Презентация проекта Приобщение детей к народным традициям через тувинские загадки

Содержание

Слайд 2

СУВАН АЛЛА МАЙ-ООЛОВНА
МЕСТО РАБОТЫ: МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «САЙЗАНАК»
ДОЛЖНОСТЬ:

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Слайд 3

Тема:

Воспитание детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора тувинского народа.

Слайд 4

Вечность народного воспитания – в вечных заботах, в вечной любви, в вечной

памяти

Слайд 5

Цель:

Создание педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского

народа.

Слайд 6

Актуальность

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру

своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно -образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .

Слайд 7

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая

идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Слайд 8

Противоречие

Между потребностью в воспитании детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм

тувинского народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на кружковых занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить

Слайд 9

Проблема

Как сделать процесс воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм

тувинского народа наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества

Слайд 10

Гипотеза:

Воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа будет эффективным,

если:
обеспечить взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;
реализовать продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа
организовать процесс ознакомления средствами малых форм фольклора в комплексе занятий, праздников, свободной деятельности, игры;

Слайд 11

Задачи:

Определить специфику культурного воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского

народа
Выявить содержание средств малых форм фольклора, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Определить основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Разработать рекомендации по совершенствованию воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Слайд 12

Новизна:

- определить условия воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора тувинского

народа;
- установить уровни усвоения средств малых форм фольклора (правильность, полнота, дифференцировка представлений о средствах малых форм фольклора), интереса к ним (устойчивость и мотивация), реализации имеющихся представлений о средствах малых форм фольклора в самостоятельной деятельности.

Слайд 13

Сущность практического опыта

Для решения поставленных задач можно использовать комплекс исследовательских методов: теоретический

анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
изучать опыт педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов.

Слайд 14

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать

дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
У детей дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, в дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами малых фольклорных форм тувинского народа.

Слайд 15

Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте,

т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом .
По свидетельству фольклорных материалов (в частности загадки, поговорки и пословицы) человеческая мысль является чрезвычайно активной субстанцией. В них мысли человека отводится значительное внимание, главным образом, явный намек на ее силу, живущую в глубинах сознания. Пословицы и поговорки выступают в качестве «окон» в эти глубины, подсказывают как увидеть и использовать эти «творческие силы», которые таят в себе скрытые возможности самого человека.

Слайд 16

Б.Т.Лихачев не перестал удивляться мудростью тувинского народа. Он говорил, что в живом голосе

тувинского народа слышится многовековое назидание. Вот художественно-эстетическое осмысление природы:
Уннун чаражы хекте
Унуштун чаражы чечекте.
Нет голоса красивее, чем у кукушки,
Нет растения наряднее, чем цветок.
В загадке:
Хун адалыг,чер иелиг, суг угбалыг.
Солнце – отец, мать – земля, вода - сестра показаны основные условия роста растений через термины родства.
В половицах:
Куш уялыг, кижи чурттуг.
У птицы – гнездо, у человека –родина –родина, родная земля воплощены в интернациональных по сути образах гнезды птицы, матери и колыбели.

Слайд 17

Как отмечает Г.Н.Курбатский, тувинцев отличала большая родственная привязанность, во многом сохраняющая и до

сих пор. О родственниках никогда не говорили плохо. Связь с родней делает человека сильным, уверенным в себе: например,
Дагыр эргек тала тыртар.
Большой палец к ладони жмется.
Но и требования к родне предъявлялись высокие:
Торел багы – аал чуду.
С плохой родней – аалу позор.
Жизненые потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Тысячилетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретаний прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

Слайд 18

Из всего выше сказанного можно определить следующие приоритеты воспитания детей дошкольного возраста средствами

малых форм фольклора:
1. Формировать чувство причастности к истории своей малой Родины через знакомство средствами малых форм фольклора ,в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых , растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Слайд 19

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как

нигде сохранились особенные черты характера тувинского народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Показать глубокий нравственный смысл пословиц, поговорок , загадок и их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

Слайд 20

4.Использовать средства малых форм фольклора для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.

Слайд 21

Список литературы:

М.Б.Кенин-Лопсан .Тыва чоннун бурунгу ужурлары- Кызыл 1994.
Л.К.Аракчаа Истоки экологического воспитания-Кызыл

2004.
Г.Н.Волков., К.Б.Салчак.,А.С.Шаалы Этнопедагогика тувинского народа-Кызыл 2009.
О.О.Сувакпит.,Б.М.Монгуш.,Ч.К.Кара-Куске Тыва уруглар ясли-садтарынга номчулга ному- Кызыл 2001.
Гербова В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. -С. 17-25.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учеб пособие. – М. – «Академия», 1999.
З.С.Маадыр Дурген чугаалар, тывызыктар-Журнал «Башкы №2/2009.. Стр 70.»

Слайд 22

Приложения

Приложение А
В традиционных представлениях тувинцев четко прослеживается взаимодействие мысли с поступками

человека и их последствиями. Об этом свидетельствуют следующие пословицы и поговорки.
Например, «
Чарын эъдин чааскаан чивес, чанында эшке кара салбас» (мясо лопатки одни не едят, рядом сидящему зла не желают);
«Биче сеткил хунду болур, улуг сеткил уржук болур» (мысли добрые – к уважению, мысли высокомерные – к преграде);
«Сыяп сагыш суксадыр, шолук сагыш човадыр» (прожорливая мысль вызывает жажду, запальчивая мысль вызывает утомление).

Слайд 23

Приложение Б.
Дети успешно отгадывают загадки, в которых исполь­зован такой художественный прием, как

сравнение, осо­бенно если оно им хорошо известно, понятно.
Аккыр, хоюг суттуг,
Алдын ортектиг. (ошку)
Чем чивес чарашпай,
Черге чорбас чарашпай,
Чучак хептиг чарашпай,
Чугаазы чок чарашпай. (Ойнаар-кыс)
Имя файла: Презентация-проекта-Приобщение-детей-к-народным-традициям--через-тувинские-загадки.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0