Экскурсия – игра в культурном ландшафте презентация

Содержание

Слайд 2

Экскурсия и ландшафт

всякая экскурсия протекает в ландшафте, связана с ландшафтом
в ландшафте она

«находит» объекты показа
из культурного наследия территории она черпает свои сюжеты

Экскурсия и ландшафт всякая экскурсия протекает в ландшафте, связана с ландшафтом в ландшафте

Слайд 3

Ландшафт как образовательная среда

Когда люди начинают воспринимать ландшафт как особую среду, требующую понимания?


Вспомним Аристотеля и школу перипатетиков в Ликее:
Греч. peripatetikos – прогуливающийся.
Прогулка обостряла чувственное восприятие,
оживляла мысль,
помогала вести интеллектуальный разговор,
была духовной практикой, направленной на раскрытие чувственной и интеллектуальной сферы.

Ландшафт как образовательная среда Когда люди начинают воспринимать ландшафт как особую среду, требующую

Слайд 4

Аристотель – «праотец» экскурсии ?

Процесс познания по Аристотелю выглядит следующим образом:
посредством чувств

человек познает конкретное бытие – «первые сущности»,
от элементарных чувственных ступеней переходит к предельно абстрактным,
чувственное восприятие и движение – исходные условия для прохождения первых ступеней познания.

Аристотель – «праотец» экскурсии ? Процесс познания по Аристотелю выглядит следующим образом: посредством

Слайд 5

Ян Коменский – «отец» школьной экскурсии

Опыт Аристотеля воспринял Ян Амос Коменский (XVII в.).

В его системе обучение базируется на чувственном опыте и наглядность становится важным принципом.
Коменский разрушает рамки схоластического урока и вводит в методику преподавания использование различных видов наглядных пособий:
естественных (растения, животные, деревья, кустарники, почвы);
экспериментальных (явления испарения, изменение диаметра древостоя и т.д.);
изобразительных (картины, карты, таблицы)
смешанные – прогулка, она позволяет узнать о вещах то, «что должно быть преподаваемо посредством самих вещей»

Ян Коменский – «отец» школьной экскурсии Опыт Аристотеля воспринял Ян Амос Коменский (XVII

Слайд 6

Экскурсия – что это ?

В.И. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск

чего, для собирания трав и т.п.» 1866.
Н.П. Анциферов: «Экскурсия – есть прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материале доступном наблюдению при помощи обхода». 1910.
И.М. Гревс: «Экс - курсия» – есть в первую очередь нечто более или менее экстренное (ex), выходящее из ряда повседневности, расширяющее постоянное течение, основную линию (cursus). Экскурсия не может повторяться очень часто, во всяком случае, изо дня в день» (1925).

Экскурсия – что это ? В.И. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на

Слайд 7

«Экс - курсия» – есть в первую очередь нечто более или менее экстренное

(ex), выходящее из ряда повседневности, расширяющее постоянное течение, основную линию (cursus). Экскурсия не может повторяться очень часто, во всяком случае, изо дня в день».
Иван Михайлович Гревс

что выделяет экскурсию среди других городских практик?
работа с памятью города.
пространство города становится увлекательной книгой, которую можно читать, разгадывать, разыгрывать.

«Экс - курсия» – есть в первую очередь нечто более или менее экстренное

Слайд 8

В.Е. Чижов «Пермь в экскурсиях (опыт изучения города экскурсионным методом)» (1926 г.)

Чижов предписывали

изучать город как коллективную личность, сопоставлять его с сельской культурой; показ и рассказ начинать с физико-географической характеристики, обзор завершать сюжетом рождения города; в ходе экскурсии необходимо также понять планировку города, проследить судьбы его выдающихся жителей, найти отражение города в художественных произведениях, осмотреть монументальные, вещественные памятники.

Экскурсии были разнообразны: «Город сравнительно с деревней»,
«Как возникала и развивалась Пермь»,
«Пермь – промышленный центр»,
«Пермь – торговый и финансовый центр»,
«Благоустройство города», «Пермь – культурный центр»,
«Пермь как место общежития».

В.Е. Чижов «Пермь в экскурсиях (опыт изучения города экскурсионным методом)» (1926 г.) Чижов

Слайд 9

Композиция экскурсии

Композиция экскурсии

Слайд 10

Город – пространство творчества

Город – пространство творчества

Слайд 11

КАКОЙ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТ? ЕГО МОТИВАЦИЯ ?

отход от массовых форм, к альтернативным, индивидуальным,

нишевым
новизна: веселое времяпрепровождение, переживание особой атмосферы в месте пребывания
уход от действительности и релаксация
укрепление отношений с компаньонами/родственниками/семьей
стремление к автономности, независимости
сближение с природой, созерцание
саморазвитие, погружение в иную действительность
самосовершенствование, развитие новых качеств
испытание острых ощущений, дерзкое поведение
(*Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе)

КАКОЙ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТ? ЕГО МОТИВАЦИЯ ? отход от массовых форм, к

Слайд 12

Тренд в туризме – опора на культурное наследие территории, в т.ч. нематериальное
Культурное наследие

становится сферой, способной приносить доходы, развивать предпринимательскую активность, творческий потенциал населения.
Включение культурного наследия в сферу экономической деятельности – это процесс коммодификации.

Тренд в туризме – опора на культурное наследие территории, в т.ч. нематериальное Культурное

Слайд 13

Культурный туризм

Культурный туризм

Слайд 14

Город – сложный организм, в котором можно реализовать эти запросы. Здесь множество границ:
Природное

/культурное
Центр / периферия
Личное / общественное
Доступное / закрытое
Обыденное /культурное
Современные городские практике построены на преодолении границ
Современные экскурсии ищут новые «реальности» города

Город – сложный организм, в котором можно реализовать эти запросы. Здесь множество границ:

Слайд 15

Культурное пространство (символический ресурс)

Культурное пространство (символический ресурс)

Слайд 16

Экскурсия в контексте современных практик

Преодолевает границу прошлое/настоящее.
Творчески работает с памятью города.
Ищет факты,

чтобы создать сюжет.
Экскурсия, это History, а Story.
«Поднять факт рычагом воображения до уровня смысла»
«Любые тексты о городе – это гумус» (В.В. Абашев).
(*Абашев В.В., Фирсова А.В. Прогулка и экскурсия в ряду телесно-дискурсивных практик освоения городского пространства // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ. Научное РЕЦЕНЗИРУЕМОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ издание, № 4(21) 2015)

Экскурсия в контексте современных практик Преодолевает границу прошлое/настоящее. Творчески работает с памятью города.

Слайд 17

Латинское слово «excursio» имеет несколько значений:
В словаре военных терминов – «набег», «вылазка», «нападение»;
В

более широком значении – это «простор» и «свобода»,
«Поездка».

Латинское слово «excursio» имеет несколько значений: В словаре военных терминов – «набег», «вылазка»,

Слайд 18

ЭКСКУРСИЯ:

ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В.:
представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира,
построенный на заранее подобранных

объектах,
показ объектов происходит под руководством экскурсовода,
процесс восприятия подчинен задаче раскрытия определенной темы,
экскурсовод передает группе видение объекта, оценку события, ему небезразлично, что увидит экскурсант, как поймет и воспримет услышанное/увиденное.
экскурсовод подводит группу к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия
ГОСТ РФ 5069-2000: Экскурсия: туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов / экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий. (ГОСТ РФ 5069-2000)

ЭКСКУРСИЯ: ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В.: представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на заранее

Слайд 19

Процесс создания новой экскурсии проходит следующие этапы:

Процесс создания новой экскурсии проходит следующие этапы:

Слайд 20

Слайд 21

Признаки экскурсии:

Признаки экскурсии:

Слайд 22

Принципы экскурсии:

научность, правдивость, установка на факты
идейность (личная убежденность, жизненная позиция)
связь теории с

практикой
доступность изложения (с учетом аудитории)
убедительность (факты, сравнения, подбор доказательств, ссылка на источники, свидетелей; доверительный тон).

Принципы экскурсии: научность, правдивость, установка на факты идейность (личная убежденность, жизненная позиция) связь

Слайд 23

Маршрут экскурсии – тщательно разработанный план следования экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного

показа объектов и рассказом о них

Маршрут экскурсии – тщательно разработанный план следования экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного

Слайд 24

ЭКСКУРСОВОД – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ЭКСКУРСИИ. ОН ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЭКСКУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ОБЪЕКТОВ, ПОМОГАЯ

ИМ:

• увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (эстетическое восприятие);
• услышать об этих объектах необходимую информацию (исторический контекст);
• оценить значение исторического события, выработать взгляд на событие/объект;
• овладеть навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

ЭКСКУРСОВОД – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ЭКСКУРСИИ. ОН ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЭКСКУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ ОБЪЕКТОВ, ПОМОГАЯ

Имя файла: Экскурсия-–-игра-в-культурном-ландшафте.pptx
Количество просмотров: 66
Количество скачиваний: 0