Благословение Иаковом своих сыновей. Плен египетский. Призвание пророка Моисея презентация

Содержание

Слайд 2

Благословение Иаковом Ефрема и Манассии

Святые отцы в очередном повторении истории о возвышении младшего

сына видят прообраз возвеличения младшего, Нового Израиля — Церкви Христовой. О прообразовательном значении рассматриваемого события говорится на службе празднику Воздвижения Креста Господня: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори».

Здесь мы видим совершение обряда усыновления, когда дети принимались «на колена». Это объясняет и последующее включение в исчисление колен Израилевых не Иосифа, а двух его сыновей — Ефрема и Манассию.

Прп. Исидор Пелусиот: «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется».

Слайд 3

Эти слова понималимь святыми отцами или как пророчество о входе Господнем в Иерусалим.

Или как пророчество об обращении ко Христу — Виноградной Лозе (Ин. 15,1) — как иудеев, носивших ярмо закона, подобно подъяремной ослице, так и язычников, не знавших законного ига.

Свт. Иоанн Златоуст: «Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что Он назвал вином, Иаков присовокупляет: и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49,11)... ибо наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение Таин».

Блж. Иероним: «Когда оскудел князь от Иуды и вождь из чресл его и власть получил иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришел Тот, для Кого отложено Царство (скипетр), и что Он был чаянием народов».

Слова: блестящи очи его от вина и белы зубы его от молока — святитель Иоанн Златоуст понимает как пророчество о красоте Воскресшего Христа.

Колено Завулопово поселилось в Нижней Галилеи — вплоть до Средиземного моря. На его территории впоследствии был основан Назарет. Колено же Иссахарово получило участок к югу от Геннисаретского озера, где земля приятна

Свт. Кирилл Александрийский: «посредством Рувима по справедливости обозначается Израиль, первородный по времени, но жестокий, упорный и оскорбитель».

Рувим лишился прав первородства вследствие тяжкого греха: он оскорбил ложе отца, переспав с наложницей его Валлой (Быт. 35:22). При этом все преимущества первородного переходят к другим братьям: двойной удел получает Иосиф в лице двух своих сыновей, главенство над родом переходит к Иуде, а священство — к Левию.

В словах, обращенных к Симеону и Левию, патриарх Иаков вспоминает их жесткость при избиении сихемлян (Быт. 34,25). В наказание за это братья осуждаются на разделение и рассеяние в Израиле. Так, колено Симеоново были лишены своего удела, будучи вынуждены после того, как их потеснили филистимляне, занять отдельные участки на землях колена Иудина, подчинившись ему.

Для колено же Левиина этот изреченный суд Божий, не изменяясь в корне, из наказания впоследствии превратился в благословение. Так чада колена Левиина, проявив крайнюю ревность, но уже по Богу (Исх. 32, 26-29), были призваны к служению вместо первенцев.

Колену Иудину предвозвещается царская власть. Лицо Иуды может указывать нам на славу царского достоинства в сошедшем с небес Слове Божием, «потому что значение имени его (Иуды) есть “похвала” или “прославление”». Словами: рука твоя на хребте врагов твоих — Иаков провозвещает, что «Еммануил легко превозможет над всеми противовосстающими и победит врагов».

Свт. Иоанн Златоуст: Словами: молодой лев Иуда «патриарх Иаков предрекает о Царствии Его (Христа), потому что в Священном Писании под образом этого животного (льва) изображается обыкновенно царская власть. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Здесь разумеется Крест и погребение Его (Христа). Как спящего льва или скимна никто не осмелится разбудить».

Слова же: кто поднимет его? — святитель Кирилл Александрийский считает пророчеством о том, что Мессия, будучи воплотившимся Богом, Сам воскресит Себя: здесь ясное указание Писания на то, «что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя», могущей «оживотворить, и весьма легко, храм Свой (см.: Ин. 2,19)»4, ибо «это подобно тому, как если бы кто сказал: “Он лег добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания”».

Благословение Иаковом своих сыновей

Слайд 4

Колено Ефремово заняло выдающееся положение среди других колен. При разделении Земли Обетованной при

Иисусе Навине оно получило один из лучших участков. Во времена судей потомки Ефрема неоднократно заявляли свои права на первенство (Суд. 8,1-2; 12,1). Впоследствии, при разделении еврейского царства на два — Иудейское и Израильское, во главе отделившихся десяти колен стоит колено Ефремово. С этого времени в царстве Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место, и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом.

Сравнение колена Неффалимова с древом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимся прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с исторической судьбой этого колена при наследовании Обетованной Земли. Область колена Неффалимова от берегов Геннисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана.

Так как в Откровении Иоанна Богослова в видении запечатленных рабов Божиих (Откр. 7) опущено колено Даново, некоторые из отцов считали, что антихрист произойдет из этого колена.

История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел в восточно- заиорданской половине Обетованной Земли в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергалось нападениям со стороны последних. Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносной борьбой с аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например, судия Иеффай.

Удел, доставшийся колену Асирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность Земли Обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармил (Нав. 19, 24-31). Богатые хлебные произведения этих земель Асир, согласно с пророчеством Иакова, доставлял ко дворам Иудейских, Израильских и Финикийских царей.

«Дан будет судить народ свой — это Самсон, который двадцать лет был судиею Израильским. Как одно из колен Израиля, то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова.

Прп. Ефрем: «Вениамин, хищный волк — это Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. И вечером будет делить добычу (там же), то есть при конце мира приимет покой и преиз- быточествующее воздаяние за труды свои».

Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит ее, указывает на воинственный характер вениамитян.

Слайд 5

Смерть и погребение Иакова и Иосифа

Слайд 6

Историчность повествования Кн. Бытия

В истории об Иосифе появляются египетские имена (Потифар (Пади-па-Риа –

«данный Ра»), Асенефа (Асу-Нейт – «принадлежащая Нейт», т.е. богине-покровительнице Дельты, где и происходили все события).
Египтяне действительно придавали большое значение снам и их толкованиям.
Должность, на которую Потифар поставил Иосифа (Быт. 39:5), именуется точно так же, как и в Египте. Некий Метен, живший в конце III-й, начале IV-й династии именуется так в древних документах: «писец на складе, заведующий складами, начальник округа, начальник стражи, начальник царских льнопрядилен, правитель области, глава совета Верхнего Египта».
Должности «главного виночерпия» и «главного хлебодара» то же упоминаются и в египетских текстах.
В день рождения фараона устраивался пир и, возможно, отпускались на свободу заключенные.
Сто десять лет жизни Иосифа в египетских источниках традиционно считались нормальной продолжительностью счастливой, благополучной жизни
Бальзамирование или мумификация были обычной для Египта подготовкой тела важного лица к погребению.
Дарение фараоном подарков Иосифу при назначении его на высокую должность (Быт. 41:42) соответствует египетским обычаям, облачение в новые одежды, возложение золотого ожерелья (Быт. XLI, 42) - все это мы можем видеть на египетских изображениях
В 1889 г. нашли «Стелу голода». В надписи говорилось о семилетнем голоде, постигшем Египет при Фараоне III династии - Джосере (ок. 2700 г. до Р.Х.) и прекратившемся лишь после того, как фараон пожертвовал земельный участок местному богу Хнуму.
Эпизод с супругой Потифара аналогичен египетской легенде о двух братьях, Анубисе и Бате, возненавидевших друг друга, после того как супруга Анубиса попыталась соблазнить Бата.
Два египетских документа показывают, что в трудные времена пограничные власти дозволяли бедуинам из Палестины и с Синая входить в Египет и селиться в земле Гесем . В египетских текстах речь идет о городе в восточной части Дельты Нила, известном под именами «земля Раамсес» и «поле Цоан».
Многие ученые считают, что переход Иосифа и его семейства в Египет состоялся в правление гиксосов или «царей чужеземных стран». Гиксосы были азиатским союзом племен, захватившим Египет около 1700 года до Р.Х. и на 150 лет подчинивших себе огромную империю, в которую помимо Египта входили, по меньшей мере, Палестина и южная Сирия.

Слайд 7

Израиль в Египте

Лопухин: «С присоединением рабов и рабынь, право на что дает выражение

1-го стиха «вошли каждый с домом своим», — с семейством, включая жен, детей, слуг (Быт 7.1), вообще с поколением (Исх 1.1; 1Цар 20.16), — число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот».

Лопухин: «Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, в 2 000 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, имеющих 20 лет и выше от роду (Исх. 12, 37); остальную цифру — 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт 46.3), делом Божием (Пс. 104,24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины».

Слайд 8

Главные периоды библейской истории

Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших

власть в Нижнем Египте в XVII в. до Р.Х. и затем, около 1650 г. до Р.Х., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Флавий переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи». Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Окончательную победу над гиксосами одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до Р.Х., который изгнал их из Египта.

Слайд 9

1) Быт.15, 13,16: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами

в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет... в четвертом роде возвратятся они сюда». (Деян. 7,6: «будут в порабощении и притеснении лет четыреста»).
2) Исх. 12, 40 МТТ: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет».
3) Исх. 12, 40 LXX: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в земле Египетской и земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет». То есть около 250 лет.

Время пребывания израильтян в Египте

Слайд 10

Мерзость перед египтянином всякий пастух и иноплеменник. Так гераклеопольский царь в поучении своему

сыну Мерикару (XXII в. до Р.Х.) говорит следующее: «Смотри, вбит пограничный столб для азиатов... Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов».

Плен Египетский

Нравоучительный смысл рассказа о рабстве египетском раскрыт святителем Григорием Нисским, понимавшим его как рабское подчинение страстям. О прообразовательном значении египетского рабства существует согласное мнение святых отцов, видевших в нем образ рабства диаволу, в котором пребывает человечество вне Церкви Христовой.

Блж. Августин: «Ложь часто бывает для чьего-либо спасения или благополучия, не для зла, а из милосердия, как, например, в Исходе, ложь тех повивальных бабок, которые сообщили фараону неправду, чтобы не убивали сынов Израиля. Однако достойно похвалы не само деяние, но природная склонность, так как тот, кто лжет только таким образом, однажды удостоится освобождения от всякой лжи».

Избиение фараоном еврейских младенцев — прообраз избиения Иродом младенцев вифлеемских.

Слайд 11

Свт. Кирилл Александрийский: «несомненно, что Христос, по причине незлобия Божества, как бы знаменуется

в младенце. Далее, в Священных Писаниях с намерением умолчано об отце Моисея... поелику чрез это косвенно указывается на то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был только вместо отца. Но дитя было лепо, сказано (ст. 2). И Христос наименован и есть красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 3)».

Рождение Моисея

Лопухин: «По окончании кормления материнским молоком, т. е. по истечении трех лет (2Мак 7.27), младенец приводится к дочери фараона и от нее получает имя Моисей. Иосиф Флавий считал что, оно образовано из соединения двух египетских слов: мо — вода и исис — сохраненный».

Имя Моисея явно египетского происхождения, является производным от египетского глагола, имеющего значение «приносить, порождать». В таких египетских именах, как Тутмос и Рамсес, первый слог является именем бога, частицы же «-мос» или «-мсес» говорят о том, что человек, получивший данное имя, был порождением того или иного бога.

Слайд 12

Свт. Кирилл Александрийский: «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей — равным образом

и Христос перешел из Иудеи в Галилею... Как Моисей защитил дщерей Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос отогнал беззаконных лжепастырей и напоил водою живою, то есть Божественною Своею и небесною проповедью».

Свт. Кирилл Александрийский: «сокрытие умершего египтянина в песке означает то, что Христос, убив некоторым образом восхотевшего обижать людей, скрыл его в землю, то есть поместил в преисподних частях ее, заключил в ад».

Жизнь Моисея при фараоне, бегство из Египта

Женитьба Моисея на иноплеменнице была прообразом уневещения Христом Церкви из народов всей Земли. И будучи пастухом, Моисей предызображал Пастыря словесных овец.

Слайд 13

Некоторые из отцов, как, например, блаженный Феодорит Кирский, вслед за Филоном Александрийским видели

в нем символ ветхозаветной церкви, пожигаемой бедствиями рабства египетского, но не сгоравшей в нем.

Лопухин: «Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновый куст изображает бедственное положение евреев в Египте. Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого (Суд. 9:8–15), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая (Втор 4:24), указывает на тяжесть страданий (Втор 4:20; Иер 11:4; 3 Цар 8:51). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий».

 Прп. Ефрем: «подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении».

Призвание Моисея

Святитель Кирилл Александрийский и святитель Григорий Великий, видели в купине прообраз богочеловечества Иисуса Христа: «Как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо (Кол. 2,9), и Обитающий в неприступном свете (1 Тим. 6,16), то есть Бог, вселился в храме Девы, снишедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен огонь тернию... Огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа, потому что доступно человечеству стало Божество».

Блж. Феодорит Кирский: «Тем, что купина горела и не сгорала, изображалось то, что Единородный, вочеловечившись и вселившись в Девическую утробу, сохранит девство неприкосновенным».

Свт. Кесарий Арелатский: «под огнем понимается Святой Дух. А под терновым кустом и шиповником понимается грубый и надменный иудейский народ.».

Свт. Григорий Палама: «Что же означает это: сними обувь твою с ног твоих? Это значит: сбрось кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех действует и отстраняет тебя от святой земли. Итак, слова сними обувь твою с ног означают: не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь, и рассуждение плоти, и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не побеждает и не действует, умерщвленный силою боговидения... Эти же слова показали ему будущее освящение, которое должно было наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо тогда, взирая на величие зрелища, он предузрел будущее Пришествие Христово, потому что созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (то есть из распятия себя миру), которая больше первой (то есть самого удаления от мира)».

Слайд 14

Откровение Моисею священного имени Яхве

Свт. Иоанн Златоуст: «Сущий послал меня. Сущий же означает

вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий».

Л. Буе: открытие народу Свого имени было «самым великим, что Бог мог сделать для своего народа, чтобы сделать его Своим и чтобы Самому быть его Богом. Это равносильно тому, чтобы открыть ему Свою потаенную жизнь, то, что мы назвали бы личностью».

Слайд 15

Свт. Григорий Нисский: «измененной десницей Моисея загадочно изображается тайна во плоти Господней явившегося

человеком Божества, ибо и там рука законодателя, вложенная в недро, изменила цвет на противоестественный и опять, быв в недре, возвратила себе собственную природную красоту. И Единородный Бог, Сый в недрах Отчих, Он есть десница Вышнего; когда явился нам из недр — изменился в подобное нам».

Свт. Кирилл Александрийский: «Моисей взял змия «за хвост, то есть за последние и конечные его части, ибо Христос пришел в последние времена века. И как, хотя Моисей взял змия за хвост, однако преобразование достигло самой головы, ибо весь змий превратился в жезл; таким же образом, хотя Христос взял за последние части, но преобразование чрез благодать простирается на весь род и достигает самой головы, то есть Адама».

Свт. Кирилл Александрийский: «снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде... знаменуется чрез падение жезла на землю... Мы даже утверждаем, что Он как бы превратился в змея, по той причине, что сделался подобен нам и явился в одинаковом с нами виде. Человек лукав, если сравнивать с благостностью Божиею (Мф. 7,11). Итак, жезл перешел в змия, потому что Единородный соделался Человеком и к злодеям причтен был (Ис. 53, 12), и вместе с нами наименован был лукавым, хотя по естеству и есть благий, даже более того, есть самоблагость».

Свт. Кирилл Александрийский: «Возьми... из реки... Затем повелевалось излить ее на землю. А это и есть, иносказательно, таинство вочеловечения, потому что Единородный, будучи жизнь и рожденный как бы чрез излияние от жизни Бога и Отца, некоторым образом смесился с происшедшим от земли человечеством, как, несомненно, и вода с землею».

Дарование знамений и чудес Моисею

Слайд 16

Прп. Исидор Пелусиот: «Ангел, встретивший возвращающегося в Египет Моисея и хотевший умертвить его,

простер на него меч, обличая его в нарушении закона, который Моисей шел исполнить. Ибо, поставленный от Бога быть законодателем и обязанный в точности хранить закон, Моисей в самом начале преступил оный, ведя сыновей своих в Египет необрезанными и не исполнив ту заповедь, которая одна отличала Евреев от иноплеменников».

Возвращение Моисея в Египет

Имя файла: Благословение-Иаковом-своих-сыновей.-Плен-египетский.-Призвание-пророка-Моисея.pptx
Количество просмотров: 14
Количество скачиваний: 0