Психологические основы этнопедагогики презентация

Содержание

Слайд 2

Цель лекции: Ознакомиться с основными характеристиками этнопсихологии, измерением культуры и

Цель лекции:

Ознакомиться с
основными характеристиками этнопсихологии, измерением культуры и классификацией культур;


с этнопсихологическими предпосылками этнопедагогики – позитивной этнической идентичностью, этнической толерантностью на групповом и личностном уровнях, понятием «Этническая картина мира »
Слайд 3

Ключевые понятия – этнопсихология, – этническая идентичность, – этническая толерантность,

Ключевые понятия

– этнопсихология,
– этническая идентичность,
– этническая толерантность,

этноконтактные группы,
– культура,
– этническая культура и культура этноса,
– национальный менталитет,
– национальные стереотипы и предрассудки,
– этническая и межкультурная адаптация,
– этнические конфликты
Слайд 4

Проблемные вопросы – Почему этнопсихологические знания так важны для этнопедагогики?

Проблемные вопросы

– Почему этнопсихологические знания так важны для этнопедагогики?
– Основываясь

на известной типологии культур, выведите совокупность характеристик для русской культуры.
– Что означают термины «автостереотипы» и «гетеростереотипы»?
– Почему так живучи этнические стереотипы? Какие группы социальных стереотипов, кроме этнических, Вы можете привести в пример?
– Сформулируйте комплементарное определение этнической картины мира. Какова структура этнической картины мира?
– Каково значение ЭКМ в жизнедеятельности этноса и его представителей?
– Каковы тенденции изменения современной этнической картины мира?
– Как связан национальный менталитет с этнической картиной мира? Какое понятие шире по содержанию?
Слайд 5

Введение в этническую психологию. Измерение культуры и классификации культур Этнопсихология

Введение в этническую психологию. Измерение культуры и классификации культур

Этнопсихология

– наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях
Слайд 6

Объект этнопсихологии Закономерности формирования и развития различных компонентов национальной психики,

Объект этнопсихологии

Закономерности формирования и развития различных компонентов национальной психики, сущность

и содержание процессов освоения, сохранения, передачи и изменения национально-психологических особенностей людей, а также того, что их цементирует: национальных традиций, ценностей, норм и правил поведения и т.д.
Слайд 7

Предмет этнопсихологии Условия и механизмы оптимизации процессов межэтнического взаимодействия на

Предмет этнопсихологии

Условия и механизмы оптимизации процессов межэтнического взаимодействия на

государственном уровне и в сфере политики, в деятельности региональных и территориальных органов управления, на уровне формирования и развития конкретных этнических общностей; своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей
Слайд 8

Слайд 9

Этнос и культура Значение термина "этнос" до сих пор остаётся

Этнос и культура

Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным.
Этнос

– это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании.
Ю.В. Бромлей
Слайд 10

Определение этноса Этнос – целостная функциональная система, объединяющая и интегрирующая

Определение этноса

Этнос – целостная функциональная система, объединяющая и интегрирующая все

процессы организованного сообщества в структуре географическо-ландшафтных территорий, в направлении нэгентропийного развития социума, то есть обеспечивающая поступательное развитие самого человека-личности, как главнейшего элемента мироздания
Слайд 11

Определение этноса с позиции психолога Этнос – устойчивая в своём

Определение этноса с позиции психолога

Этнос – устойчивая в своём существовании группу

людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.
В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.
Этнодифференцирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры.
Слайд 12

Этнический парадокс Стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность бытовой культуры

Этнический парадокс

Стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность бытовой культуры и

психологического склада, всплеск этнической идентичности, или осознания своей принадлежности к определенному этносу

Тенденции глобализации, нарастающей унификации духовной и материальной культуры и развития личностного индивидуализма, постепенная потеря значения этнических факторов в жизни людей

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Слайд 13

Психологические причины роста этнической идентичности поиск ориентиров и стабильности в

Психологические причины роста этнической идентичности

поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном

информацией и нестабильном мире,
интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации
Слайд 14

Типологии культур Культурные синдромы – определенные наборы ценностей, установок, верований,

Типологии культур

Культурные синдромы – определенные наборы ценностей, установок, верований, норм и

моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой.
Г. Триандис: «простота-сложность», «индивидуализм-коллективизм», «открытость-закрытость».
Г. Хофстед: + «дистанция власти», «избегание неопределенности», и «маскулинность – феминность»
Слайд 15

Культура русского народа – «простота-сложность», –«индивидуализм-коллективизм», – «открытость-закрытость», – «дистанция

Культура русского народа

– «простота-сложность»,
–«индивидуализм-коллективизм»,
– «открытость-закрытость»,
– «дистанция

власти»,
– «избегание неопределенности»,
– «маскулинность – феминность»

Сложная
Коллективистская
Закрытая
Высокая
Высокий уровень
Феминного типа

Слайд 16

Национальная психология Составная часть общественного сознания, его важнейший компонент –

Национальная психология

Составная часть общественного сознания, его важнейший компонент – общественная

психология. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания – идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.
Этнопсихологический словарь
Слайд 17

Структура национальной психологии

Структура национальной психологии

Слайд 18

Национальное самосознание ≠ национальное сознание Представления и знания о своей

Национальное самосознание ≠ национальное сознание

Представления и знания о своей национальной

общности, её историческом прошлом и настоящем, материальной и духовной культуре и языке

Представления, образы и знания не только о своей общности, но и других общностях… но с позиций своего собственного этноса

Слайд 19

Две крайности этнического самосознания (по шкале этноцентризма) 1 2 3

Две крайности этнического самосознания (по шкале этноцентризма)

1 2 3 Н

4 5 6

ЭТНОНИГИЛИЗМ
ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ
ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ЭТНОЭГОИЗМ
ЭТНОИЗОЛЯЦИОНИЗМ
ЭТНОФАНАТИЗМ (4–6 – НАЦИОНАЛИЗМ)

Слайд 20

Психический склад нации ≠ национальный характер Национальный характер – это

Психический склад нации ≠ национальный характер

Национальный характер – это сложный

и противоречивый социально-психологический феномен, в котором диалектически сочетаются национально-специфическое и общечеловеческое, преломленные сквозь призму исторического и социально-экономического развития данного народа и нашедшие выражение в его культуре, традициях, обычаях, обрядах
(П.И.Гнатенко).
Слайд 21

Национальный характер (дух народа) Уникальная структура характерологических особенностей нации. Но

Национальный характер (дух народа)

Уникальная структура характерологических особенностей нации. Но все элементы,

входящие в эту структуру, являются общими …
Важнейшее методологическое требование – учитывать относительность любых этнических характеристик.
Д.С. Лихачев пишет: «Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенародных черт».
Слайд 22

Этническая толерантность Частный случай общей толерантности, т.е. способности человека проявлять

Этническая толерантность

Частный случай общей толерантности, т.е. способности человека проявлять терпимость к

малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям
Слайд 23

Психический склад нации особенности психики людей данной нации, один из

Психический склад нации

особенности психики людей данной нации, один из признаков

нации, проявляющийся в общности национальной культуры, в особенностях языка, быта, нравов
Слайд 24

Национальные интересы и ценностные ориентации определяются направленностью социальной активности личности

Национальные интересы и ценностные ориентации

определяются направленностью социальной активности личности на

профессиональные формы национальной духовной культуры и национальную форму предпочтений в культурном потреблении. Ценностные ориентации определяются через систему социально–ценностных норм личности и этнической общности
Слайд 25

Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических

Этнические стереотипы

– относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах,

присущих представителям различных этнических общностей;
– авто–, гетеростереотипы;
– стереотипизация как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации (необходимая и полезная психологическая функция )
Слайд 26

Этнические стереотипы Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются

Этнические стереотипы

Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом

в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению
Слайд 27

Этническая идентификация постепенное перенесение индивидом на себя (интериоризация) качеств этнической

Этническая идентификация

постепенное перенесение индивидом на себя (интериоризация) качеств этнической общности,

в которой индивид формируется как личность,
включается в состав национального самосознания
Слайд 28

Этническая идентичность Результат процесса этнической идентиифкации, представление человека о себе

Этническая идентичность

Результат процесса этнической идентиифкации, представление человека о себе как

о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением.
По мнению Г.У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, с другой – шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного.
Слайд 29

Этническая идентичность

Этническая идентичность

Слайд 30

Этническая идентичность ≠ этничность Этничность — социологическая категория, относящаяся к

Этническая идентичность ≠ этничность

Этничность — социологическая категория, относящаяся к

определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Если этничность – аскриптивная (приписываемая обществом) характеристика, то этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней. В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают
Слайд 31

Этничность Особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой

Этничность

Особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и

солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не–нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве
Г.У. Солдатова
Слайд 32

Национальный менталитет относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований,

Национальный менталитет

относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений

личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.
Сердцевиной этнокультуры является ментальность – «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно–языкового сообщества) внешнего и внутреннего мира, специфическое проявление в процессах познания интеллектуальных, духовных и волевых качеств национального характера» (Алефиренко Н.Ф., 2002)
Слайд 33

Этническая картина мира Конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе

Этническая картина мира

Конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого

лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).
ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер.
Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой.
Слайд 34

Способы репрезентации ЭКМ язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система

Способы репрезентации ЭКМ

язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система этнокультурных

символов и др. Репрезентации представляются как связь между интерсубъективным миром и реальным
Слайд 35

Модель Этнической картины мира Это та "призма", через которую представитель

Модель Этнической картины мира

Это та "призма", через которую представитель этноса смотрит

на мир и создает его образ
Слайд 36

Основные структурные компоненты ЭКМ

Основные структурные компоненты ЭКМ

Слайд 37

Слайд 38

Тенденции развития СЭКМ «предрасположенность думать, действовать, вести себя, поступать по

Тенденции развития СЭКМ

«предрасположенность думать, действовать, вести себя, поступать по отношению к

какому–либо этносу определенным образом»:
этноконформизм – стратегия готовности подчиняться большинству, принять нормы другой культуры;
этнорелятивизм – признание того, что все культуры равны, но все разные;
этноцентризм – стратегия восприятия норм, ценностей собственной группы как образца, эталона, относительно которых оцениваются другие культуры;
этнодоминантность – тенденция к подчинению, подавлению других культур.
Слайд 39

Рекомендуемые информационные ресурсы Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений

Рекомендуемые информационные ресурсы

Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш.

проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2, 3, 4.
Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс.
Слайд 40

Рекомендуемые информационные ресурсы Крысько В.Г. Этническая психология : учебник для

Рекомендуемые информационные ресурсы

Крысько В.Г. Этническая психология : учебник для бакалавров /

В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
Слайд 41

Дополнительная литература 1. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и

Дополнительная литература
1. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию:

учебное пособие [Текст]. – М.: «Ключ-С», 1999. – 224 с.
2. Платонов Ю.П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с.
3. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с.
4. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 2008.
5. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.
Слайд 42

Задание для самостоятельной работы студентов КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ Составьте описание национального

Задание для самостоятельной работы студентов

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
Составьте описание национального характера

какого-либо народа (на выбор). Это может быть большая группа (немцы, французы, японцы и т.д.), либо малая народность (тофалары и т.д.).
От Вас требуется не только охарактеризовать основные национально-психологические особенности представителей данной этнической группы, но также проследить причины формирования этих особенностей; их взаимосвязь с исторической, политической, экономической, социальной историей народа; предложить прогноз развития взаимоотношений данного этноса с другими на основе выделенных характеристик.
Возможная структура отчета о проведенном исследовании:
Слайд 43

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ Название и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания,

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

Название и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания, примерная численность,

основные виды деятельности).
Основные черты национального характера данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь необходимо опираться на теоретические концепции национального характера (например, концепцию Лурье – описать через нее). Описать базовую (или модальную) личность данной культуры. Какие механизмы социализации преобладают в данной культуре? Есть ли интересные особенности культурной социализации детей? Есть ли примеры культурно-специфичных заболеваний, психических патологий?
К какому типу культур (по Бенедикт, Мид и т.д.) Вы могли бы отнести данный этнос? Почему?
Какие механизмы поддержания этнической идентичности использует данный народ? Проявляет ли этноцентризм? В каких формах? Участвует ли в этнических конфликтах?
Слайд 44

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ Стереотипные представления об основных чертах национального характера данного

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

Стереотипные представления об основных чертах национального характера данного этноса, отраженные

в культуре и искусстве (фильмах, литературе, анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень истинности данных стереотипов (на Ваш взгляд и на основе этнопсихологических исследований). Здесь можно добавить личный опыт общения с представителями данной этнической группы, если таковой имеется.
Характеристики вербальной и невербальной коммуникации: как представители данного этноса ведут себя в межличностном общении? Культурно-специфические нормы и традиции общения. Традиции семейных отношений.
Исторический путь формирования основных особенностей национального характера данного этноса (географический детерминизм, виды деятельности, исторические события и т.д.) – все, что покажется Вам важным в формировании данного национального характера.
Слайд 45

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ Каким образом особенности национального характера данного народа влияют

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

Каким образом особенности национального характера данного народа влияют на выстраивание

взаимоотношений с соседями, как отразились на текущем социально-экономическом и политическом положении данного этноса? Здесь необходимо затронуть психологические механизмы возникновения и протекания этнических конфликтов, механизмы межгруппового восприятия и т.д. (см. учебник Стефаненко).
Предложите прогноз развития данной этнической группы с учетом национально-психологических особенностей ее представителей (можно использовать теорию развития этноса, например, Гумилева).
Составьте рекомендации для эффективного общения, взаимодействия с представителями данного этноса. Что бы Вы посоветовали человеку для успешной адаптации в данной культуре?
Слайд 46

Конструирование собственной этнической картины мира Дополнительное задание

Конструирование собственной этнической картины мира

Дополнительное задание

Имя файла: Психологические-основы-этнопедагогики.pptx
Количество просмотров: 118
Количество скачиваний: 0