Слайд 2
![Учебные вопросы Особенности философии России и основные этапы ее развития.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-1.jpg)
Учебные вопросы
Особенности философии России и основные этапы ее развития.
Основные идеи философии
западников и славянофилов.
Материалистическая философия России.
Основные направления, сущность и представители русской религиозной философии.
Слайд 3
![Вопрос 1. Особенности философии России и основные этапы ее развития.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-2.jpg)
Вопрос 1.
Особенности философии России и основные этапы ее развития.
Слайд 4
![Особенности философии России. - Возникла позднее, чем на Западе. -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-3.jpg)
Особенности философии России.
- Возникла позднее, чем на Западе.
- Критика западной
философии за ее одностороннюю, рационалистическую ориентацию.
- Неразрывная связь философии с православием.
Слайд 5
![- Интерес к проблемам философии истории. - Второстепенность гносеологических проблем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-4.jpg)
- Интерес к проблемам философии истории.
- Второстепенность гносеологических проблем по
отношению к онтологическим.
- Отчетливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания.
Слайд 6
![Основные этапы развития философии. 1. Становление русской философии (X –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-5.jpg)
Основные этапы развития философии.
1. Становление русской философии (X – XVIII)
века.
2. Философия русского Просвещения (конец XVIII – начало XIX веков).
3. Философия славянофилов и западников (30 – 50 годы XIX века).
4. Философия политического радикализма (50 -70 годы XIX века).
Слайд 7
![5. Систематическая философия (конец XIX – начало XX века). 6.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-6.jpg)
5. Систематическая философия (конец XIX – начало XX века).
6. Философия
русского «зарубежья» (20 – 40 годы XX века).
7. Марксистская философия в бывшем СССР (20 – 90 годы XX века).
8. Современная философия в России.
Слайд 8
![Черты русского Просвещения. Оно инициировано «сверху» самой Екатериной Великой. Оно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-7.jpg)
Черты русского Просвещения.
Оно инициировано «сверху» самой Екатериной Великой.
Оно не носило атеистического
характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви.
Оно не было направлено против самодержавия.
Оно не затрагивало народные массы, касалось только привилегированных классов.
Слайд 9
![Основные течения русского Просвещения. Просветительское (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-8.jpg)
Основные течения русского Просвещения.
Просветительское (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев).
«Вольтерианство» (Екатерина Великая,
М.Ломоносов, И.Лопухин, Л.Голицын).
Социологическое (М.Щербатов, Л.Аничков, Я.Козельский).
Русское масонство (Н.Новиков, И.Шварц, Н.Карамзин).
Слайд 10
![Вопрос 2. Основные идеи философии западников и славянофилов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-9.jpg)
Вопрос 2.
Основные идеи философии западников и славянофилов.
Слайд 11
![Основные идеи философии славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ф.М.Достоевский): Резкая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-10.jpg)
Основные идеи философии славянофилов
(И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ф.М.Достоевский):
Резкая критика западной
философии за ее рационализм;
Переводы мыслителей западной философии.
Тесная связь с православием;
Идея соборности – основной принцип философии, т.е.объединение множества в единое силой любви;
Будущее России видят в развитии ее уникальности и самобытности, которая была нарушена реформами Петра I.
Слайд 12
![Основные идеи западников (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский): Западники были атеистами, или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-11.jpg)
Основные идеи западников
(А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский):
Западники были атеистами, или симпатизировали католической
религии;
Считали, что православие повинно в невежестве народа и отсталости России;
Идеалом философии для них была рационалистическая философия и наука;
Переводы философии западных мыслителей;
В своих взглядах были сторонниками материализма;
В своем развитии России должна использовать опыт Запада;
Критиковали монархический строй.
Высказывали идеи утопического социализма.
Слайд 13
![Вопрос 3. Материалистическая философия России.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-12.jpg)
Вопрос 3.
Материалистическая философия России.
Слайд 14
![Философские взгляды М.В.Ломоносова. «Материя - то, из чего состоит тело](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-13.jpg)
Философские взгляды М.В.Ломоносова.
«Материя - то, из чего состоит тело и от
чего зависит его сущность», она состоит из множества элементарных частиц, корпускул.
Бог выступает как «перводвигатель».
Основой познания считал эксперимент.
Признавал роль гипотез в развитии науки.
Признавал идею единой закономерности развития мира.
Сформулировал закон сохранения материи и движения.
Был сторонником развития просвещения и образования как основы для совершенствования общества.
Слайд 15
![Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. Основные работы: «Антропологический принцип в философии», «О](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-14.jpg)
Философские взгляды Н.Г.Чернышевского.
Основные работы: «Антропологический принцип в философии», «О характере человеческого
познания», «Об общинном землепользовании».
Основные идеи:
Он сторонник философии Л.Фейербаха, однако, высоко оценивал Гегеля как теоретика концепции развития.
Осмысливает сущность и природу человека не только как биологического существа, но и как социального.
Слайд 16
![Философия должна не только отвечать на вопрос, что такое «человек](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-15.jpg)
Философия должна не только отвечать на вопрос, что такое «человек вообще»,
но определить социально-экономические и политические условия, которые обеспечили бы возможность индивиду осуществить его стремление к счастью.
Цель развития человечества видел в достижении справедливого общества на основе разума и просвещения всего народа.
Слайд 17
![Теория познания: Мир познаваем при помощи чувств и мыслительной деятельности,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-16.jpg)
Теория познания:
Мир познаваем при помощи чувств и мыслительной деятельности, основой которой
является мозг.
Истина как знание о мире и человеке конкретна.
Знания человека относительны.
Критерием истины является возможность ее применения в жизни.
Слайд 18
![Философские идеи Г.В.Плеханова. Основные работы: «Очерки по истории материализма», «](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-17.jpg)
Философские идеи Г.В.Плеханова.
Основные работы:
«Очерки по истории материализма», « К вопросу
о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории», «О материалистическом понимание истории».
Слайд 19
![Выдающиеся личности рождаются, как правило, в переломную эпоху. Они отличаются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-18.jpg)
Выдающиеся личности рождаются, как правило, в переломную эпоху. Они отличаются рядом
особенностей:
Имеют неординарные способности, которые развивают в процессе деятельности.
Они видят дальше других и способны предвидеть будущее.
Их деятельность должна быть направлена на прогрессивное развитие человечества.
Они способны влиять на ход истории, ускорять или замедлять ее, но не могут отменить объективной закономерности.
Они герои – одиночки.
Слайд 20
![Материалистическая концепция В.И. Ленина. Основные работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-19.jpg)
Материалистическая концепция В.И. Ленина.
Основные работы:
«Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении
воинствующего материализма».
Основные идеи:
В.И. Ленин дает впервые определение материи как философской категории «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».(ПСС. Т.18, с.252)
Материя способна к саморазвитию, она неисчерпаема, имеет сложную структуру, многообразна.
Слайд 21
![Теория познания: Мир познаваем и процесс познания идет от «чувственного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-20.jpg)
Теория познания:
Мир познаваем и процесс познания идет от «чувственного созерцания к
абстрактному мышлению, а от него к практике».
Истина представляет собой процесс соотношения абсолютного и относительного знания.
Критерием истины является практика.
Практика как критерий истины абсолютна и относительна.
Практика абсолютна как критерий истины, так как нет другого критерия. Практика относительна как критерий истины, так как не все теории можно в каждый данный момент проверить практикой.
Слайд 22
![Диалектика - наука о развитии природы, общества и мышления и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-21.jpg)
Диалектика - наука о развитии природы, общества и мышления и одновременно
система законов и категорий.
Основные категории диалектики:
Единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие выражают собой процесс развития и являются «ступеньками познания».
Различие между диалектикой и метафизикой как концепциями развития.
Диалектика как концепция развития показывает процесс развития как единство качественных и количественных изменений. Метафизика как концепция развития показывает процесс развития только как количественное увеличение и уменьшение.
Слайд 23
![Вопрос 4. Основные направления, сущность и представители русской религиозной философии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-22.jpg)
Вопрос 4.
Основные направления, сущность и представители русской религиозной философии.
Слайд 24
![Основные направления русской религиозной философии. Философия всеединства (В.С.Соловьев, С.Н. и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-23.jpg)
Основные направления русской религиозной философии.
Философия всеединства (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие);
Философия интуитивизма
(Н.О.Лосский);
Философия космизма (Н.Ф.Федоров);
Философия русского «зарубежья» (Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, Л.И.Шестов, С.Н.Булгаков, С.Н.Франк, Л.П.Карсавин, Д.С.Мережковский, ) и др.
Слайд 25
![Философия всеединства В.С.Соловьева. Основные работы: «Кризис западной философии», «Философские начала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-24.jpg)
Философия всеединства В.С.Соловьева.
Основные работы: «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания»,
«Чтения о Богочеловечестве», «Смысл любви», «Оправдания добра», «Первое начало теоретической философии».
Центральное понятие философии «всеединство» - это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия.
Абсолют един, но заключает в себе все.
Слайд 26
![Первый Абсолют - Бог представляет собой законченную сущность и может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-25.jpg)
Первый Абсолют - Бог представляет собой законченную сущность и может быть
познан при помощи мистического созерцания.
Второй Абсолют – Космос находится в становлении и может быть познан с помощью рациональной науки и философии.
София – Мировая душа выступает связующим звеном между Абсолютом и множеством существующих вещей в мире.
Всеединство в различных видах бытия имеет свою специфику:
Слайд 27
![В нравственной области всеединство – абсолютное благо. В познании всеединство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-26.jpg)
В нравственной области всеединство – абсолютное благо.
В познании всеединство – абсолютная
истина.
В области материального бытия всеединство – абсолютная красота.
Цельное знание есть единство истины, добра и красоты.
Слайд 28
![Учение о Богочеловечестве: Человек, по Соловьеву, соединение Бога с материальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-27.jpg)
Учение о Богочеловечестве:
Человек, по Соловьеву, соединение Бога с материальной природой.
Задача человека
в подчинении природного божественному, путем отрицания в себе эгоистической воли.
Сам по себе человек ничто.
Он становится человеком только в единстве с Богом.
В Боге для человека открывается всеединство, т.е. абсолютная полнота бытия.
История человечества – это процесс боговоплощения.
Слайд 29
![Русский космизм. Русский космизм представлен в двух течениях: Мистический космизм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-28.jpg)
Русский космизм.
Русский космизм представлен в двух течениях:
Мистический космизм (Н.Ф.Федоров),
Естественнонаучный космизм
(К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.)
Слайд 30
![Основные идеи Н.Ф.Федорова. «Философия общего дела» - основная работа. Задача](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-29.jpg)
Основные идеи Н.Ф.Федорова.
«Философия общего дела» - основная работа.
Задача философии – преодоление
смерти и всеобщее спасение.
Бог, человек и мир есть единое целое, связанное разумом и волей.
Человек – существо родовое, ущербное, так как смертен.
Короткая жизнь не позволяет освоить знание предшествующих поколений.
Слайд 31
![Человек должен стать спасителем мира и себя, решив три задачи:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-30.jpg)
Человек должен стать спасителем мира и себя, решив три задачи:
найти
способ продлить жизнь,
развивать нравственность,
воскресить предков.
Человек должен совершенствовать природу на основе разума.
Цель активной эволюции – воскрешение ушедших из жизни, утверждение моральной жизни и счастья.
Слайд 32
![Основные идеи В.И.Вернадского. Разработал торию ноосферы, сущность которой заключена в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-31.jpg)
Основные идеи В.И.Вернадского.
Разработал торию ноосферы, сущность которой заключена в следующем:
«Цефализация –
совершенствование нервной системы, головного мозга.
На этой основе преобразовать природу, одухотворить ее.
Создание ноосферы – сферы разумной деятельности человека, которая постоянно должна расширяться.
Слайд 33
![Философские взгляды Н.А.Бердяева. Основные работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-32.jpg)
Философские взгляды Н.А.Бердяева.
Основные работы:
«Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Смысл истории»
и т.д.
Сущность концепции:
Главная проблема философии бытие человека. Сущность человека видит в свободе выбора, творчестве.
Главная категория в философии - свобода, которую понимает специфически.
Слайд 34
![Свобода трактуется Бердяевым трояко: Первичная иррациональная свобода как произвол; Рациональная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-33.jpg)
Свобода трактуется Бердяевым трояко:
Первичная иррациональная свобода как произвол;
Рациональная свобода как исполнение
морального;
Свобода в Боге.
Причем свобода ничем не ограничена, ее не может контролировать даже Бог.
Только нравственный закон и вера в Бога могут направлять свободную деятельность в русло добра.
Слайд 35
![Основу бытия составляет столкновение Духа и природы. Дух объективируется от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-34.jpg)
Основу бытия составляет столкновение Духа и природы. Дух объективируется от самого
себя в мир пространственно-временной и причинной детерминации.
Объективация Духа осуществляется в двух формах – природы и истории.
Признаки мира объективации:
Отчуждение субъекта от объекта,
Растворение индивидуального в общем,
Господство необходимости, подавление свободы,
«Усреднение» человека, приспособление его к конкретности мира и истории.
Слайд 36
![Философско-историческая концепция: История человечества началась со зла, со свободного выбора](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-35.jpg)
Философско-историческая концепция:
История человечества началась со зла, со свободного выбора человека.
Совершенный
мир не нуждается в истории.
История имеет смысл, если предполагается ее завершение. Но все попытки разрешить проблемы истории «изнутри», заканчиваются ничем, следовательно, история смысла не имеет.
Философия истории связана с эсхатологией, то есть с учением о конце света.
Слайд 37
![Философия русского «зарубежья» Представлена несколькими течениями: Философия антикоммунизма (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-36.jpg)
Философия русского «зарубежья»
Представлена несколькими течениями:
Философия антикоммунизма (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.).
Философия христианского
социализма (С.Н.Булгаков, П.Г.Федотов и др.).
Философия «евразийства» (Л.П.Карсавин, Г.В.Флоровский и т.д.).
Слайд 38
![Философия антикоммунизма Подвергается сомнению возможность улучшения человека при помощи социальных,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-37.jpg)
Философия антикоммунизма
Подвергается сомнению возможность улучшения человека при помощи социальных, экономических реформ
и революций.
Невозможно установить равенство.
Необходимо каждому человеку проводить самосовершенствование духа.
Обреченность социалистического строительства в России.
Слайд 39
![Философия христианского социализма Социализм в России не имеет ничего общего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/46348/slide-38.jpg)
Философия христианского социализма
Социализм в России не имеет ничего общего с настоящим
социализмом.
Настоящий социализм должен быть христианским.
Православная церковь должна активно участвовать в культурном процессе.