Слайд 2
![Вопросы для рассмотрения Происхождение Христианства Раннехристианская церковь и духовенство Вселенские](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-1.jpg)
Вопросы для рассмотрения
Происхождение Христианства
Раннехристианская церковь и духовенство
Вселенские соборы
Великий церковный раскол
Христианский культ
Богослужебный
канон
Экуменическое движение
Слайд 3
![Возникновение 1 век н.э. Территория Римской империи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-2.jpg)
Возникновение
1 век н.э.
Территория Римской империи
Слайд 4
![Предыстория 63 г. до н.э. – Помпей вводит войска в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-3.jpg)
Предыстория
63 г. до н.э. – Помпей вводит войска в Иудею
К.1 в.
до н.э. – царь Ирод – правитель Иудеи: градостроительство.
Ориентировался на Римскую империю
Придерживался иудаизма
Иудаизм проникает за пределы Палестины
Слайд 5
![Социальная ситуация Имущественное и социальное расслоение жителей Уровень жизни в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-4.jpg)
Социальная ситуация
Имущественное и социальное расслоение жителей
Уровень жизни в городах более высокий
чем в сельской местности
В деревнях: сохраняются традиции коллективной собственности и солидарности
Важнейшая обязанность религиозных общин – выкуп из рабства собратьев по вере
Слайд 6
![Религиозные течения Саддукеи: требовали строгого соблюдения установлений, записанных в Библии;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-5.jpg)
Религиозные течения
Саддукеи: требовали строгого соблюдения установлений, записанных в Библии; не
признавали устных учений и дополнений; принимали греко-римскую культуру поддерживали римлян
Фарисеи: выступали за чистоту иудаизма; против любых контактов с чужеземцами (римлянами); занимались толкованием священных книг; признавали воскресение из мертвых и загробное воздаяние
Ессеи: «Кумранская» община: замкнутая религиозная организация; самоназвания - «Новый союз» или «новый завет», «Нищие», «Сыны света», «Простецы»
Слайд 7
![Кумранская община (организационные элементы) Общность имущества Обязательный труд всех членов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-6.jpg)
Кумранская община
(организационные элементы)
Общность имущества
Обязательный труд всех членов общины
Совместные трапезы и чтение
религиозных текстов
Ритуальные омовения, требование предварительного духовного очищения – внутреннего покаяния
Слайд 8
![Кумранская община (характерные черты религиозного учения) Цель: подготовка к решающей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-7.jpg)
Кумранская община
(характерные черты религиозного учения)
Цель: подготовка к решающей битве «сынов
света» с «сынами тьмы»
Дуализм
Избранничество членов общины, предопределенное божеством
Эсхатологизм
Мессианизм
Почитание основателя общины – «Учителя святости»
Слайд 9
![Христианство – ессейство общие черты представление о конце мира О](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-8.jpg)
Христианство – ессейство
общие черты
представление о конце мира
О борьбе добра и зла
Предопределенность
Богом всех событий в мире
Свобода воли человека в выборе пути спасения
Резкое осуждение жертвоприношений
Слайд 10
![Христианство – ессейство различия Христиане верили в уже свершившийся приход](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-9.jpg)
Христианство – ессейство
различия
Христиане верили в уже свершившийся приход мессии (Иисус)
Отсутствие замкнутости
первых христианских общин
Стремление к широкой проповеди
Слайд 11
![Иоанн Креститель Вероятно связан с Кумранской общиной Призывал народ в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-10.jpg)
Иоанн Креститель
Вероятно связан с Кумранской общиной
Призывал народ в ожидании прихода мессии
покаяться и очиститься от всех грехов
«Крещение» – омовение в водах реки Иордан
Предшествует внутреннее очищение
Организовал группу учеников – проповедовали аскетизм
Слайд 12
![Иисус (греч. Иешуа ) Христос (греч. Мессия) Поучения адресованы социальным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-11.jpg)
Иисус (греч. Иешуа ) Христос (греч. Мессия)
Поучения адресованы социальным низам
Группа приверженцев
Иисуса:
не выступали против ортодоксального иудаизма;
не отвергали необходимости уплаты денежных сборов в пользу храма;
признавали суд синедриона;
не признавали жесткой ритуальной регламентации;
требовали духовного, а не физического очищения;
не придерживались многих аскетических требований
Слайд 13
![Первые проповеди И. Христа Рассчитаны на эмоциональное воздействие Произносились в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-12.jpg)
Первые проповеди И. Христа
Рассчитаны на эмоциональное воздействие
Произносились в синагогах, частных домах,
под открытым небом
Главная идея – очищение и раскаяние каждого в предверии «конца мира» и Божьего суда
Обращался к широким слоям населения (этнически и социально)
Отсутствие строгой организации
Слайд 14
![Главная тема проповедей после казни И. Христа Вера в воскресение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-13.jpg)
Главная тема проповедей после казни И. Христа
Вера в воскресение и скорое
второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников
Слайд 15
![Образование первых христианских церквей Конец 1 в. Первые последователи – обездоленные Большинство - женщины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-14.jpg)
Образование первых христианских церквей
Конец 1 в.
Первые последователи – обездоленные
Большинство - женщины
Слайд 16
![Христианское сообщество (1.в. н.э.) Первая община – в Иерусалиме –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-15.jpg)
Христианское сообщество
(1.в. н.э.)
Первая община – в Иерусалиме – управлялась апостолами коллегиально
В
помощь избраны 7 «блюстителей при столах»
Во главе новых общин – пастыри, пресвитеры (греч.старец, старейшина) –через обряд рукоположения
Епископы (греч. Надзиратель, блюститель)
Слайд 17
![Христианские общины со 2 в.н.э. Должности пресвитеров и епископов разделяются:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-16.jpg)
Христианские общины со 2 в.н.э.
Должности пресвитеров и епископов разделяются: пресвитер зависим
от епископа
Епископы осуществляют духовное руководство, авторитеты в вопросах вероучения
Епископия – община с завершенным иерархическим устройством, во главе которой стоял епископ
Формирование религиозных центров в столичных городах
Первое еретическое движение – монтанизм – выступили против отождествления церкви с ее руководителем
Слайд 18
![митрополиты От греч. Человек из главного города Римский Александрийский Антиохийский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-17.jpg)
митрополиты
От греч. Человек из главного города
Римский
Александрийский
Антиохийский
Иерусалимский
Право отклонять кандидатов при выборе епископов,
в подчиненных им городах
Слайд 19
![Митрополия Церковный округ, объединяющий религиозные общины прилегающих к центру (как правило столичный город) областей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-18.jpg)
Митрополия
Церковный округ, объединяющий религиозные общины прилегающих к центру (как правило столичный
город) областей.
Слайд 20
![Начало 4 века Складывается единая христианская церковь Периоды христианской истории:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-19.jpg)
Начало 4 века
Складывается единая христианская церковь
Периоды христианской истории:
1 – период апостолов
и мучеников (1 в.н.э.- нач.4 в.)
2 – период патриархов и императоров (нач. 4 в. – 11 в.)
3 – период истории отдельных ветвей христианства (11 в. – настоящее время)
Слайд 21
![Константин Великий 285-337 гг. Римский император с 306 г. 11](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-20.jpg)
Константин Великий
285-337 гг.
Римский император с 306 г.
11 мая 330 г.
на месте Византии основан новый город – Константинополь. Перенесена столица Римской империи из Рима в Константинополь
313 г. – Миланский эдикт, уравнявший в правах христиан и представителей других религий. Христианским общинам предоставлены определенные льготы
Слайд 22
![Организация мировой Вселенской Церкви Епархия – единица внутреннего управления Митрополия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-21.jpg)
Организация мировой Вселенской Церкви
Епархия – единица внутреннего управления
Митрополия – единица церковного
объединения
С 5 в. митрополиты Римский, Александрийский, Антиохийский, Константинопольский – называются патриархами
С 7 в. + Иерусалимский патриарх
Каждый из патриархов называется исторически сложившимся именем: Римский и Александрийский – папа; Константинопольский и Иерусалимский – архиепископ, Антиохийский - патриарх
Слайд 23
![Раннехристианское духовенство Клир (от греч. Жребий, избранный по жребию) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-22.jpg)
Раннехристианское духовенство
Клир (от греч. Жребий, избранный по жребию) – задача духовного
руководства паствой (мирянами) – класс, наделенный особыми правами и обязанностями
Церковные должности: синкелл – советник в канцелярии епископа, выполняющий его поручения, часто преемник; эконом – управляющий церковным имуществом; нотарий – составитель церковных актов; сакелларий – хранитель сокровищ
Высший иерарх – епископ, среди которых выделились архидиаконы (старейшины)
Слайд 24
![Соборы Поместные – соборы, созываемые митрополитами, на которых решались вопросы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-23.jpg)
Соборы
Поместные – соборы, созываемые митрополитами, на которых решались вопросы, связанные с
жизнью митрополии
Вселенские – соборы, созываемые императорами, на которых решались догматические вопросы, касающиеся всей христианской церкви
Слайд 25
![Вселенские соборы 1 – 325 г. гор. Никея: утверждено большинство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-24.jpg)
Вселенские соборы
1 – 325 г. гор. Никея: утверждено большинство положений Символа
Веры, определен день празднования Пасхи, осуждено Арианство (христианская ересь, утверждали, что Христос не подобен Отцу – не Бог)
2 – 381 г. гор. Константинополь: уточнен и канонизирован Никейский Символ веры, выработана формула троичности Бога, утверждено правило, по которому Константинопольскому патриарху как и Римскому предоставляются преимущества перед другими епископами
Слайд 26
![Вселенские соборы 3 – 431 г. гор. Эфес: решено не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-25.jpg)
Вселенские соборы
3 – 431 г. гор. Эфес: решено не вносить изменения
в Символ Веры, признание Девы Марии – Богородицей
4 – 451 г. гор. Халкидон – борьба с монофизитством (от греч. Одна природа - ересь, согласно которой Христу присуща только божественная природа); утверждена формула об Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке
Слайд 27
![Вселенские соборы 5 – 553 г. гор. Константинополь: осуждение многочисленных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-26.jpg)
Вселенские соборы
5 – 553 г. гор. Константинополь: осуждение многочисленных ересей, в
том числе осуждено учение Оригена, виднейшего христианского богослова
6 - 680-681гг. гор.Константинополь: осуждена ересь монофелитство (от греч. Одна воля- считали Иисуса Христа носителем только божественной воли
7 – 787 г. гор.Никея: осуждено иконоборчество и утверждено почитание икон и креста
Решения первых семи Вселенских соборов признаются и католиками и православными
Слайд 28
![Символ веры Краткий свод догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-27.jpg)
Символ веры
Краткий свод догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного учения или
церкви.
Принимается на «веру», без доказательств
Канон – свод положений, имеющих догматический характер; правила, касающиеся вероучения и культа, догматики и церковной организации, возведенные Церковью в закон
Слайд 29
![Великий церковный раскол Причины: долгий период противостояния Римских и Константинопольских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-28.jpg)
Великий церковный раскол
Причины: долгий период противостояния Римских и Константинопольских патриархов
Национальное обособление
Запада и Востока, разделение языков – латынь и греческий
Подчинение восточных иерархов государственной власти не приемлемо для Римской митрополии
Различия в вопросах веры, в канонических действиях, обрядах и обычаях между Восточными и Западными церквями
Слайд 30
![Великий церковный раскол Константинопольский патриарх Михаил Керулларий Римский папа Лев](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-29.jpg)
Великий церковный раскол
Константинопольский патриарх Михаил Керулларий
Римский папа Лев IX
1054 г.
Итог: появление
двух самостоятельных ветвей христианства
Католицизм – от греч. Кафоликос – всеобщий, Вселенский
Православие – от греч. Ортодоксия – правильное мнение
Слайд 31
![Христианский культ Культ (лат. Поклонение, почитание) – религиозные догмы, таинства,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-30.jpg)
Христианский культ
Культ (лат. Поклонение, почитание) – религиозные догмы, таинства, праздники, богослужебный
канон, обрядовая практика
Единого для всех христианский церквей культа – не существует
Существуют некоторые положения, принимаемые всеми или большинством направлений христианства
Слайд 32
![Символ Веры Главный свод христианских догматов, составляющих основу вероучения Принимается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-31.jpg)
Символ Веры
Главный свод христианских догматов, составляющих основу вероучения
Принимается без доказательств
Общехристианский (Апостольский)
символ Веры состоит из 12 частей, принят на первом Никейском и первом Констанстинопольском В.С.
В русской традиции – Никеоцарьградский С.В.
Читается как молитва
Исполняется присутствующими в церкви хором
Слайд 33
![Катехизис Книга, содержащая изложение христианского веручения, в форме вопросов и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-32.jpg)
Катехизис
Книга, содержащая изложение христианского веручения, в форме вопросов и ответов
Предназначена для
начального религиозного образования верующих
Слайд 34
![Молитва Обращение священнослужителей или мирян к Богу или святым с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-33.jpg)
Молитва
Обращение священнослужителей или мирян к Богу или святым с просьбой о
ниспослании милости или отвращении зла
Общие (напр. Католическая месса) и личные
Псалтырь и Евангелие – источники текстов молитв
Строгие правила совершения
Наиболее известная – «Отче наш» – евангелие от Луки
Слайд 35
![Таинства Культовые действия, во время совершения которых, по учению Церкви,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-34.jpg)
Таинства
Культовые действия, во время совершения которых, по учению Церкви, на верующих
нисходит божественная благодать, способствующая преодолениювнутренней, присущей человеку греховности
Средство «передачи благодати» – слово священника (по Ф. Аквинскому)
В православии и католицизме – 7 таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), елеосвящение, венчание, священство, покаяние или исповедь
Слайд 36
![Праздники 1583 г. – Грегорианский календарь Русская, Иерусалимская, Грузинская и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-35.jpg)
Праздники
1583 г. – Грегорианский календарь
Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви
– юлианский календарь
Самые значимые - «Двунадесятые» + Пасха (праздник всех праздников)
«Великие»
«Престольные»
Все праздники делятся на: 1. неподвижные (непреходящие)- справляются всегда в один и тот же день, 2. Подвижные («Переходящие») – каждый год отмечаются в разные дни (связано с церковными «пасхалиями»)
Слайд 37
![Двунадесятые праздники непреходящие Богослужебный год начинается осенью 1. Рождество Богородицы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-36.jpg)
Двунадесятые праздники
непреходящие
Богослужебный год начинается осенью
1. Рождество Богородицы (8/21 сент.)
2. Воздвижение Креста
Господня(14/27 сент.)
3.Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 нояб./4 дек.)
4. Рождество Христово (25 дек./7 янв.)
5. Крещение Господне (Богоявление) (6/19 янв.)
6. Сретение Господне (2/15 февр.)
7. Благовещение (25 мар./7 апр.)
8. Преображение Господне (6/19 авг.)
9. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 авг.)
Слайд 38
![Двунадесятые праздники подвижные 10. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-37.jpg)
Двунадесятые праздники
подвижные
10. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в последнее
предпасхальное воскресенье
11. Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи
12. День Святой Троицы(пятидесятница) – 50-ый день после Пасхи – считается днем начала истории Церкви.
Слайд 39
![Великие праздники Обрезание Господне (1/14 янв.) Праздник апостолов Петра и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-38.jpg)
Великие праздники
Обрезание Господне (1/14 янв.)
Праздник апостолов Петра и Павла (29
июня/12 июля)
Усекновение головы Иоанна Предтечи (29 авг./11 сент.)
Покрова Пресвятой Богородицы(1/14 окт.)
Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля)
Слайд 40
![Престольные праздники Посвящены менее значительным событиям Священной истории Местные праздники,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-39.jpg)
Престольные праздники
Посвящены менее значительным событиям Священной истории
Местные праздники, но могут отмечаться
как общехристианские
Наиболее популярные: Дни Николая и Ильи, Владимирской иконы Божьей матери,
Казанской иконы Божьей матери
Слайд 41
![Пост В православном календаре около 200 дней в году Среда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-40.jpg)
Пост
В православном календаре около 200 дней в году
Среда и пятница –
постоянно
Великий пост – после Масленицы и до Пасхи, делится на 2 части: святая четыредесятница и страстная седьмица
Петров пост(от 8 до 42 дней) оканчивается 29 июня
Успенский пост – с 1 по 15 авг.
Рождественский пост – с 15 ноября до Рождества Христова
Слайд 42
![Богослужебный канон Более сложный у католиков и православных Упрощенный в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-41.jpg)
Богослужебный канон
Более сложный у католиков и православных
Упрощенный в протестантизме
Основа Христианского богослужения
– Евхаристия – кульминационный момент литургического действия
В католической церкви – латинский обряд(богослужение на латыни)
В православных церквях – 5 обрядов (богослужение на греч. яз. или на нац. яз.)
В протестантизме – на современных нац.языках
Слайд 43
![Богослужение Суточный круг состоит из 9 служб Отсчет времени –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-42.jpg)
Богослужение
Суточный круг состоит из 9 служб
Отсчет времени – с вечера
Главная служба
– Литургия(правосл.) и Месса (катол.)
В совр. Православии – 3 чина Литургии:
Литургия Василия Великого – 10 раз в году
Литургия Григория Двоеслова – по воскресеньям и в некоторые дни Великого поста
Литургия Иоанна Златоуста – чаще всего.
Слайд 44
![Структура Литургии 1 часть – Проскомидия – обряд приготовления к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-43.jpg)
Структура Литургии
1 часть – Проскомидия – обряд приготовления к Литургии
2 часть
– Литургия «оглашенных» («Оглашенные» – лица, собирающиеся покреститься, они только «оглашены» словом божьим)
3 часть – Литургия «верных» – «оглашенные» должны покинуть храм, в этой части литургического действия совершается таинство Евхаристии
Слайд 45
![Святые Посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-44.jpg)
Святые
Посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, способные
повлиять на судьбу человека
Период канонизации предшествует причислению того или иного человека к лику святых
В церковных календарях христианства – более 190 тыс. святых
Слайд 46
![Чины святых Ангелы – небесные служители Бога, наделенные божественной силой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-45.jpg)
Чины святых
Ангелы – небесные служители Бога, наделенные божественной силой. 3 Лика:
Херувимы, Серафимы, Архангелы и просто ангелы
Праотцы (ветхозаветные)
Пророки (Иоанн Креститель, Илья)
Апостолы (ап.Петр, Ап. Павел)
Святители (свят. Николай Чудотворец)
Преподобные (прп. Сергий Радонежский)
Мученики и Великомученики (вмч.Георгий Победоносец)
Равноапостольные (Кн. Владимир)
Бессребренники (Косма, Дамиан)
Юродивые Христа ради – (Ксения Петербуржская)
Страстотерпцы (кн. Борис и кн. Глеб)
Слайд 47
![Православие Восточно-кафолическая церковь Нет единого руководства 15 автокефальных церквей Во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-46.jpg)
Православие
Восточно-кафолическая церковь
Нет единого руководства
15 автокефальных церквей
Во главе каждой церкви – собственный
духовный руководитель
Константинопольская церковь – первая среди равных (с IV в.)
Православные церкви считают себя последовательницами Византийской религиозной традиции
Слайд 48
![Католицизм Во главе один первосвятитель – Римский папа, которому подчиняются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-47.jpg)
Католицизм
Во главе один первосвятитель – Римский папа, которому подчиняются все патриархи
и епископы католической церкви
Ватикан – с 756 г. город-государство, резиденция Папы Римского
Папу избирает конклав кардиналов
Строгая иерархия
Сейчас – папа Франциск (266 папа римский, избран в 2013 г.)
Слайд 49
![Особенности вероучения католицизма в отличии от православия Признается догмат о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-48.jpg)
Особенности вероучения католицизма в отличии от православия
Признается догмат о Фелиокве («Святой
дух нисходит и от Бога Отца и от Бога Сына») в православии только от Бога Отца
Верят в существование чистилища
Существует догмат о непогрешимости Папы Римского
Все духовенство дает обет безбрачия – целибат
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной
Догмат о телесном вознесении на небо Богородицы после ее смерти
По иному выполняются таинства и обряды.
Слайд 50
![Отличия в таинствах и обрядах между католицизмом и православием Таинство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-49.jpg)
Отличия в таинствах и обрядах
между католицизмом и православием
Таинство крещения –обливание и
погружение (в православии – погружение);
таинство миропомазания – конфирмация в 7-8 лет
Таинство Евхаристии – не пресном хлебе (в православии – дрожжевой)
Крестный ход – против часовой стрелки (в православии – по часовой)
Крестятся – слева на право (в православии – справа на лево)
Разное устройство храма.
Слайд 51
![Протестантизм Совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-50.jpg)
Протестантизм
Совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией
Реформация
– была в основном направлена против католической церкви – идеологическое и социальное движение 16 в., потребовала пересмотра основных догматов католицизма
Мартин Лютер – идеолог Реформации, сформулировал основные принципы протестантизма - Лютерантсво
Слайд 52
![3 новых принципа протестантизма Спасение личной верой Священство всех верующих Исключительный авторитет Библии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-51.jpg)
3 новых принципа протестантизма
Спасение личной верой
Священство всех верующих
Исключительный авторитет Библии
Слайд 53
![Отличие протестантизма от католицизма Отвергается целибат Упраздняются 5 таинств (остаются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-52.jpg)
Отличие протестантизма от католицизма
Отвергается целибат
Упраздняются 5 таинств (остаются крещение и евхаристия)
Отвергаются
молитвы за умерших
Отвергается поклонение Святым и праздники в их честь
Отвергается почитание мощей и икон
Храмы приобретают аскетичный вид (нет пышного убранства, алтаря, икон, статуй, колоколов)
Отрицаются монастыри и монашество
Богослужение упрощено и сведено к проповеди, пению псалмов и гимнов на родном языке
Библия – единственный источник вероучения
Изучение и толкование Библии – главная обязанность верующего
Равенство мирян и духовенства (выборность и отчетность духовенства
Слайд 54
![Главные направления протестантизма Лютеранство, Кальвинизм, Англиканская церковь – с 16](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-53.jpg)
Главные направления протестантизма
Лютеранство, Кальвинизм, Англиканская церковь – с 16 в.
Меннониты –
с 16 в.
Баптизм – с 17 в.
Квакеры – с 17 в.
Адвентисты – с 19 в.
Свидетели Иеговы – с 19 в.
Пятидесятники или Христиане евангельской веры – с нач. 20 в.
Слайд 55
![Православный храм Алтарь – в восточной части, вход – в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-54.jpg)
Православный храм
Алтарь – в восточной части, вход – в западной части
Внутреннее
пространство разделено на 3 части: 1. алтарь (с лат. Возвышенное место), 2. собственно церковь (где помещаются верующие во время богослужения), 3. притвор
Слайд 56
![Алтарь В центре – престол, обвитый несколькими покрывалами, верхнее их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-55.jpg)
Алтарь
В центре – престол, обвитый несколькими покрывалами, верхнее их которых –
Антиминс – с вышитым изображением Христа и вставленными мощами святого
Сверху – напрестольный крест и подставка с дарохранительницей
В северной части – жертвенник, где готовятся святые дары во время Литургии
В южной части – ризница.
Всегда горит свеча
Входить в алтарное пространство могут только священники и лица мужского пола во время крещения
Отделен иконостасом от пространства церви
Слайд 57
![Пространство церкви Солея – возвышенное пространство перед иконостасом (несколько возвышающих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-56.jpg)
Пространство церкви
Солея – возвышенное пространство перед иконостасом (несколько возвышающих предалтарную часть
ступеней)
В центре солеи – амвон – возвышение для священника
По бокам, перед боковыми воротами иконостаса – клиросы – места для певчих
Перед солеей – аналой – небольшой столик с иконой, изображающей святого или праздник в честь которой проводится служба
В центре иконостаса – Царские врата
Слайд 58
![Экуменизм С греч. – обитаемый мир, Вселенная Движение христианских церквей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92374/slide-57.jpg)
Экуменизм
С греч. – обитаемый мир, Вселенная
Движение христианских церквей за устранение разобщенности
между ними и сплочение христианских сил в международном масштабе
1910 г. – Всемирная миссионерская конференция в Лондоне и Эдинбурге
1948 г. – создание Всемирного совета церквей (г. Амстердам)