Слайд 2
Аристотель (324-322 гг. до н.э.)
Выдающийся древнегреческий мыслитель-энциклопедист , занимающийся всеми научными
и философскими дисциплинами. Родился в семье врача в городе Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит) учился в афинской Академии Платона , но вскоре разошелся с учителем по многим вопросами и покинул академию со словами : <Платон мне друг , но истина дороже > . Был приглашен к македонскому двору , где занимался воспитанием Александра Македонского будущего наследника престола . После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где год спустя скончался.
Слайд 3
Слайд 4
Учение Аристотеля о Душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией
– душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.
Слайд 5
Учение Аристотеля о природе
Вследствие вечного стремления материи ко всё более
совершенному «оформлению» неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.
Слайд 6
Фома аквинский
Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он
был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах. Родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.
Слайд 7
Слайд 8
учение фомы о бытие
Жизнь человека или любого другого существа
подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.
Существование может быть 2 видов:
самостоятельное;
зависимое.
Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.
Слайд 9
Учение Фомы о душе
Человек — промежуточное звено между ангелами и
животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.
Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.
Слайд 10
учение Фомы о познании
Есть 3 вида познания:
разум — наделяет
человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
ум — совокупность всех духовных компонентов человека.
Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.