Содержание
- 2. Барух Спиноза (1632-1677) «Богословско-политический трактат». «Этика» «Политический трактат» «Об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим
- 3. Э Т И К А, ДОКАЗАННАЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ И РАЗДЕЛЕННАЯ НА ПЯТЬ ЧАСТЕЙ, в которых
- 4. Определения: «Под причиною самой себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование,
- 5. Под модусом я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через
- 6. Теоремы: «не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с
- 7. Два известных атрибута субстанции: протяженность и мышление. Протяженность и мышление совпадают, отсюда пантеизм. Природа порождающая и
- 8. Поскольку протяженность в Боге совпадает с мышлением, то тело как модус протяжения совпадает с душой как
- 9. У человека нет свободы воли: поскольку «воля не есть вещь в природе, но лишь фикция, то
- 10. «чем больше познаем мы единичные вещи, тем больше мы познаем Бога». Познавательная любовь к Богу (Amor
- 11. Ощущая себя свободным в Боге, человек становится и счастливым. Он живет нравственной жизнью, понимая, что счастье
- 12. «Безусловная добродетель души состоит в познавании». «Высочайшая добродетель души — постигать или познавать Бога». «Блаженство не
- 13. Томас Гоббс (1588–1679) Сын священника и крестьянки. Воспитывает богатый дядя. Окончил Оксфорд. Во Франции, встреча с
- 14. Синтез эмпиризма и рационализма на основе сенсуализма: «В конце концов основой познания является чувственное восприятие, или
- 15. Теория знаков: «Знаками (signa) же друг друга нам служат обычно вещи, следующие друг за другом, предваряющие
- 16. Учение об обществе («Левиафан») Тела: естественные (природа) и искусственные (созданы человеком). Общество – искусственно. Причина его
- 17. «Установленный нами основной естественный закон, а именно нужно стремиться к миру, составляет сущность божественного закона, это
- 18. Джон Локк (1632–1704) Отец – сторонник Кромвеля. Учится в Оксфорде. Увлекается медициной («О медицинском искусстве» 1669).
- 19. «Письма о веротерпимости» (1685-1692). «Опыт о человеческом разумении» (писал 20 лет). «Разумность христианства» (1695). «О государственном
- 20. Задача философии – исследование происхождения знания. Против скептицизма и догматизма. «Для моряка весьма полезно знать длину
- 21. Критика теории врожденности идей Объяснить, откуда идеи происходят. 1. «Целое больше части» и т.п. неизвестны многим
- 22. Эмпиризм: «На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Наше наблюдение,
- 23. Одни идеи приходят в душу посредством только одного чувства (идея света, звука, запаха, вкуса, плотности), другие
- 24. Качество предмета – способность, вызывающая в уме какую-нибудь идею. Первичные – неотделимые от тела (плотность, протяженность,
- 25. Субъективизм? «если наше познание идей ограничивается самими идеями и не простирается дальше, то везде, где имеется
- 26. Проблема индукции. Сенситивное знание – дает простые идеи; нет абсолютной достоверности; область веры. Интуитивное и демонстративное
- 27. Учение о религии «терпимость по отношению к тем, кто в религиозных вопросах придерживается других взглядов, настолько
- 28. Правильное мнение о Боге может быть получено только путем размышления, к ним нельзя принудить. «Я думаю,
- 29. Поскольку человек обладает знанием, то причина его существования должна быть не только всемогущей, но и всеведущей,
- 30. В этике – эвдемонизм. В государственной теории – индивидуализм (связан с номинализмом). Возникновение государства. Естественное состояние
- 31. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 —1716) «Лейбниц был для Германии одновременно и Платоном, и Аристотелем, и Архимедом»
- 32. В Ганновере инженер в рудниках. Пишет книгу «Протогея» (1691), об эволюции Земли. 1686 - «Теологическая система»,
- 33. «Меня увлекла их прекрасная манера объяснять природу механически, и я со справедливым презрением отвернулся от метода
- 34. Монадология Мир полон сил. Ньютон: «Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние
- 35. Каким образом причиной движения и изменения в мире могут являються вечные и неподвижные законы природы. Субстанция
- 36. Материя: «…первичная материя, взятая в чистом виде, без душ и жизней, которые едины с нею, является
- 37. Теория предустановленной гармонии «Эта система предустановленной гармонии дает новое, до сих пор еще неизвестное доказательство бытия
- 38. Онтологическое доказательство: «Эта аргументация достигает цели, если только допустить, что существо совершеннейшее, т. е. необходимое возможно
- 39. Поскольку мир с его многообразием вещей существует именно таким, а не иным образом, то «такое достаточное
- 40. «Бог есть первая причина вещей; ибо ограниченные предметы, каковыми являются видимые и ощущаемые нами вещи, случайны
- 41. А это созерцание, или отношение существующей субстанции к чисто возможным мирам, могло принадлежать не чему иному,
- 42. «Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он избрал план наилучший, соединяющий в себе,
- 43. Джордж Беркли (1685-1753) Учится в колледже Св. Троицы Дублинского духовного университета. 1709 - диакон англиканской церкви.
- 44. Цель философии Беркли — апология христианства и критика атеизма. Главная причина атеизма – материализм. Причина материализма
- 45. Существовать — значит быть воспринимаемым: «…объект и ощущение одно и то же и не могут поэтому
- 46. Критика понятия «субстанция». «само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе
- 47. Давид Юм (1711-1776) Родился в Эдинбурге. Слушатель в Эдинбургском университете. Во Франции в колледже Ля-Флеш. «Трактат
- 48. Структура познания: Впечатления и идеи. Впечатления ощущений и впечатления рефлексии. Причина ощущений неизвестна. Идеи есть образ
- 49. Ассоциация идей. Сложные идеи образуются вследствие ассоциации идей. «Мы имеем здесь дело с родом притяжения, действия
- 50. Причинно-следственные отношения. Объекты должны быть смежными в пространстве, и один объект должен предшествовать другому во времени
- 51. «Наши суждения о причине и действии проистекают из привычки и опыта». Вера в причинно-следственные связи есть
- 53. Скачать презентацию