Древнерусское храмовое изобразительное искусство XI-XV века презентация

Содержание

Слайд 2

Цель работы и ограничения Цель: Дать зрительный образ древнерусского храмового

Цель работы и ограничения

Цель: Дать зрительный образ древнерусского храмового изобразительного искусства

на иллюстративном материале.
Ограничения:
Предметом рассмотрения является только храмовое изобразительное искусство: иконопись, фреска, мозаика.
Взяты дотатарский период (XI-XIII вв.) и время расцвета русской иконописи (кон. XIV-XV вв.). Рассмотрение последующих периодов может быть темой другой работы.
Не ставится задача исчерпывающе показать содержание того или иного периода. Даны лишь наиболее ярко характеризующие его ключевые образцы.
Некоторые явления, важные для понимания эпохи, лишь называются, но не описываются подробно.
Слайд 3

Дотатарский период: XI-XIII вв. Мозаики Софии Киевской (1040-е годы) Созданы

Дотатарский период: XI-XIII вв.

Мозаики Софии Киевской (1040-е годы)

Созданы приглашёнными греками. У

древнерусского высокого (не народного) искусства греческие истоки.
Слайд 4

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия Центр композиции: Христос причащает Апостолов Телом и Кровью

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия

Центр композиции: Христос причащает Апостолов Телом и Кровью

Слайд 5

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия Левая сторона: причащение Апостолов Телом Христовым

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия

Левая сторона: причащение Апостолов Телом Христовым

Слайд 6

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия Правая сторона: причащение Апостолов Кровью Христовой

Мозаики Софии Киевской: Евхаристия

Правая сторона: причащение Апостолов Кровью Христовой

Слайд 7

Мозаики Софии Киевской Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена» Архангел

Мозаики Софии Киевской

Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена»

Архангел

Слайд 8

Мозаики Софии Киевской Благовещение: Архангел Гавриил сообщает Марии о рождении от неё Спасителя Иоанн Златоуст

Мозаики Софии Киевской

Благовещение: Архангел Гавриил сообщает Марии о рождении от неё

Спасителя

Иоанн Златоуст

Слайд 9

Владимирская икона Написана греками; в нач. XII в. привезена на

Владимирская икона

Написана греками; в нач. XII в. привезена на Русь. Явилась

образцом для многих русских икон Богоматери.
Слайд 10

Спас Нерукотворный XII в.

Спас Нерукотворный

XII в.

Слайд 11

Ангел Златые власы Около 1218 г. «Оранта» означает «молящаяся» Оранта

Ангел Златые власы

Около 1218 г. «Оранта» означает «молящаяся»

Оранта Ярославская

Архангел Гавриил. 2-я

половина XII в.
Слайд 12

Никола Липенский 1294 г. Первые десятилетия ига стилистически принадлежат дотатар-скому

Никола Липенский

1294 г. Первые десятилетия ига стилистически принадлежат дотатар-скому периоду. Плотная

сочная живопись с тонкой проработкой деталей.
Слайд 13

Обновление русской иконописи: XIV-XV вв. Новые тенденции в иконописи имеют

Обновление русской иконописи: XIV-XV вв.

Новые тенденции в иконописи имеют своим истоком

греческое Возрождение Палеологов, а также 2-е южнославянское влияние.
На Руси, вместе с тем, происходит восстановление общежи-тельного монашества и расцвет монашеского движения.
Не рассматривается новгородская школа иконописи как носительница других художественных тенденций.

Феофан Грек

Андрей Рублёв и
Даниил Чёрный

Дионисий

Слайд 14

Феофан Грек Троица. Гостеприимство Авраамово. Христос Вседержитель. Фреска в куполе

Феофан Грек

Троица.
Гостеприимство Авраамово.

Христос Вседержитель.
Фреска в куполе

Росписи церкви Спаса на Ильине. 1378

г.
Слайд 15

Феофан Грек Преображение. Ок. 1403 г. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г.

Феофан Грек

Преображение. Ок. 1403 г.

Богоматерь Донская. Ок. 1392 г.

Слайд 16

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Апостол Павел Даниил Чёрный Архангел

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный

Апостол Павел
Даниил Чёрный

Архангел Михаил
Андрей Рублёв

Звенигородский чин. Ок.

1394 г.

Спас
Андрей Рублёв

Слайд 17

Звенигородский чин. Лики

Звенигородский чин. Лики

Слайд 18

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г. Деисисный ряд. Это первый из

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.

Деисисный ряд. Это первый из известных ростовы́х

деисисов на Руси. Кроме Андрея и Даниила, возможно, участвовали Прохор с Городца и Феофан Грек.
Слайд 19

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г. Апостол Павел Арх. Михаил Спас

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.

Апостол Павел

Арх. Михаил

Спас

Богоматерь

Предтеча

Арх. Гавриил

Апостол
Петр

Василий Великий

Георгий Победоносец

Иоанн Златоуст

Димитрий

Солунский

Деисисный ряд. Лики

Слайд 20

Благовещение Рождество Христово Иконостас Благовещенского собора. 1406 г. Праздничный ряд

Благовещение

Рождество Христово

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.

Праздничный ряд

Слайд 21

Преображение Вход в Иерусалим Иконостас Благовещенского собора. 1406 г. Праздничный ряд

Преображение

Вход в Иерусалим

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.

Праздничный ряд

Слайд 22

Распятие Положение во гроб Иконостас Благовещенского собора. 1406 г. Праздничный ряд

Распятие

Положение во гроб

Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.

Праздничный ряд

Слайд 23

Спас в силах Богоматерь Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408

Спас в силах

Богоматерь

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Деисисный ряд. Совместная

работа Андрея и Даниила

Предтеча

Слайд 24

Богоматерь Предтеча Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г. Деисисный ряд. Лики

Богоматерь

Предтеча

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Деисисный ряд. Лики

Слайд 25

Арх. Михаил Ап. Петр Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408

Арх. Михаил

Ап. Петр

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Деисисный ряд

Ап. Павел

Арх.

Гавриил
Слайд 26

Ап. Иоанн Григорий Богослов Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408

Ап. Иоанн

Григорий Богослов

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Деисисный ряд

Иоанн Златоуст

Ап.

Андрей
Слайд 27

Благовещение Праздничный ряд Сретение Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Благовещение

Праздничный ряд

Сретение

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Слайд 28

Сошествие во ад Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г. Праздничный ряд Вознесение

Сошествие во ад

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Праздничный ряд

Вознесение

Слайд 29

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Фрески созданы Андреем

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Фрески созданы Андреем Рублёвым и

Даниилом Чёрным совместно несколько позже, чем иконостас собора.
На западной стене композиция последнего Суда. Ангел, свивающий небо, и ангел трубящий — образы последнего Суда из Нового Завета.
Слайд 30

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Христос во славе. Судия Праведный Символы четырех царств

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Христос во славе. Судия Праведный

Символы

четырех царств
Слайд 31

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Апостолы и ангелы

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Апостолы и ангелы

Слайд 32

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Евангелист Матфей Евангелист Лука

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Евангелист Матфей

Евангелист Лука

Слайд 33

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Ангел Иоанн Богослов

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Ангел

Иоанн Богослов

Слайд 34

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Авраам, Исаак и Иаков в раю

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Авраам, Исаак и Иаков в

раю
Слайд 35

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Шествие праведных. Апостолы

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Шествие праведных. Апостолы

Слайд 36

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг. Шествие праведных. Святители

Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410 гг.

Шествие праведных. Святители

Слайд 37

Андрей Рублёв. Троица Иконография Троицы Ветхоза-ветной развилась из иконографии гостеприимства

Андрей Рублёв. Троица

Иконография Троицы Ветхоза-ветной развилась из иконографии гостеприимства Авраамова. Фигу-ры

Авраама и Сарры, бытовые детали исчезли. Остались лишь странники-Ангелы, таинственно изображающие Самого Бога-Троицу.
Первые троичные иконы такого типа появились на горе Афон в XIV веке.
Средний Ангел неявно изо-бражает второе Лицо Троицы: Бога Сына. Обратите внимание на его одежду, повторяющую исторически известное одеяние Христа; а также на то, что средний Ангел как бы помещён в чашу, образуемую первым и третьим Ангелами. Это — намёк на жертвенное служение Христа.
Слайд 38

Андрей Рублёв. Троица Фрагмент: средний Ангел Предполагается, что икона написана

Андрей Рублёв. Троица

Фрагмент: средний Ангел

Предполагается, что икона написана для Троицкого собора

Троицкого Сергиева монастыря по просьбе его настоятеля Никона в память о его учителе Сергии Радонежском.
Слайд 39

Дионисий Распятие «О Тебе радуется»

Дионисий

Распятие

«О Тебе радуется»

Слайд 40

Фрески Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола

Фрески Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Никола

Слайд 41

Фрески Ферапонтова монастыря. 1502 г. Богоматерь с Младенцем

Фрески Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Богоматерь с Младенцем

Имя файла: Древнерусское-храмовое-изобразительное-искусство-XI-XV-века.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0