Экспрессионизм. Курсовая работа презентация

Содержание

Слайд 2

Введение

Время становления экспрессионизма - конец XIX - начало XX века. Он возник как

отклик на острый политический и социальный кризис первой четверти двадцатого века. Молодое поколение художников выражало недовольство, считая, что импрессионистические методы отражения действительности были поверхностны и не стремились к выявлению сути вещей и человеческих отношений. Протестуя против войны, несправедливости, бездухов-ности, мастера экспрессионизма, совмещая протест с чувством ужаса перед хаосом бытия, искали новые приемы и средства выразительности, которые позволили им отразить их отношение к жизни, к явлениям, происходящим в обществе.

Слайд 3

Введение

Стиль развивался в Германии и Австрии, позже во Франции, Италии, России; был представлен

в живописи, литературе, театре, архитектуре, музыке, танце; это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
В 40-50 годах ХХ века стиль возродился в форме абстрактного экспрессионизма. Самые яркие представители: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн, Марк Ротко и другие. Последнее возрождение экспрессионизма произошло в 1980-х годах в Америке, Великобритании, Германии, Италии и Франции в форме неоэкспрессионизма.

Слайд 4

Актуальность работы. Цель и задачи.

Для меня изучение этой темы актуально тем, что дает

понимание работ художников, заложенных в них мыслей и чувств, видение смысла картины;
дает возможность развить экспертность в области искусства и дает знание истории искусств и связи художественных направ-лений в разные времена и в разных странах.

Моей целью является знакомство с работами художников-экспрессио- нистов, попытка понять суть их творчества;
общий обзор творчества групп художников, отно-сящихся к направлению немецкий экспрессионизм, и краткий обзор твор-чества современных ху-дожников, относящихся к этому направлению.

Слайд 5

Значение

Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства, новые художественные

коды. Живопись больше не ограничивалась реалисти-ческой передачей объектов окружающего мира, вследствие чего экспрессионизм явился пред-шественником абстракционизма.

Слайд 6

Термин

Этот термин относится к произведениям, в которых художественными способами - искажениями форм предметов,

использованием мрачных или кричаще-ярких цветов, грубых, резких мазков - выражены сильные эмоции, и само это выражение эмоций становилось основной целью создания произведения. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.
Термин "Экспрессионизм" впервые использовал в 1910 году чешский искусствовед Антонин Матейчик, но само явление в искусстве появилось гораздо раньше.

Слайд 7

Ключевые идеи.

Художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции,

возникающие у человека в ответ на события в мире. Он достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки. Возникает идея о возврате к природе, бегства из времени, освобождения от оков цивилизации, поиск в себе архаического человека. Декларируется идея "дикости", вне культуры и цивилизации, делается попытка изобразить современное, в котором находится архаика. Поэтому очень важны экзотика, архаическое примитивное искусство и очень важны рисунки сумасшедших, пациентов психических клиник. Их начинают изучать, коллекционировать.

Слайд 8

Корни и предшественники

На творчество художников сильное влияние оказала философия Фридриха Ницше, где рассматривалось

два начала – гармония и хаос, противостоящие друг другу. Экспрессионизм был вдохновлен также искусством символистов.
Художники много заимствовали в искусстве народов Африки, Океании. Корни экспресси-онизма находят в творчестве Уильяма Тернера. Предшественниками экспрессионистов считают Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, Кесс ван Донгена, Джеймса Энсора. Экспресси-онисты переняли их методику использования цвета и света, искаженную передачу форм и линий.

Слайд 9

Корни и предшественники

Но главную роль в истории становления экспрессионизма отводят Эдварду Мунку

с его знаменитой работой "Крик". Сила воздействия здесь задается формой, цветом, длинными извивающимися мазками (меандр) – все это основной инструмент воздействия и художественного выражения, то есть экспрессии.

Слайд 10

Крик, 1900

Слайд 11

Особенности.

Особенности экспрессионизма можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.
Художник достигает этой

цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и преувеличенные мазки, выглядевшие грубо, через динамичность сюжета; не проявляли интереса к перспективе и объемности изображения.

Слайд 12

Особенности.

Живопись больше не ограничивалась реалис-тической передачей объектов окружающего мира.
Целями художников была передача

чувств и эмоций с помощью средств изобразительного искусства, использования абстрактных фигур и это было начало движения к абстракции.

Слайд 13

Особенности.

Чтобы выразить свое субъективное отношение к миру, они не нуждались в реалистичном отображении

натуры и отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств и переживаний.

Слайд 14

Основоположники.

Ядром немецкого экспрессионизма и первым содружеством художников была группа "Мост", основанная в 1905

году четырьмя студентами-архитекторами из Дрездена - Эрнстом Людвигом Кирхнером, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидтом-Ротлуффом и Фрицем Блейлем

Слайд 15

Основоположники

Они стали "отражать современность самым прямым и непосредственным образом. Их больше не волновало

традиционное натуралистическое представление мира. Плоскими композициями, кричащими красками и стремительными мазками они нацелились на художественное отражение сути вещей и взаимоотношений между людьми".

Слайд 16

Основоположники

Позднее к основателям присоединились Макс Пехштайн, Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Кесс ван Донген.


Эдвард Мунк и Анри Матисс отказались от членства в группе.

Слайд 17

Манифест
«С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем

ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами».
«Мостовики» обращались к хаосу чувств, эмоций, примитивному искусству Африки, Океании, Австралии, к искусству душевнобольных, видя в этом эстетические черты; романтизировали иррациональное, дионисийское начало. Важным для них было избавление от академических установок и рамок. Искусство требовало свободы, и они ему ее обеспечили.

Слайд 18

Участники группы.

Эрнст Людвиг Кирхнер,1880-1938. Создает образ современного буржуазного города. Это - каменные джунгли.


Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит.
Перед Первой мировой войной он пишет одну из своих знаменитых работ, изображающих сцены на городских улицах "Улица в Берлине" . Эти уличные сцены считаются наиболее зрелыми проявлениями немецкого экспрессионизма. Здесь появляется колючесь, зубчатость форм, Также применил метод Эль Греко по вытягиванию фигур, что в совокупности дает мощный экспрессионистический эффект.

Слайд 19

Эрнст Людвиг Кирхнер


"… на картине свет как бы исходит от перьев женских

шляп. Гуляют модные мужчины и женщины. Общая атмосфера картины напряжена. Возможно, женские фигуры - дорогие проститутки, или, возможно, художник хотел, чтобы богатые жены выглядели как проститутки. Их конечности, обувь и украшения на шляпах заострены, вызывая ощущение порочности, и этот эффект отражается на холеных лицах с холодным выражением и яркой помадой на губах. Художник использует грубо упрощенные и изменённые формы для выражения искаженного порочной уличной жизнью состояния человеческой массы".

"Улица в Берлине", 1913-1914

Слайд 20

Эрнст Людвиг Кирхнер В после фронтовой период он пишет картину "Автопортрет в солдатской

форме", 1915.

Эта работа отражает душевное и психо-логическое состояние художника в тот период. Все радости жизни у него за спи-ной, остались позади. А культя вместо руки, хотя на самом деле этого у него не было, означала, что худож-ник больше не спо-собен творить.

Слайд 21

Эрнст Людвиг Кирхнер Групповой портрет группы "Мост", 1926-1927
В 1938 году из-за того, что

его работы были объявлены «дегенера-тивным искусством» и обострившейся болезни кончает жизнь само-убийством

Слайд 22

Карл Шмидт-Ротлуфф, 1884-1976. У него присутствуют экспрессионистские насыщенные контрастные цвета и резкие, заостренные,

вздыбленные формы. Большинство лучших своих картин он пишет на побережье Северного и Балтийских морей.

Дома ночью", 1912 "Автопортрет с моноклем"

Слайд 23

Эрих Хеккелль, 1883-1970. Его творчество делится на периоды. До войны - экзотическая, вызывающая,

эротическая, варварская, дикая, яркая живопись. Подавленная, тяжелая, ломаная живопись - в послевоенное время. И светлеющий, солнечный, безлюдный мир - в картинах, написанных в мирное время.

"Стеклянный день", 1909

Двое раненых, 1915

"Купание среди камышей",1909

"Кирпичный завод", 1907

Слайд 24

Фриц Блейль, 1880-1966. Создавал изображения, построенные на цельных, равномерных цветовых пятнах или на

графичном, угловатом, вызывающе примитивном рисунке. Некоторые его пейзажи выполнены в технике пуантилизма, поздние городские зарисовки уже избавились от авангардных цветовых решений и нарочито искаженных контуров.


Афиша к первой выставке объединения «Мост»

Датский пейзаж, 1907

Сборщики винограда

Слайд 25

Эмиль Нольде, 1867-1956.
Он возвращает в экспрессионизм классические евангель-ские сюжеты.
Особенности творчества Эмиля

Нольде таковы: мистический, фантастический, меланхолический мир, существующий в предельных, страшных, напряженных состояниях, Формы гротескны, а краски предельно контрастны и насыщенны.
Он начал с того, что его перестали удовлетворять копирование природных явлений, его захватило стрем-ление заглянуть внутрь, сквозь внешние покровы: «Я тер и царапал бумагу до дыр, пытаясь выразить что-то еще, нечто глубинное, и уловить самую суть вещей».
С картин «Тайная вечеря» и «Троица» начался переход от изображения красоты внешнего облика героев к исследованию их духовных ценностей.

Слайд 26

«Тайная вечеря», 1909

Яркие, интенсивные краски светятся изнутри и переливаются, светотени , объемности

и «натураль-ности» в картине нет. Есть впечатление духоты, дру-жеской тесноты, веселого пира; есть сплошная масса близко сдвинутых полуфигур и лиц, простых и напоми-нающих маски своей неза-тейливой, но мощной выра-зительностью, своей почти животной (но не звериной!) силой.

Где-то в уголочке затаился злой глаз Иуды, и одинокий огненно-рыжий Христос в центре, прижавший чашу к груди, весь – как безмолвный крик и молитва

Слайд 27

Он делает большую серию морских картин «Осеннее море», изображая его в разных природных

состояниях. Они напоминают и марины Айвазовского, и особенно поздние работы «предтечи импрессионистов» Уильяма Тёрнера.

В гитлеровской Германии картины Эмиля Нольде были объявлены «дегенеративным искусством», и очень много их было уничтожено.

«Осеннее море», 1910 г. «Летние облака над морем», 1913 г

Слайд 28

Макс Пехштейн, 1881-1955. Одной из приоритетных тем для него стала религиозная тематика

и библейские сюжеты. Присущая экспрессионизму резкость красок и форм в его работах смягчалась. Он тяготел к чистым радостным краскам, к внешним приемам экспрессионистской живописи, редко впуская в работы беспокойство и тревожность. В конце концов, это привело к исключению художника из группы. В гравюрах он достиг наивысшего мастерства, сочетая классическую немецкую технику ксилографии с экзотическими формами, присущими наивному островному искусству.

«Да святится имя твое».

Гравюра на дереве
из серии «Отче наш», 1921 г.

Слайд 29

Макс Пехштейн Три женщины, 1911 Утро ферме, 1927

Конец группы "Мост".
Из-за внутреннего конфликта группа

распалась и в 1913 году объявили о ее роспуске. Формальным поводом была возникшая междоусобица, в действительности же осталось слишком мало общих устремлений, чтобы и дальше связывать себя коллективными обязательствами. Каждый пошел своей дорогой.

Слайд 30

Группа «Синий всадник» (1911-1914).

В 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком была

организована группа художников-экспрессионистов "Синий всадник".
В неё также входили Пауль Клее, Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский. В выставках экспресси-онистов и в подготовке материалов в альманах "Синий всадник " участвовали Габриэль Мюнтер, Альфред Кубин, Генрих Кампендонк, Лионель Фейнингер.
. Об их причастности к экспрессионизму часто спорят: ни напряженного ожидания катастрофы, ни городского одиночества, ни мистических видений. Но исходная программная задача у них та же: противопоставить миру, зацикленному на материальном, некую духовную основу. Докопаться до нее и предъявить еще не совсем погибшему человечеству.

Слайд 31

«Синий всадник»

По теории Василия Кандинского и Франца Марка сюжетных усилителей произведение искусства не

требует — духовная и эмоциональная энергия зашита уже в цвете и форме. От экспрессионизма «Синего всадника» рукой подать до абстракции.
Здесь впервые заговорили о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы, о духовном содержании живописи.
«Синий всадник» ищет все тот же выход из традиционного искусства, из огрубевшей реальности. О духовности искусства, о синтезе искусств участники «Синего всадника» пишут в одноименном альманахе. Они успели издать только один выпуск.
В Европе начнется катастрофа, которую экспрессионисты предчувствовали, и группа распалась.

Слайд 32

«Синий всадник»

Василий Кандинский 1866-1944. Художник, определивший направление лирической абстрак-ции или абстрактного экспрессионизма, в

мировом искусстве ХХ века. Он поселился в Мурнау и писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и аб-стракции.
Василий Кандинский был ученым, и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и совре-менного искусства были очень важны для него.
Эти опыты вылились в его книгу «О духовном в искусстве» - первый труд художника, посвя-щенный абстракции.

Слайд 33

«Синий всадник», 1903 «Святой Георгий, убивающий дракона», 1911

Композиция №5

Слайд 34

«Синий всадник»

Франц Марк, 1880-1916. Живопись Франца Марка уникальна, не поддается никакой классификации и

не вмещается в узкие термины. Художник, всю жизнь писавший животных как символ чистоты и гармонии, он не был в чистом виде ни анималистом, ни экспрессионистом. Он не смотрел на животных со стороны, а смотрел на мир их глазами, он не искал надлома и напряжения в сюжетах, а тосковал по утерянной человеком гармонии и искал «внутреннюю правду вещей».

«Синяя лошадь», 1911 «Олени в лесу», 1913

Слайд 35

«Судьба животных», 1913

Слайд 36

«Синий всадник»

Пауль Клее, 1879-1940.
Будучи участником группы «Синий всадник», Пауль Клее всегда оставался

уникальным художником, чьи живописные поиски невозможно вписать в рамки одного направления.
Пауль Клее практически не писал абсолютно абстрактных картин. Его художественный поиск – это поиск чего-то осязаемого и определенного изнутри и сразу со всех сторон, поиск исчерпывающей сути.
Даже когда Пауль Клее изобрел свой собствен-ный пуантилизм – создавал изображение не точками, а квадратами – здесь не было чистой геометрии. Всегда было что-то еще: звуки, дома, сады, дороги.

Слайд 37

Пауль Клее Вид на Сан-Жермен, 1914 Городской замок, 1932

Ему важно было раскрутить даже

самое условное и декоративное изображение до метафизических смыслов. Название было его дополнительным художественным приемом. Уже написанные картины могли месяцами стоять в мастерской пока для них не находилось ассоциации, точной эмоции, пока не случалась вспышка озарения нужными словами – и тогда появлялось название. Только после этого картину можно было считать законченной.

Слайд 38

«Синий всадник»

Август Маке, 1987-1914. Его индивидуальный стиль отличается игрой световых эффектов и тщательно

подобранными согласованными сочетаниями цветов. Картины производят впечатление радости и лёгкости. Новый виток его творчества был спровоцирован путешествием в экзотический Тунис в компании Пауля Клее и Луи Муалье.
В этот период Август Маке создает работы, которые сегодня считаются шедеврами. Цвета и формы на его картинах искажены, слишком контрастны, но за счет этого неправдоподобия автор передает сильнейший эмоци-ональный накал, чувства и настроение.
В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и погиб.

Слайд 39

«Девушка под черным зонтом»

«Пара за садовым столиком»

«На улице»,1903

Слайд 40

Марианна Веревкина, 1860-1938

Она была ученицей Ильи Репина. Он высоко ценил её. Она

вела дневник и там можно найти своеобразные словесные картины, где не осталось места прежнему реализму. Цвет в них независим от света и является выразителем настроения, мысли, носителем эмоционального состояния.
В произведениях Марианны Веревкиной отраже-но драматическое видение мира Для них харак-терны яркие насыщенные цвета, не имеющие ни малейшей связи ни с предметами, ни с освещением; мрачный или, напротив, чрезмерно напряженный общий колорит. Одним из главных мотивов творчества Веревкиной является дорога.

Слайд 41

Марианна Веревкина

Здесь изображена спокойная, мерная прогулка школьниц под присмотром учительницы. На всех одинаковые

черные платьица и шляпки. Картина была бы радостной, если бы не энергичное и конфликтное сочетание оранжевого, черного, серого и темно-синего в пейзаже и не разрезающие композицию по вертикали черные стволы голых деревьев, которые замыкают группы девочек в некое подобие клеток и словно останавливают их движение.

«Осень, школа», 1907.

Слайд 42

Марианна Веревкина

«Молитва», 1910

«Красный город», 1909

Слайд 43

Алексей Явленский, 1864-1941.

В составе группы «Синий всадник» Явленский как экспрессионист использует яркие,

контрастные цвета, упрощенные формы без объема, живописные плоскости, залитые чистым тоном, и стремление выразить внутренние переживания живописными средствами.
Отыскивая весь космос и смыслы в человеческих лицах, Явленский все больше сосредотачивается на портрете.
В последнем портретном цикле «Медитации» Явленский приблизился к абстракции – но там, на границе, и оста-новился: горизонтали читаются еще как глаза и рот, вертикальная линия – как нос, при общем взгляде линии неизменно складываются в крест.

Слайд 44

Алексей Явленский

«Портрет Марианны Веревкиной», 1906

Абстрактная голова 1928

«Фабрика», 1910

«Одиночество», 1912

Слайд 45

Алексей Явленский

«Желтый звук» , 1908 г «Дом на горе», 1912 г

Слайд 46

Габриэле Мюнтер, 1877-1962.

Она стремится к выразительной, интенсивной живописи, которая выражает, прежде всего,

внутреннее состояние художника, а не внешний мир.
Габриэле Мюнтер – чуткий портретист, который пишет характер и темперамент модели чистыми контрастными красками и крупными плоскими формами.
Она тонкий пейзажист, у которого композиции ритмичные и плавные, а привычные экспресси-онистские цветовые пятна ложатся смело и торжественно.

Слайд 47

Габриэле Мюнтер

«Портрет молодой женщины» 1909

«Русский дом» в Мурнау 1931

«Комната. Женщина в

белом платье», 1913

Слайд 48

Австрийские экспрессионисты.

Эгон Шиле 1890-1918 Это один из ярчайших предста-вителей австрийского экспрессионизма. Он создавал

рисунки и полотна в жанре ню, которые, несмотря на присутствие обнаженного тела, с большой натяжкой можно назвать чувственно-эротичными.
Практически все его портреты объединены депрессивным настроением — это сухие, почти изможденные туловища, ломаные линии конечностей, нездоровый цвет кожи. Даже его редкие пейзажи пустынны, безжизненны и пронзительно тоскливы.
На картине «Автопортрет в виде сидящего обнажённого» он изображен в голом виде и как будто висит в пустоте. Тело неестественно худое, кожа болезненного цвета, лицо нервное и напряженное.

Слайд 49

Эгон Шиле

«Автопортрет в виде сидящего обнажённого», 1910

«Семья»

«Влюбленные»

«Четыре дерева»

Слайд 50

Оскар Кокошка, 1886-1980.

Его выражающие самую суть визуальные образы лежали у истоков нового экспрессионистического мировос-приятия

и определяли тенденции в искусстве последующих эпох. Придавая важнейшее значение примитивному искусству, Древнему Востоку и Африке, он использовал подобные техники для передачи внутренней энергии человека, для «просвечивания» его души.
Он рисовал эскизы не с застывших моделей, а со специально приглашенных жонглеров и акробатов, двигавшихся и репетировавших свои номера.
Создавая портреты ученых, дипломатов, политиков, он настаивал на том, чтобы они двигались и разго-варивали. Готовые работы шокировали проникновением во внутренний мир; нередко заказчики отказывались от своих портретов

Слайд 51

Оскар Кокошка

«Карл Краус II», 1925

«Ландшафт»,1913

«Невеста ветра», 1913-1914

«Странствующий рыцарь». Автопортрет, 1915

Слайд 52

***

Та буря, которой с ужасом ждали художники-экспресси-онисты, разразилась войной - и каждый из

них очутился в её эпицентре.
Август Маке и Франц Марк молодыми погибли в Первой мировой . Эгон Шиле вместе с беременной женой умер от испанки в 28 лет. Оскар Кокошка вернулся с войны после потери памяти и нескольких ранений, Людвиг Кирхнер - с тяжелым психическим расстройством. Василий Кандинский вернулся в Россию.
И каждый экспрессионист, который дожил до второй немецкой катастрофы (прихода к власти национал-социалистов), увидел свои картины на выставке «Дегенеративное искусство».

Слайд 53

Абстрактный экспрессионизм

Это движение в американской живописи ХХ века, зародив-шееся в конце 1940-х годов и ставшее доминирующим течением в западном искусстве

в 50-е годы. Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Полок, Виллем де Кунинг,  Франц Клайн и Марк Ротко. Большинство абстрактных экспрессионистов жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке.
Их картины объединяют некоторые особенности. Все они не воспроизводят видимый мир, являются отражением свободного, спонтанного и личного эмоционального переживания и отличаются свободой в технике исполнения.
Особое внимание уделялось изменчивым физическим свойствам краски с целью подчеркнуть изображенное переживание.
Эти картины исполнены в виде некой психической импровизации с акцентом на интуитивном использовании материалов,  и созданы они для того, чтобы выразить силу творческого бессознательного.

Слайд 54

Абстрактный экспрессионизм

Еще особенность, отличающая работы абстрактных экспресси-онистов - отказ от условно структурированной компози-ции, которая строится из отдельных элементов, и замена

их единым не дифференцированным полем.
И, наконец, эти картины отличаются огромными размерами.

Джексон Полок, Фреска, 1943

Слайд 55

Современные художники-экспрессионисты.

Представители: Дэвид Бомберг, Франк Ауэрбах, Френсис Бэкон, Леон Коссофф, Люсьен Фрейд.
С

немецким экспрессионизмом их роднит экспрес-сия, общность подхода к человеческому материалу. Они вернулись к фигуративности. В их представ-лении живопись это не просто окно в мир, а суб-станция, которая оказывает на человека физическое воздействие.
Представлю Феэнсиса Бэкона и Франка Ауэрбаха.

Слайд 56

Френсис Бэкон 1909-1992.

Английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи,  создавал тревожные и пугающие образы, основанные на

трансфор-мациях человеческого лица и тела. 
Его любимые темы – крик, страдание, потеря смерть.
Характерная форма – триптих.
Законченные картины Бэкон часто называл «этюдами» или «набросками».

Слайд 57

Френсис Бэкон

Лишенное перспективы, безвыходно плоское пространство, заполнено криком и страданием. Легкомысленный морковный фон

усиливает ощущение воспаленного кошмара.
Кто-то считает, что бэконовские биоморфы – это фурии, ведь он был одержим Эсхилом. Кто-то уверен, что Бэкон переосмысливает библейский сюжет в контексте современных войн и катаклизмов. Кто-то не сомневается, что художник зашифровал в триптихе автопортрет.
Все версии в равной степени убедительны. Прийти же к согласию нет никакой возможности, поскольку ответов не существует – сам Бэкон не знал, что он хочет сказать. Интуитивный гений, он никогда не знал, куда его заведет траектория кисти, он лишь надеялся, что подсознание снова вытолкнет из своих темных глубин очередной яркий образ. Обычно подсознание не подводило. Живопись была для него не способом объяснить, а попыткой понять.

Три этюда к фигурам у подножия распятия, 1944

Слайд 58

Франк Ауэрбах, 1931

На этом рисунке запечатлена Эстелла Оливия Уэст — возлюбленная и посто-янная модель художника с конца

1940-х до 1973 года. Этот портрет, выпол-ненный углем, позволяет зрителю увидеть творческий процесс художника, который, стремясь добиться большей внутренней убедительности образов, постоянно переделывал свои работы. Создание этого рисунка заняло от 25 до 70 сеансов, и тот лист, на который художник начинал наносить изобра-жение, оказался практически полностью уничтожен: Ауэрбаху пришлось под-вести под него еще два листа бумаги и сделать заплатку, чтобы закрыть разрыв. В получившейся работе зритель-ное впечатление от модели будто представлено в сконцентрированном виде, а неровная, местами рыхлая фактура бумаги подобна живой субстанции, хрупкому и ранимому телу. 

Голова Э.О.У., 1959-1960

Слайд 59

Экспертный разбор картины Марианны Веревкиной «Молитва», 1910г.

Эта картина привлекла меня впечат-лением сосредоточения на

молитве. Общее впечатление от нее – покой, печаль, чистота, хрустальность, спокой-ствие космоса, печаль человеческая. В ней чувствуется концентрация на состоянии молитвенности, духовности.
Написана картина по всем законам экспрессионизма. Во-первых, она ото-бражает духовное состоянии человека в общении с богом. Чтобы у нас создалось такое впечатление, она пишется боль-шими плоскостями одного цвета - синие, зеленые, оранжевые, темные, белые, голубые, с небольшими цвето-выми градиентами; грубоватыми, вытя-нутыми мазками.

Слайд 60

Экспертный разбор картины Марианны Веревкиной «Молитва», 1910г.

Характер мазков напоминает мне стиль Винсента Ван-Гога.


Фигуры изображаются несколько вытянутыми и искаженными, грубовато оконтуренными. Отсутствует светотень и перспектива. Внимание сосредотачивается на храме, маленькой фигуре Христа в нише и двух людях – храм вытянут, интенсивно синего цвета, а это символ духовности и чистоты, и страдальческая поза фигуры Христа, согнувшиеся покорно фигуры молящихся. Они несколько вытянуты и оконтурены.
Резкими зигзагами взбегают вверх линии холмов и уходят к сияющим великолепием белых снегов горам, как символам бесстрастия, горней выси, куда устремляются молитвы. Этот покой прорезается оранжевыми вытянутыми плоскостями, символами человеческих неспокойных переживаний.
Мир горний и мир земной разделены темной монолитной массой. А высоко в небе присутствует здесь бесстрастный космос –холодные чистые белые вершины, чистое голубое прекрасное небо и силуэт месяца.
Контраст – маленькие согбенные люди со своими человеческими печалями и величавое спокойное бесстрастное мироздание.

Слайд 61

Заключение.

Прежде всего, работа над курсовой была для меня изучением материала, дающего знание истории

искусств, ощущение и понимание взаимосвязи и взаимопроник-новения друг в друга различных направлений в модернизме.
Работа над материалом по экспрессионизму была для меня очень интересной и полезной. В процессе изучения я познакомилась более глубоко с творчеством художников, стоявших у истоков экспрессионизма. Я погрузилась в их внутренний мир, ощутила биение жизни того времени, прониклась тревогами и чувствами художников, их стремлениями, переживаниями. Ощутила связь времен.
Мне было интересно разбираться в том, какими методами и средствами они доносили до людей свое мироощущение, понимание событий, мировоззрение; что они хотели сказать человеку, а вернее, докричаться до него.

Слайд 62

Заключение.

В процессе работы у меня возник образ искусства как раскидистого древа, корнями ушедшего

в глубокую древность, а стволами и ветвями являются различные эстетики, стили, течения, направления. И все равно, как бы ни отрицался опыт прошлых поколений, живительной влагой для искусства является опыт предшественников, а движущей силой его развития – стремление человека познать самого себя, понять свое место в мире, свою глубинную сущность; суть вещей и явлений.
Моя душа совершила путешествие во времени. Я благодарна всем источникам знаний, которые позволили совершить мне такое удивительное странствие в мир искусства.

Слайд 63

Практическая работа.

Оригинал
Копия

Апроприация картины Августа Маке «На улице», 1903

Слайд 64

Практическая работа. Апроприация.

Картина привлекла меня простотой и лаконичностью, контрастностью форм и цветовых пятен,

гармоничным колоритом. Привлекло то, с какой легкостью изображена мимолетность момента и в то же время динамизм, выражение некоего общего состояния, атмосферы улицы восточного города.
Работа над ней подарила мне ощущение сопричастности к творчеству художника, позволило понять более четко художественные принципы работы, обогатило опытом создания картин – построения композиции, работы с подбором цвета, работы с разнообразием форм.
В этой картине множество форм и их сочетание придает динамизм и выразительность. Контраст темного и светлого усиливает это впечатление.

Слайд 65

Авторская картина в стиле экспрессионизма.
В этой картине хочу выразить состояние трево-жности, испуганности жи-вого

существа, предгро-зовой напряженности при-роды. Для этого использую различные формы и их положения - динамизм ко-леблющейся под порывами ветра травы, скачущей ло-шади, фантастические обла-ка, черный силуэт города.

Все это усилится цветовым решением. Я постараюсь подобрать цветовые сочетания так, чтобы они вызывали чувство волнения и тревоги. Для этого также хочу использовать длинный динамичный мазок и постараться сделать колористическое решение плоскостно, без светотеней.

Эскиз картины в стиле экспрессионизма «Белый жеребёнок на закате».

Слайд 66

Авторская картина в стиле экспрессионизма.

Этот эскиз немного отличается от предыдущего тем, что здесь

более четко обозначено, какой характер мазка я хочу использовать

***

Слайд 67

Выставки групп «Мост» и «Синий всадник»
1906, "Выставка группы "Мост", Дрезден, завод Зайферт.
1912,

Кельн, Зондербунд, выставка "Немецкие экспрессионисты".
Зима 1911-1912, Мюнхенская галерея Танхаузера, первая выставка «Синего всадника».
Март 1912, Мюнхенская галерея Ханса Гольца, вторая выставка  «Синего всадника»
Имя файла: Экспрессионизм.-Курсовая-работа.pptx
Количество просмотров: 94
Количество скачиваний: 0