Слайд 2
Философия (греч. «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость), подобно другим формам мировоззрения,
возникла из потребности человека познать мир и самого себя
Слайд 3
Философы о Философии
Пифагор: Любовь к мудрости
Гераклит: Философ – человек, занимающийся исследованиями
Платон: Особая наука, направленная
на познание вечного истинного бытия
Сократ: Средство познания Добра и Зла
Аристотель: Исследование причин и принципов вещей
Эпикур: Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия: возможность рационального познания и доказательства Бога и разъяснения истин Священного Писания
Гегель: Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант: Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Слайд 4
Основные проблемы Философии
Центральный философский вопрос - вопрос о человеке, о целях его бытия
влияет на характер формулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (вопросы о «сущем», о реально существующем, о бытии), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (о ценностном отношении к миру, о ценностях, как смыслообразующих основах существования человека), праксиологические (или духовно-практические) - философские выводы эффективной организации жизнедеятельности человека
Слайд 5
Место философии в системе культуры
Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное
место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения
Так, Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая - этику, экономику и политику, а третья философия - поэтику, риторику и искусство
Слайд 6
Мировоззрение –
система взглядов на мир и место человека в нем,
на отношение
людей к окружающей их действительности и самим себе,
а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности
Слайд 7
Формы мировоззрения
1. Мифологическая
2. Религиозная
3. Философская
Слайд 8
Мифологическая форма мировоззрения
1. Антропоморфность, т. е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения
и т. п.) по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т. п.
Слайд 9
Мифологическая форма мировоззрения
2. Дескриптивность (от англ. descriptive - описательный) -- стремление к объяснению
событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур - герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии и др.)
Слайд 10
Мифологическая форма мировоззрения
3. Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров, что в значительной
степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения
Слайд 11
Мифологическая форма мировоззрения
Мифология лежит в основании всей человеческой культуры, в том числе материальной,
так как буквально все основные виды деятельности людей освящены в древних преданиях (земледелие, охота, скотоводство, рыболовство, кузнечное дело, брак и семья, оборона от врагов, рождение и смерть)
Слайд 12
Мифологическая форма мировоззрения
Вера в существование потустороннего мира, в вечную жизнь души и во
всемогущество духа, внешнего по отношению к душе и телу, приводит к системе фантастических представлений, которые в антропологии получили название анимизма. На этом основании как раз и возникают мифы, основным назначением которых является объяснение непонятных явлений
Слайд 13
Религиозная форма мировоззрения
Религиозное мировоззрение - форма общественного сознания, согласно которой мир и человек в
нем являются следствием сотворения высшего надприродного творца - Бога
Слайд 14
Религиозная форма мировоззрения
Если антропоморфизм является главным параметром мифа, то религиозное мировоззрение описывает окружающий
мир исходя из уже указанного его деления на два мира – естественный и сверхъестественный. Согласно религиозной традиции, оба эти мира сотворены и управляются Богом, который обладает свойствами всемогущества, всезнания.
В религии провозглашаются постулаты, которые утверждают верховенство Бога не только как высшего существа, но и как высшую систему ценностей: «Бог – есть любовь». А потому в основе религиозного мировоззрения лежит вера – особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения
Слайд 15
Религиозная форма мировоззрения
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в
лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
ок. 3500 лет до Р.Х. (кн. Бытие, 2 гл., 7-17 ст.)
Слайд 16
Философская форма мировоззрения
Философское мировоззрение - обобщенная (рациональная) система представлений и знаний об окружающем
мире, существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; выяснение места человека во Вселенной связано с построением «картины мира» как упорядоченной целостности, синтезирующей разнообразные знания о нем на основании определенной системообразующей идеи
Слайд 17
Философская форма мировоззрения
Древнегреческая философия ориентировалась на логически-рационалистическое построение философского знания
Считается, что первым
или одним из первых понятие «философия» предложил греческий ученый, религиозный и политический деятель Пифагор Самосский (ок. 570-500 до н. э.). Философами он именовал людей высшей мудрости и «правильного» образа жизни
Термином «философия» Пифагор зафиксировал появление новой формы мировоззрения - философского, призванного не только объяснить мир, но и научить людей правильно к нему относиться
Слайд 18
Философская форма мировоззрения
Диоген Лаэрций: «философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал
называть Пифагор… Мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к Мудрости»
ок. III в. Соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Слайд 19
Древние книги мудрости
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе
заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум»
ок. 850 лет до Р.Х. (Притчи Соломона, 2 гл. 1-6 ст.)
Слайд 20
Древние книги мудрости
«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?
Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. Глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет».
ок. 3000 лет до Р.Х. (кн. Иова, 11 гл. 7-20 ст.)