Сознательное и бессознательное презентация

Содержание

Слайд 2

Психоанализ и современная философия: проблематизация… Сегодня мы открываем нового Фрейда
Психоанализ мёртв
Во-первых, потому что нейробиологическая

модель сознания вытеснила фрейдовскую
Во-вторых, потому что фармокотерапия вытесняет психоаналитическую терапию
В-третьих, потому что господство дискурса вседозволенности дискредитирует разговор о травмирующих культурных запретах
Психоаналитическая теория – это теория не только психоаналитической практики, но также теория о том, почему эта практика часто терпит крах. Психоаналитическая практика необходима для объяснения «социального безумия»
Мы получили детей, которым не хватает запретов
Традиционный психоанализ – помощь в обретении способности нормально наслаждаться, сегодня психоанализ нужен как единственный дискурс, в котором мы имеем право не наслаждаться…

Психоанализ и современная философия: проблематизация… Сегодня мы открываем нового Фрейда Психоанализ мёртв Во-первых,

Слайд 3

Горизонты бессознательного: бессознательное подлежит изгнанию или подавлению

Вмешательство злых духов
Происки дьявола
Животная (злая) природа

Горизонты бессознательного: бессознательное подлежит изгнанию или подавлению Вмешательство злых духов Происки дьявола Животная (злая) природа

Слайд 4

Горизонты бессознательного: человек движим бессознательным

По Канту, бессознательным является стремление человека к трансцендентным объектам

В способности к мышлению заключены три ступени: чувственность, рассудок, разум
Само стремление к познанию заложено в человеке, оно является жизненно необходимым условием
Но вопросы о душе, боге, мире жизненно необходимыми не являются
Задающие их люди подчиняются бессознательным импульсам

Горизонты бессознательного: человек движим бессознательным По Канту, бессознательным является стремление человека к трансцендентным

Слайд 5

Бессознательное как вариант Абсолюта в НКФ (Фихте, Шеллинг) и Абсолютный субъект (Г. Гегель)

Презумпция

Абсолютного духа
«не-Я» у Фихте – деятельная бессознательная Природа
Природа у Шеллинга – продукт бессознательного разума
Бессознательное в человеке проявляется на уровне Разума (после рассудочной логичности) – это пробуждение бессознательного Разума, дремавшего на предыдущих ступенях развития
Изначальная деятельность Духа-Природы, порождение всего существующего, является сознательной и бессознательной одновременно.

Бессознательное как вариант Абсолюта в НКФ (Фихте, Шеллинг) и Абсолютный субъект (Г. Гегель)

Слайд 6

Мир как воля (А. Шопенгауэр 1788-1860)

Мировая Воля – сущность мира, это бесконечное стремление

к самоутверждению и господству, у которого нет определённой цели и определённого пути
Воля носит бессознательный характер, это инстинкт к жизни (воля к жизни)
Разум, интеллект – своеобразный придаток воли, способный её направлять (его преимущество – в способности к познанию)

Мир как воля (А. Шопенгауэр 1788-1860) Мировая Воля – сущность мира, это бесконечное

Слайд 7

Генеалогия морали и культуры у Ф. Ницше (1844-1900)

Стартовые принципы: критика христианства и критика

сознания как самодостоверной реальности (Юнг видит в этом сходство с Фрейдом)
«Дионисийское начало», полное желаний и аффектов в «Рождении трагедии…»
Мораль не рациональна по своей природе. Мораль рабов – сублимация чувства неполноценности. «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности…»
Воля к власти, сама власть – единственное, что имеет значение. Только бессознательное (воля) может вывести человечество из болезненного состояния
Культура как результат болезни, травмы, ressentiment

Генеалогия морали и культуры у Ф. Ницше (1844-1900) Стартовые принципы: критика христианства и

Слайд 8

Статус бессознательного у З. Фрейда (1856-1939)

Выдвигает гипотезу о трёхуровневом строении человеческой личности: Оно

(Эрос и Танатос, принцип удовольствия), Я (сфера осознанного и рационального, принцип реальности), Сверх-Я (запреты и нормы социокультурного характера, принцип совести)
Три стратегии человеческого поведения:
Удовлетворение Оно (чревато изоляцией)
Подавление Оно (ведёт к психическим заболеваниям)
Сублимация (перевод энергии животных инстинктов в разнообразные формы творчества)

Статус бессознательного у З. Фрейда (1856-1939) Выдвигает гипотезу о трёхуровневом строении человеческой личности:

Слайд 9

Чем культурнее, тем несчастнее

Культура – подавление агрессивных и сексуальных влечений человека запретами и

нормами (первое табу – шаг к окультуриванию)
Подавление желаний (вторая стратегия) приводит к психическим заболеваниям (чувство вины и неудовлетворённости = депрессии…)
Культура – коллективный невроз (религия – непрекращающееся чувство вины перед отцом, отступающим после регулярных обрядов-церемоний)
«Нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение, или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти "культурные запреты" господствуют в огромной области социальных отношений между людьми... Они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры».

Чем культурнее, тем несчастнее Культура – подавление агрессивных и сексуальных влечений человека запретами

Слайд 10

По Фрейду…

Оговорки
Сны
Произведения искусства
(вслед за теорией – «как если по Фрейду)
«Фрейдистские взгляды

были настолько усвоены лидерами сюрреализма, что превратились в способ мышления» (Андре Бретон)
Фрейдистский метод С. Дали – писать картины в ещё непроснувшемся состоянии

По Фрейду… Оговорки Сны Произведения искусства (вслед за теорией – «как если по

Слайд 11

Культура и коллективное бессознательное: К. Г. Юнг (1875-1961)

Юнг обратился к мистическим аспектам культуры:

у творцов культуры помимо их индивидуального голоса обнаруживается интуиция, далеко превосходящая сознательный ум
«…праформы всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир»
Причастность человека а мистическому можно проследить через повторяющиеся в различных культурах и проходящие через всю историю мировой мысли типичные образы-символы (не могли быть приобретены индивидуально, только унаследованы коллективным бессознательным)
Архетипы – врождённые программы поведенческих реакций (образы или мотивы без содержания)

Культура и коллективное бессознательное: К. Г. Юнг (1875-1961) Юнг обратился к мистическим аспектам

Слайд 12

Фрейдомарксизм (В. Райх и Г. Маркузе)

Фрейдомарксизм - совмещение концепций Фрейда и Маркса
Проблемы взаимоотношения

общества и государства – психологические
Фиксируют возникновение бесклассового общества.
Общество стало обществом потребления, культура – массовой культурой.
Отношения между властью и обществом – неототалитаризм. Человеку дали свободу выбора, но лишили подлинных альтернатив.
Манипуляция нуждами и удовольствиями
Райх и Маркузе обращают внимание на проявления мазохизма и садизма между людьми
Мазохисты находят наслаждение в подчинении авторитетам
Садисты – в стремлении превратить человека в беспомощный объект свое воли

Фрейдомарксизм (В. Райх и Г. Маркузе) Фрейдомарксизм - совмещение концепций Фрейда и Маркса

Слайд 13

Э. Фромм (1900-1980)

Э. Фромм (1900-1980)

Слайд 14

Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе

Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе

Слайд 15

Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе

Ж. Делёз: Четыре тезиса о психоанализе

Слайд 16

Жиль Делёз (1925-1996) Феликс Гваттари (1930-1992)

Фрейдизм и неофрейдизм помогают превратить человека в пассивного пациента

(невротика на кушетке)
Невротик легко поддаётся внушениям психоаналитика, легко выполняет социальный заказ
Централизация роли эдипова комплекса превращает бессознательное в театр
Бессознательное не театр, а завод, производящий желания
Необходима детеатрализация бессознательного (раскрепощение мира желаний)
Детеатрализация необходима для понимания роли бессознательного в социальной деятельности
Необходим пересмотр бинарных ансамблей желаний (культурных клише МvsЖ). Важен скорее психический, чем физический пол)

Жиль Делёз (1925-1996) Феликс Гваттари (1930-1992) Фрейдизм и неофрейдизм помогают превратить человека в

Слайд 17

Интерес представляет не невротик, а шизофреник…

«Шизо» – социально-психологическое понятие. Это не реальный или

потенциальный психически больной человек (хотя и этот случай исследуется авторами), но контестант, тотально отвергающий капиталистический социум и живущий по естественным законам «желающего производства». Человек должен подчиняться своим желаниям, а не репертуарам воображаемого удовлетворения
В современном обществе личные желания подменены коллективными (псевдоудовлетворяемыми)
«Машины-органы» - побуждаемы шизофреническим инстинктом жизни
«Тела без органов» – движимы параноидальным страхом смерти

Интерес представляет не невротик, а шизофреник… «Шизо» – социально-психологическое понятие. Это не реальный

Слайд 18

Бессознательное в структурализме (К. Л. Строс, 1908-2009

«Если, как мы полагаем, бессознательная умственная деятельность

состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного... - то необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования, действительный и для других установлении и обычаев...»
«подсознание - это индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в коей он организован по законам бессознательного)»

Бессознательное в структурализме (К. Л. Строс, 1908-2009 «Если, как мы полагаем, бессознательная умственная

Слайд 19

Гипотеза

"различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее: все они -

системы поведения, каждая из которых является некоторой проекцией не плоскость сознательного и общественного мышления всеобщих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа»
Леви-Стросс искал способы перехода биологических (кровных) связей в социальные. Тогда брачные отношения – система обмена и особый язык.
Особое значение в системе языка структурам «...Структура же остается неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию»

Гипотеза "различные формы общественной жизни представляют в своей сути нечто общее: все они

Слайд 20

Жак Лакан (1901-1981) Структурализм + фрейдизм = структурный психоанализ

Субъект мышления не равен субъекту

бытия
«Cogito» не исчерпывает человека
Либидо в основе гениальности
Бессознательное структурировано как язык
Цель: рациональное объяснение бессознательного – как источника творчества 

Жак Лакан (1901-1981) Структурализм + фрейдизм = структурный психоанализ Субъект мышления не равен

Слайд 21

«Десексуализация» бессознательного для Лакана денатурализация и дебиологизация

Он видит свою задачу в отыскании тех механизмов

("машин"), которые, несмотря на многообразие психических структур, создают предпосылки для формирования социума.
Человеческий мир отличается от животного выходом из области реального в область символического.
Свобода – условие человечности. Свобода реализуется в языке и художественном творчестве. Творчество – выход за границы реального существования.
Для человека как субъекта, мучимого языком, речь Не менее весома, чем реальность.
Бессознательное желание – структурно упорядоченная пульсация
Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовать пульсации в произведения искусства и другие явления культуры.
Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку («бессознательное - это язык»)
Язык здесь на двух уровнях – лингвистическом символическом и язык пульсаций, где психология и Физиология еще слиты воедино.

«Десексуализация» бессознательного для Лакана денатурализация и дебиологизация Он видит свою задачу в отыскании

Слайд 22

Структура художественного процесса

В искусстве люди реализуют себя
Процесс символизации протекает бессознательно, он подобен сну
Лакан

распространил законы сновидений на период бодрствования, что позволило его последователям (К, Метцу) считать художественный процесс «сном наяву»
Творчество – пульсация бессознательных желаний.
Психоанализ объясняет образы обращением к бессознательному (нарциссизм, умолчание, Большой Другой)

Структура художественного процесса В искусстве люди реализуют себя Процесс символизации протекает бессознательно, он

Слайд 23

Психоанализ и идеология

Мы открываем для себя нового Фрейда — не того пресловутого Фрейда-викторианца, захваченного

репрессивным восприятием сексуальности, а Фрейда, чье время, может быть, настает только сейчас, в нашем «обществе спектакля», когда то, что мы воспринимаем как обыденную реальность, все в большей степени — воплощение лжи. 
Наш мир населён либеральными атеистами-гедонистами. Погоня за удовольствиями не ограничена внешней властью – что, в итоге запутоывает ихв густой сети добровольно взятых на себя Политически Корректных установок. Как будто их супер-эго контролирует их куда жестче, чем традиционная мораль: они одержимы идеей, что в достижении своих удовольствий они могут унизить других людей или нарушить границы их пространства, поэтому они регулируют свое поведение подробными предписаниями о том, как избежать «притеснения» других людей, не говоря уж о не менее сложной системе правил для заботы о себе самих (спорт и фитнес, здоровое питание, духовная релаксация...). В самом деле, нет ничего более репрессивного и управляемого, чем бытие простого гедониста.
Наш мир населён религиозными фундаменталистами (согласно Фрейду, людьми с самым ограниченным кругом действий). Но именно эти люди могут позволить себе всё во имя веры. без религии хорошие люди поступали бы хорошо, а плохие люди поступали бы плохо, но лишь религия может побудить хороших людей поступать плохо (С. ВАйнберг)

Психоанализ и идеология Мы открываем для себя нового Фрейда — не того пресловутого

Слайд 24

Киногид извращенца

Идеология — это вовсе не Большая Система типа коммунизма, капитализма и так

далее, идеология проявляется в самых интимных отношениях. Идеология — в том, почему вы что-то принимаете, а что-то нет, в манере вашей речи, в том, как вы готовите ужин, как вы развлекаетесь и так далее…
Нам в буквальном смысле необходимо кино, чтобы понять сегодняшний мир. Только в кино мы встречаем то критическое измерение, с которым не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы стремитесь найти в реальности что-то более реальное, чем сама реальность, смотрите художественные фильмы
Мы можем освободиться от идеологии, признав и продекларировав своё место под её гнётом.

Киногид извращенца Идеология — это вовсе не Большая Система типа коммунизма, капитализма и

Имя файла: Сознательное-и-бессознательное.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0