Этика как наука о морали и нравственности. Лекция 1 презентация

Содержание

Слайд 2

План

Предмет этики.
Функции морали.
Основные направления этических исследований.
Основные этапы развития этики.

Слайд 3

1. Предмет этики

Этика — философская наука, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Слайд 4

Мораль

форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Слайд 5

Нравственность

неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Слайд 6

2. Функции морали

Регулятивная (нормативная) функция морали заключается в том, что нравственность регулирует все

сферы жизнедеятельности человека, в частности отношения между людьми, человеком и природой,
человеком и государством,
и предоставляет ему
наиболее
фундаментальные
ориентиры.

Слайд 7

2) Аксиологическая (оценочная) функция морали проявляется в том, что действительность, поступки и

взаимоотношения людей, даже их высказывания рассматриваются, прежде всего, через призму нравственных ценностей и категорий: добра, зла, справедливости, долга, чести, совести и т. д.

Слайд 8

3) Гносеологическая (познавательная) функция – способность человека на основе своего морального сознания изучать

и усваивать нравственные требования общества, а затем их реализовывать в своих поступках.
В морали различаются разные уровни познавательной деятельности:
на уровне эмоций и чувств, переживаний и представлений,
на рациональном уровне.

Слайд 9

4) Воспитательная (педагогическая) функция морали заключается в том, что образцы нравственного поведения, изучение

содержания моральных норм, сравнительный анализ морали в различных социальных общностях, само стремление вести себя этично оказывает позитивно формирующее влияние
на индивида.

Слайд 10

5) Сигнальная функция морали отражает то обстоятельство, что индивид в процессе совместной

деятельности по высказываниям и поступкам других людей судит об их мотивах, установках и в целом, об уровне нравственной культуры.

Слайд 11

6) Интегративная функция морали.
Любое высказывание и поступок человека стремления и желания,

в каждой конкретной ситуации отражает его нравственную сущность.
С другой стороны, нравственное поведение укрепляет разнообразные связи человека с другими людьми, социумом, с окружающим миром.

Слайд 12

7) Активирующая функция морали .
Знание нравственных законов, все более углубленное понимание требований

морали вызывает у человека естественное желание воплотить их на практике, узнать о них больше, скорректировать свои негативные
психические
состояния и
качества.

Слайд 13

3. Основные направления этических исследований

1) Философско-этическое (теоретическое) направление (пытается объяснить, что такое справедливость,

любовь или честь…)
Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала.
Второе направление − это относительная этика, или этический релятивизм (от лат. relativus – относительный).

Слайд 14

2) Описательная, или дескриптивная (позитивная) этика (англ. descriptive− описательный) сосредоточивает свои усилия на

конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления − феномены: обычаи, нравы, традиции.

Слайд 15

3) Нормативная, или прескриптивная (увещевательная) этика (лат. prescriptio «предписание») – представление о «желаемом

будущем» − обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы.
Нормативная этика (предписывает определенные моральные принципы и нормы). Основная задача − регулирование поведения людей.

Слайд 16

4. Основные этапы развития этики

В истории развития этики как науки можно выделить

этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:
– предэтика,
– античная этика,
– средневековая этика,
– этика Нового времени,
– современная этика.

Слайд 17

Предэтика

это начальный период возникновения этики, связанный с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком

себя как личности.

Слайд 18

Семь мудрецов
Золотое правило нравственности –
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились

к тебе».

Слайд 19

Античная этика

Предметом этики является счастье − это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной

(добродетельной) деятельности. Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным.
Добродетель - это середина между двумя крайностями (пороками): трусость −мужество − безрассудство;
скупость −щедрость − мотовство; грубость −любезность − подобострастие

Слайд 20

Средневековая этика

Августин Блаженный
Каждый поступок христианин совершает, думая об исповедальном акте.
Это оказывает влияние на

нравственное сознание человека, делает его детерминированным не только прошлым, но также и будущим, уже имеющимся в вечности возмездия: карой или блаженством. 

выдвинут целостный нравственный идеал – Иисус Христос;
новый нравственный идеал предполагал и новые добродетели: веру, надежду, любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение.
Таким образом, впервые была сформулирована идея гуманизма – человечного, сострадательного отношения к конкретному человеку.

Слайд 21

этика Нового времени

Иммануил Кант
Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью.
Бог является нравственным

идеалом для самосовершенствования.
Сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
1) человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
2) человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
3) человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
Имя файла: Этика-как-наука-о-морали-и-нравственности.-Лекция-1.pptx
Количество просмотров: 88
Количество скачиваний: 2