайд 10
Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого
начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть. Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.
Слайд 11
Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван
Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.
Слайд 12
Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании
с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.
Слайд 13
С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию,
а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.
Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий.
Слайд 14
Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев
Слайд 15
Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным
и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.
Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.
Слайд 16
Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не
выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза. Так как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.
Слайд 17
Слайд 18
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича
были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
Слайд 19
Последние годы
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев
подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве. Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
Слайд 20
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой –
испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Слайд 21
В каком из вариантов указаны годы жизни Сергея Сергеевича Прокофьева?
а) 1891
– 1953;
б)1893 – 1954;
В)1894 – 1954;
Г)1897 – 1956.
Слайд 22
2. Где родился Сергей Сергеевич Прокофьев?
А)В Орловской губернии;
Б)В Петербургской губернии;
В)В Екатеринославской
губернии;
Г) В Смоленской губернии.
Слайд 23
3. Как называлось первое произведение Прокофьева?
А) «Индийский галоп»;
Б)«Французский ноктюрн»;
В) «Русская плясовая»;
Г) «Венский вальс».
Слайд 24
4. В каком году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию?
1901;
1903;
1905;
1907.
Слайд 25
5. Игре на каких музыкальных инструментах Прокофьев обучался в консерватории?
Орган и
виолончель;
Скрипка и фортепиано;
Контрабас и труба;
Фортепиано и орган.
Слайд 26
6. В каком году Прокофьев впервые выступил со своими произведениями?
1908;
1909;
1911.
1906;
Слайд 27
7. как звали первую жену Сергея Прокофьева?
Мира Мендельсон;
Елена Ярустовская;
Александра Лядова;
Лина Кодина.
Слайд 28
8. Где Прокофьев записал свой Третий концерт в 1932 году?
В Париже;
В
Токио;
В Москве;
В Лондоне.
Слайд 29
9. Какая опера Прокофьева была создана в годы Великой Отечественной войны?
«Война
и мир»;
«Маддалена»;
«Огненный ангел»;
«Повесть о настоящем человеке».
Слайд 30
10. В каком году Прокофьев был удостоен звания народного артиста РСФСР?
1943;
1947;
1949;
1952.
Слайд 31
11. Где умер Сергей Сергеевич Прокофьев?
В Санкт-Петербурге;
В Москве;
В Лондоне;
В Нью-Йорке.