Артистические профессии средневековья презентация

Содержание

Слайд 2

cantus publicus Бытование cantus publicus характеризует устная традиция. Она звучала

cantus publicus

Бытование cantus publicus характеризует устная традиция. Она звучала на празднествах,

застольях, при дворах.
Это не фольклор и не сочинения клириков; это продукция особого профессионализма – менестрельного, основанного на устных навыках и самобытной поэтике.
Слайд 3

cantus publicus В письменных источниках XII-XV веков встречаются различные определения

cantus publicus

В письменных источниках XII-XV веков встречаются различные определения носителей артистического

профессионализма: используются слова «жонглер», «шпильман», «менестрель», причем они употребляются в одном и том же круге значений.
Слайд 4

Жонглер Жонглер (франц. jongleur, от лат. joculator ) в переводе

Жонглер

Жонглер (франц. jongleur, от лат. joculator ) в переводе означает шутник

и этим словом обозначали странствующих комедиантов и музыкантов в средневековой Франции. Иногда их называли гистрионами. В Германии им родственны шпильманы, в России — скоморохи.
Слайд 5

Менестрель Слово менестрель происходит от латинского menestrallus, производного от mestier

Менестрель

Слово менестрель происходит от латинского menestrallus, производного от mestier – «мастерство»,

«ремесло», «профессия».
Именно этот термин логичнее всего использовать в качестве определяющего понятия для артистических профессий средневековья, составляющих основу средневековой народной культуры и представляющих устойчивую профессиональную традицию.
Слайд 6

Менестрели

Менестрели

Слайд 7

4 вида менестрельного профессионализма Зрелищно-цирковой профессионализм (акробаты, эквилибристы, канатоходцы, иллюзионисты,

4 вида менестрельного профессионализма

Зрелищно-цирковой профессионализм (акробаты, эквилибристы, канатоходцы, иллюзионисты, дрессировщики, танцоры

и танцовщицы.
Профессионализм поющих поэтов, аккомпанирующих себе на струнных инструментах.
Профессионализм менестрелей-инструменталистов, владевших игрой на нескольких инструментах, а также навыками ансамблевого музицирования.
Синтетические, промежуточные формы профессионализма, основанные на смешанных, межремесленных навыках.
Слайд 8

Жанровая сфера Сantus publicus Инструментальные с.р. Вокальные с.р. Кант Шансон

Жанровая сфера

Сantus publicus
Инструментальные с.р.
Вокальные с.р.
Кант Шансон
Жеста Рондель
Орнаментированное

пение Дукция
Куплетное пение
Слайд 9

Инструментарий Ансамбли при княжеских дворах были весьма пестрыми по составу.

Инструментарий

Ансамбли при княжеских дворах были весьма пестрыми по составу. Существовало множество

местных традиций, вариантов в структуре и строе одних и тех же инструментов, различались манера и школы игры, типы виртуозности.
Слайд 10

Слайд 11

Струнные инструменты

Струнные инструменты

Слайд 12

Виела - одно из общих названий средневековых струнных смычковых инструментов

Виела - одно из общих названий средневековых струнных смычковых инструментов (в

немецко-язычных странах фидель) 3.4, 5 (с 13 в.) струн – 4 струны плюс одна – бурдон.
Слайд 13

Ребек трехструнный инструмент, квинтовый строй, сильный, резкий звук; несколько разновидностей: дискант, тенор, бас.

Ребек трехструнный инструмент, квинтовый строй, сильный, резкий звук; несколько разновидностей: дискант,

тенор, бас.
Слайд 14

Струнные щипковые

Струнные щипковые

Слайд 15

Аль-уд

Аль-уд

Слайд 16

Кантеле

Кантеле

Слайд 17

Слайд 18

Арфа

Арфа

Слайд 19

Духовые инструменты Флейта. Двойная флейта Шалмей (с двойной тростью), корнамуз

Духовые инструменты

Флейта. Двойная флейта
Шалмей (с двойной тростью), корнамуз
Бомбарда - ближайший предок

фагота
Цинк – с 11 в. (рожок) – духовой мундштучный инструмент, 7 (6 + 1) отверстий, обтягивали кожей (позднее в Италии – корнет)
Сакбут - медный мундштучный инструмент, напоминающий по своей форме тромбон
Слайд 20

Флейта

Флейта

Слайд 21

Двойная флейта

Двойная флейта

Слайд 22

Шалмей

Шалмей

Слайд 23

Корнамуз

Корнамуз

Слайд 24


Слайд 25

Слайд 26

Волынки

Волынки

Слайд 27

Орган-портатив

Орган-портатив

Слайд 28

Слайд 29

Ударные инструменты барабаны бубен кастаньеты тарелки колокольчики треугольники тамбурин

Ударные инструменты

барабаны
бубен
кастаньеты
тарелки
колокольчики
треугольники
тамбурин

Слайд 30

Слайд 31

Рыцарское музыкалдьно-поэтическое искусство Трубадуры (trobador – изобретающий, находящий новое) –

Рыцарское музыкалдьно-поэтическое искусство

Трубадуры (trobador – изобретающий, находящий новое) – средневековые рыцари,

певцы любви и Прекрасной Дамы.
Куртуазность (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
Слайд 32

Трубадуры Трубадуры - знатные сеньоры жили в замках, трубадуры -

Трубадуры

Трубадуры - знатные сеньоры жили в замках, трубадуры - бедные рыцари

проводили жизнь в странствиях, стремясь найти богатого и щедрого покровителя. Поэты слагали стихи о мирской любви на окситанском языке, сочиняли к ним музыку и чаще всего, сами же исполняли.
Слайд 33

Жанры Кансона – песня лирического содержания, отличающаяся изысканным и сложным

Жанры

Кансона – песня лирического содержания, отличающаяся изысканным и сложным строением строфы.
Альба

– строфическая песня с одинаковым завершением каждой строфы, рисующая расставание влюбленных на заре.
Пасторела – лирическая песня, изображающая встречу рыцаря с пастушкой.
Баллада – плясовая песня.
Сервента – песня политического или общественного содержания.
Тенсона – спор-диалог двух поэтов.
Плач – выражает печаль поэта по поводу утраты кого-либо.
Слайд 34

Труверы На севере Франции средневековых поэтов-певцов именовали труверами (франц. trouvere,

Труверы

На севере Франции средневековых поэтов-певцов именовали труверами (франц. trouvere, от trouver

— находить, придумывать).
Дошедшее до нас музыкальное наследие трубадуров достаточно скромно: на более чем 2,5 тысячи поэтических текстов приходится лишь около 250 мелодий. Мелодий труверов на старофранцузском сохранилось около 1400.
Слайд 35

Труверы Всего в распоряжении исследователей имеются 4 рукописных сборника: два

Труверы

Всего в распоряжении исследователей имеются 4 рукописных сборника: два хранятся в

Национальной библиотеке в Париже (1253-54 гг. и 1240г.), один записан в Тулузе и один в Ломбардии. Мелодии зафиксированы квадратной нотацией.
Среди крупнейших авторов – Маркабрюн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль, Гильем де Кабестань и др.
Слайд 36

Факсимиле книга Vermel

Факсимиле книга Vermel

Слайд 37

Миннезингеры Под сильным воздействием поэзии романских трубадуров и труверов складывается

Миннезингеры

Под сильным воздействием поэзии романских трубадуров и труверов складывается куртуазная лирика

миннезингеров (нем. Minnesinger — певец любви) - немецких рыцарских поэтов-певцов XII-XIV вв.
Основные жанры, в которых творили немецкие миннезингеры, это любовная песнь (Minnelied), песнь рассвета (Tagelied), лейх (Leich), шпрух (Spruch).
Слайд 38

Первыми миннезингерами считаются Кюренберг и Дитмар фон Айст, расцвет миннезанга

Первыми миннезингерами считаются Кюренберг и Дитмар фон Айст, расцвет миннезанга связан

с именами Вальтера фон дер Фогельвейде, Вольфрама фон Эшенбаха, Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена. К миннезингерам позднего периода относят Нейдхарта и Тангейзера.
Слайд 39

Ваганты Ваганты (от лат. vagantes — бродячие) - создатели латиноязычной

Ваганты

Ваганты (от лат. vagantes — бродячие) - создатели латиноязычной поэзии, расцвет

которой приходится на западноевропейское «высокое» Средневековье (конец XI — начало XIII вв.), когда в средневековых городах множатся школы, возникают первые университеты и складывается первая в истории Европы ситуация избытка образованных людей. Ваганты — клирики, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, школяры и студенты, странствовавшие из города в город в поисках знаний и лучших учителей, беглые монахи.
Слайд 40

Голиарды, школяры Само название вагантов — голиарды (goliard, возможный перевод

Голиарды, школяры

Само название вагантов — голиарды (goliard, возможный перевод «обжоры», «винопийцы»;

от лат. gula — глотка), произвольно возводили к имени их мифического прародителя — стихотворца-обжоры верзилы Голиарда, отождествлявшегося с Голиафом вследствие созвучия двух имен.
Голиарды (школяры) - бродячие поэты-клирики, завсегдатаи таверн. На Соборе 1227 года голиардам было запрещено петь скабрезные песни на мотивы католических молитв.
Имя файла: Артистические-профессии-средневековья.pptx
Количество просмотров: 97
Количество скачиваний: 0