- Главная
- Без категории
- Исход евреев из Египта
Содержание
- 2. Блж. Августин: «Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал, что фараон собирается делать, так
- 3. Господь подтверждает Свои обетования Лопухин: «Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот
- 4. Моисей и Аарон совершают чудеса перед фараоном Лопухин: «Тебе не страшен фараон. Я определил дать тебе
- 5. Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21) Нашествие жаб (Исх. 8:6) Нашествие мошек (Исх. 8:17) Наказание песьими
- 6. Первая казнь – превращение воды в кровь Вода в Ниле приобрела кровавый оттенок и ядовитый вкус,
- 7. Вторая казнь – нашествие жаб Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие
- 8. Третья казнь – нашествие мошек Филон и Ориген полагали, что это были мошки и комары –
- 9. Четвертая казнь – наказание песьими мухами Лопухин: «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало
- 10. Пятая казнь – мор скота Моровая язва – удар по египетским богам. Бык и корова считались
- 11. Шестая казнь – язвы и нарывы Многие богословы считают, что это было нечто чёрной оспы. Эта
- 12. Был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с апельсин. Кроме того, этот град
- 13. Восьмая казнь – нашествие саранчи Данная казнь была в первую очередь направлена против богов земли, урожая
- 14. Девятая казнь - тьма Лопухин: «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра,
- 15. Десятая казнь – смерть первенцев египетских Казнь была направлена во-первых, на богов-защитников фараона (таких как бог
- 16. Установление праздника Пасхи Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец — Христа, Агнца Божия, берущего на
- 17. Устав празднования Пасхи Свт. Кирилл Александрийский: «Необрезанным называет всякого нечистого, а таково по естеству есть человечество.
- 18. Смерть всех первенцев египетских
- 19. Закон о первенцах израильских Прообразовательно этот закон указывал на Христа Спасителя как на «перворожденное Слово Отца
- 20. Выход евреев из Египта
- 21. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова
- 22. Риф у Нувейбы
- 23. Преследование израильтян фараоном Почему фараон не сразу бросился в погоню? Лопухин делает предположение о некоторой задержке
- 24. Преход через Красное море Святой апостол Павел переход через море называет прообразом нашего Крещения (1 Кор.
- 25. При своем Исходе из Египта израильтяне не пошли по прямому, но многолюдному и хорошо охраняемому торговому
- 26. Возможное место чудесного перехода
- 27. По объяснению Карла Дрюса, который возглавил исследование, описанное событие могло произойти в районе дельты Нила (ученые
- 28. Рон Уайетт обнаружил, что библейское описание этого исхода полностью совпадает с глубоким узким ущельем, называемым Вади
- 29. Обследовав дно Рон Уайетт нашел части колесниц, ныряя в воду на южном окончании пляжа в Нувейба.
- 30. Так же на этом побережье Рон Уайетт обнаружил колонну, лежащую неподалёку от воды. На противоположном побережье
- 31. Благодарственная песнь Моисея Судя по содержанию, песнь Моисея, отражавшая радость спасения народа, в известном нам виде
- 32. Ропот евреев, чудо в Мерре Свт. Кирилл Александрийский: «В Мерре Моисей услаждает воды деревом, явившимся прообразом
- 33. Чудо с перепелами, дарование манны небесной Манна, насыщавшая народ Израиля до самой земли Ханаанской, имела очень
- 34. Манна небесная Лопухин: «По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как иней, или желтовато-голубого цвета,
- 35. Тамарикс Тамариксовая манна - смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна ночью затвердевает и выпадает
- 36. Евреи в Рефидиме, чудесное дарование воды По повелению Божию Моисей изводит воду из скалы, прообразуя тем
- 37. Чудесная победа над амаликитянами Свт. Кирилл Александрийский: «Руки, вовсю длину распростертые в воздухе, ясно изображают внешний
- 38. Встреча Моисея с тестем Иофором в пустыне
- 40. Скачать презентацию
Блж. Августин: «Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал,
Блж. Августин: «Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал,
Прп. Ефрем: «Поелику сказал он: Кто сей Господь невидимый ему ни в каком образе; то нужно стало, чтобы Господь соделался видим ему в знамениях. И несомненно, что Фараон сим грубым вопросом: кто есть Господь? - привлек на себя последующие казни».
Свт. Феофан Затворник: «Когда Моисей и Аарон начеши ходатайствовать о народе перед фараоном, чтобы он отпустил его, он в ответ на это усилил работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: вы сделали нас ненавистными в глазах фараона (Исх. 5, 21). Точь-в-точь то же испытывает душа и кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтобы она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго греховного рабства, — радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха и наводит со всех сторон страхи — страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начав только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде (Ис. 5, 16). Бог сильнее врага.
Моисей и Аарон перед фараоном
Господь подтверждает Свои обетования
Лопухин: «Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся
Господь подтверждает Свои обетования
Лопухин: «Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся
Моисей и Аарон совершают чудеса перед фараоном
Лопухин: «Тебе не страшен фараон.
Моисей и Аарон совершают чудеса перед фараоном
Лопухин: «Тебе не страшен фараон.
Свт. Амвросий Медиоланский: «В Моисее дан образ будущего Учителя, который научит Закону, провозвестит благовестие, исполнит Завет Ветхий, Новый утвердит, даст народам пищу небесную. Моисей вышел за рамки достоинства человеческого с тем, чтобы было даровано ему имя бога... Ибо победитель всех страстей, не подвластный никаким приманкам века сего, тот, кто жизнь в теле проводил в чистоте небесного жительства - назван именем Бога, Которому он уподобился богатством совершенной добродетели».
Блж. Петр Хрисолог: «Вот почему, по их мнению, Моисей становится богом и повелевает всем стихиям участвовать в своих триумфах: приказывает морю отойти, волнам – зат-вердеть, глубине - иссохнуть, небу - дождить. Он дает пищу, ветрам повелевает рассы-пать мясо, светом солнечным просвещает ночь, солнце усмиряет покровом облака, пора-жает ударом скалу, чтобы из свежей раны источить потоки для жаждущих, он первым дает землям закон небесный, записывает правила жизни, устанавливает основы учения».
Блж. Августин: «фараон имел такое сердце, которое не склонилось к милосердию, несмотря на долготерпение Бога, но, наоборот, к нечестию, было его собственным пороком», ожесточение «произошло по Божественному определению, по которому такому сердцу готовилось не только не неправедное, но очевидно справедливое наказание, которым, боясь Бога, исправляются».
Сергей Худиев: «Ожесточение» здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фара-она (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах «я ожесточу сердце фараона».
Блж. Августин: «дозволено было совершить некоторые чудеса и волхвам фараона, то есть египетского царя, угнетавшего этот народ, чтобы тем чудеснее побеждены были они Моисеем! Они действовали при помощи волхований и чародейства, которым преданы злые ангелы, то есть демоны. Но Моисей с помощью ангелов легко превзошел их, будучи настолько же могущественнее их, насколько и праведнее во имя Господа, сотворившего небо и землю».
Иудейская традиция, сохранившаяся и в некоторых святоотеческих истолкованиях, видит в фараоне младшего сводного брата Моисея — сына воспитавшей его царевны. При этом ожесточение фараона, часто приносящее вред стране, как ему о том говорили царедворцы, приписывается вражде фараона со своим старшим совоспитанником. Этим же объясняют и возможность доступа Моисея к «сыну Ра», непонятную при обычном ходе событий.
Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)
Нашествие жаб (Исх. 8:6)
Нашествие
Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)
Нашествие жаб (Исх. 8:6)
Нашествие
Наказание песьими мухами (Исх. 8:24)
Мор скота (Исх. 9:6)
Язвы и нарывы (Исх. 9:10)
Гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24)
Нашествие саранчи (Исх. 10:13-15)
Тьма (Исх. 10:22)
Смерть первенцев (Исх. 12:29).
Десять казней египетских
Каждая из десяти казней становится посрамлением какого-нибудь из египетских божеств, считавшегося покровителем данной стихии. Последняя обрушилась и на «сына Ра» — фараона. Подобное посрамление богов Египта должно было привести к тому, что узнают египтяне, что Я Господь (Исх. 7, 5).
Казни расположены согласно четкой схеме — три триады казней и последняя, погубление первенцев, являющаяся кульминацией всего повествования. В каждой триаде казней первым двум предшествуют предостережения, третья же наступает без предупреждения.
Первая казнь – превращение воды в кровь
Вода в Ниле приобрела кровавый
Первая казнь – превращение воды в кровь
Вода в Ниле приобрела кровавый
Против чего была направлена эта казнь? Река Нил считалась одним из божеств Египта, которому Египет был обязан своим появлением на свет, своим существованием и процветанием. Другое божество Нила – Хнум (который почитался египтянами как бог-творец, создавший человека на гончарном круге) также считался хранителем истоков Нила и изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами. Другое божество – Себек – в египетской мифологии считалось богом воды и разлива Нила, изображавшийся в виде человека-крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне поклонялись и некоторым особям рыб, которые водились в этой реке.
Лопухин: «Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским».
Лопухин: «Вода, преложенная в кровь, — говорит блаженный Феодорит, — обвиняла египтян в совершенном ими детоубийстве». «Моисей, — замечает Ефрем Сирин, — ударил по воде речной, и воды преложились в кровь». Еще яснее высказывает мысль о субстанциальном преложении воды в кровь Кирилл Александрийский. «Можно ли понять, — спрашивает он, — как вода была превращена в существо крови?».
Попытка естественно-научного объяснения: это размножение синезелёных водорослей - цианобактерий, которые бурно размножаются в тёплой малотекучей воде. Нил таким мог таким стать во время засухи и песчаных бурь. Один из видов цианобактерий - "красная" ("виннокрававая"), которая при умирании окрашивает воду в красный цвет. Сейчас такое явление можно увидеть у Флориды, которые создают "красный прилив". Она ядовита и быстро уничтожает экосистему воды и снижает уровень кислорода в воде, из-за чего всё в воде гибнет и она становится непригодной для питья.
Вторая казнь – нашествие жаб
Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от
Вторая казнь – нашествие жаб
Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от
Казнь направлена против божеств – Хук (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", то есть Воздух), которые имели облик людей с головами лягушек.
Блж. Августин: «Бог мог смирить народ фараона медведями, львами и змеями, но Он наслал на них мошек и жаб, чтобы ничтожнейшими вещами укротить гордость».
Лопухин: «Обычное как для Египта, так и для других местностей появление жаб в настоящем случае носит черты явления чудесного сверхъестественного: 1) громадное количество жаб появилось совершенно в необычное для Египта время, притом внезапно, по одному мановению жезла Моисеева; 2) вопреки своим привычкам и естественному образу жизни, жабы устремились в дома, на людей, на домашнюю утварь, проникали на постели, в печи и даже в квашни; безвредные сами по себе, сделались по воле Божией орудием наказания для Его врагов; 3) так же мгновенно погибли, исчезли, как мгновенно появились».
Попытка естественно-научного объяснения: Стресс на малое количество кислорода в Ниле у головастиков вызывает ответную реакцию и щитовидная железа вырабатывает большое количество гормонов роста и головастики превращаются в жаб в два раза быстрей (доказано опытами современных учёных). Отсюда и нашествие. Такое могли видеть и современные люди. Огромное количество жаб ведёт к тому, что им не хватает еды и они гибнут.
Третья казнь – нашествие мошек
Филон и Ориген полагали, что это были
Третья казнь – нашествие мошек
Филон и Ориген полагали, что это были
Попытка естественно-научного объяснения: В результате вымирания жаб и еще раньше рыб в реке, у насекомых (мошек, мух, москитов) резко уменьшились естественные враги и они начинают усиленно размножаться.
Казнь направлена на посрамление покровителя египетской земли бога-демиурга Птаха. Посрамлены и жрецы, не смогшие воспроизвести это чудо и поэтому признавшие силу Божию.
Четвертая казнь – наказание песьими мухами
Лопухин: «По словам Филона, насекомое, послужившее
Четвертая казнь – наказание песьими мухами
Лопухин: «По словам Филона, насекомое, послужившее
Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных. Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян.
Свт. Исидор Севильский: «Муха - очень назойливое и беспокойное животное, под которым подразумеваются не что иное, как назойливые заботы плотских желаний. Итак, Египет поражается мухами, ибо сердца тех, кто любит этот век, поражаются своими беспокойными желаниями».
Пятая казнь – мор скота
Моровая язва – удар по египетским богам.
Пятая казнь – мор скота
Моровая язва – удар по египетским богам.
Попытка естественно-научного объяснения: Мошки, мухи и москиты разнощики болезней и огромное их количество привело к эпидемии и смерти скота.
Шестая казнь – язвы и нарывы
Многие богословы считают, что это
Шестая казнь – язвы и нарывы
Многие богословы считают, что это
Казнь направлена на посрамление богов Сехмет — владычицу болезней, Сунна — владыку эпидемий и Исиду — владычицу исцелений.
Попытка естественно-научного объяснения: Мошки, мухи и москиты разнощики болезней и огромное их количество привело к эпидемии и смерти скота, которая перешла и на людей.
Был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с
Был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с
Седьмая казнь - гром, молнии и огненный град
Те из египтян, «которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (ст. 20), и таким образом, спасли и своих рабов и скот от гибели. Тем самым, Господь Бог продемонстрировал фараону и всему Египту, что послушных Богу ожидает жизнь, а противящихся Богу – смерть.
Данная казнь была направлена против богов неба, воздуха, дождя и плодородия, которым фанатически поклонялись египтяне во главе с фараоном, и которые были не в состоянии защитить свой народ от этой казни.
Попытка естественно-научного объяснения: Ученые предполагают, что это извержения вулкана Терра (огонь разливался по земле) в Средиземном море, когда огромное облако пыли понесло в сторону Египта. Вода соединяясь с частичками вулканической пыли превращались в градины и падали на землю. На Санторине были обнаружены ветви оливкового дерева засыпанное пеплом Терры, которая была обнаружена и исследована. Углеродный анализ дал время извержения Терры - 1630-1600 до Р.Х.
Восьмая казнь – нашествие саранчи
Данная казнь была в первую очередь
Восьмая казнь – нашествие саранчи
Данная казнь была в первую очередь
Попытка естественно-научного объяснения: Саранча любит влажную атмосферу, чтоб отлаживать яйца. И она следует туда, где прошёл дождь, т.е. будет растительность для молодого поколения. Т.е. после прохождения дождя с градом туда пришла саранча и доедала уцелевшие после града посевы.
Девятая казнь - тьма
Лопухин: «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством
Девятая казнь - тьма
Лопухин: «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством
Помимо верховного бога Ра, были посрамлены и другие боги солнца и света, такие как: Атон – бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Гор (Хор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. Он изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями. Атум – бог вечернего заходящего солнца. Xепри – бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра – дневного и Атума – вечернего). Мневис – божество в виде черного быка – почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами.
Попытка естественно-научного объяснения: Вулканическая пыль и пепел закрыли Солнце на три дня. Это доказали раскопки Манфредом Битеком в Аварисе (Египет). Он обнарул камни из застывшей лавы, похожие на пензу. Ученный Макс Бихлер доказал, что эти камни из вулкана Терра на Санторине.
Десятая казнь – смерть первенцев египетских
Казнь была направлена во-первых, на богов-защитников
Десятая казнь – смерть первенцев египетских
Казнь была направлена во-первых, на богов-защитников
Несостоятельность фараона защитить свой народ и свою собственную семью от смерти первенца опровергла претензии фараона на звание бога. Так же десятая казнь, по мнению многих богословов, является местью Господа Бога за всех израильских младенцев, убиенных в Египте.
Лопухин: «В то время как в земле Египетской раздастся вопль, среди израильтян будет наблюдаться полное спокойствие, никто и ничто не потревожит даже сторожевых собак».
Установление праздника Пасхи
Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец — Христа,
Установление праздника Пасхи
Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец — Христа,
Пасха (др.-евр.: пе'сах — «Он миновал, пропустил, переступил»). Приносимый в жертву агнец символизировал выкуп за еврейских первенцев, опресноки — быстрый выход из Египта, горькие травы — четырехвековое рабство.
По мысли преподобного Ефрема Сирина, повеление о взятии агнца от стада в десятый день первого месяца прообразует зачатие Спасителя, происшедшее, по его мнению, именно в этот день, нахождение же три дня отдельно от стада — трехдневное пребывание Христа в темнице до дня распятия
Свт. Григорий Богослов: «Ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания ( Евр. 4, 15)... Избирается же не от агнец только, но и из худшей природы, от козлищ, потому что закалается не за праведников только, но и за грешных».
Свт. Иаков Низибийский: «Животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетний, непорочный и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в Своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем (Ис. 53, 9)... Он называется единолетним Агнцем потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу (Мф. 18, 3; Ис. 65,20)».
Свт. Кирилл Александрийский: «Закон Моисеев предписал заклать агнца к вечеру четырнадцатого дня первого месяца для того, чтобы выражением вечером указать на то, что заклание Спасителя будет в конце века» «закалается всем обществом, ибо Он (Христос) умер за всех, чтобы они, приводя агнца на заклание ради своего спасения, знали, что они куплены ценою».
Свт. Кирилл Александрийский: «Что кропление крови пасхального агнца спасает помазанных, — это Он показал, повелев помазать кровию входы домов, разумею, косяки и пороги дверей, ибо Христово таинство как бы заграждает и делает неприступным для смерти вход... Говорится, что мясо агнца должно съесть в одну ночь, ибо поистине одно есть время спасательного страдания и однажды умерший Христос уже не умирает (Рим. 6,9)... Печение агнца указывает на совершение Еммануила чрез страдания: Ибо надлежало, сказано, Вождя спасения нашего совершить через страдания (Евр. 2,10)».
Свт. Иоанн Златоуст: «Иудейская пасха есть образ, а христианская — истина... Та избавляла о телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная; та избавляла некогда от Египта, эта освободила от идолослужения; та погубила фараона, эта — диавола; после той — Палестина, после этой — небо».
Прп. Исидор Пелусиот: «Евреи ели мясо агнца, печеное огнем, прообразовательно представляя таким вкушением великое таинство Божественного домостроительства и предварительно познавая Тело Агнца, Который неизреченно соединил в Себе огнь Божественной сущности с плотью, ныне нами вкушаемою и дарующею нам оставление грехов».
Устав празднования Пасхи
Свт. Кирилл Александрийский: «Необрезанным называет всякого нечистого, а таково
Устав празднования Пасхи
Свт. Кирилл Александрийский: «Необрезанным называет всякого нечистого, а таково
Смерть всех первенцев египетских
Смерть всех первенцев египетских
Закон о первенцах израильских
Прообразовательно этот закон указывал на Христа Спасителя как
Закон о первенцах израильских
Прообразовательно этот закон указывал на Христа Спасителя как
Свт. Иоанн Златоуст: «Это слово, и весь закон, и причина закона — все полагалось ради Имевшего разверзати ложесна, ибо все первородные существа из животных и людей никогда не разверзали ложесн, но были только первородными; один только рожденный Девою Христос разверз ложесна».
Выход евреев из Египта
Выход евреев из Египта
«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской,
«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской,
стела Мернептаха была открыта Ф. Петри в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами 13 века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов: «Враги повергнуты и просят пощады, Ливия опустошена, Хатта присмирела, Ханаан пленен со всем своим злом, Захвачен Аскалон, Гезер полонен, Племя Израиля обезлюдело, Семени его больше не стало...».
Дата исхода евреев из Египта
Не исключено, что гимн содержит отголосок событий исхода. Речь в нем идет не о городе или местности, а именно о народе (племени). Возможно, что израильтяне воспользовались неурядицами, вызванными восстанием покоренных народов, и покинули Египет. Свою неудачу в преследовании фараон изобразил как победу.
Риф у Нувейбы
Риф у Нувейбы
Преследование израильтян фараоном
Почему фараон не сразу бросился в погоню? Лопухин делает
Преследование израильтян фараоном
Почему фараон не сразу бросился в погоню? Лопухин делает
Движение израильтян происходило в виду египетских крепостей. Самое главное, что через три дня жертвы Богу приносить не стали, хотя просились уйти только на три дня. Именно поэтому становится очевидным, что израильский народ действительно бежал. И как только это становится очевидным, тут же снаряжается погоня.
Преход через Красное море
Святой апостол Павел переход через море называет прообразом
Преход через Красное море
Святой апостол Павел переход через море называет прообразом
«Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающая». «Стопами невлажными Израиль прохождаше, сечением вод проявляше Крест, входом — погребение, исходом — честное и Божественное Воскресение, поя в похвалении Избавителю победну».
Еще одно понимание чудесного перехода через море — прообраз безмужного рождения Христа от Девы: «В Чермнем мори, неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды: зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нётленна, Сый, и прежде сый, явлейся яко Человек, Боже, помилуй нас» (Догматик 5 гласа).
При своем Исходе из Египта израильтяне не пошли по прямому, но
При своем Исходе из Египта израильтяне не пошли по прямому, но
Еврейское Yam Suph следует переводить как «Тростниковое», но не как «Красное» море.
Путь, которым израильтяне шли через Синай, не вполне ясен, тем более, что у ученых нет единства и в вопросе о том, где именно находится гора Синай.
Обычно считают, что ее следует искать среди сложенных из гранита гор на юге Синайского полуострова. Многие ученые считают, что гора Синай должна находиться в древней земле Мадиамской, к юго-востоку от аравийской Идумеи («Агарь означает гору Синай в Аравии» (Гал. 4, 25)).
Маршрут Исхода
Возможное место чудесного перехода
Возможное место чудесного перехода
По объяснению Карла Дрюса, который возглавил исследование, описанное событие могло произойти
По объяснению Карла Дрюса, который возглавил исследование, описанное событие могло произойти
Рон Уайетт обнаружил, что библейское описание этого исхода полностью совпадает с
Рон Уайетт обнаружил, что библейское описание этого исхода полностью совпадает с
Путь к северу израильтянам преграждала египетская военная крепость. Израильтяне не могли повернуть назад, так как их преследовало египетское войско. Оказались запертыми.
На протяжении всего Акабского залива глубина воды достигает до 1500 м, а крутой спуск у берегов Египта под водой составляет 45°. Только в одном месте, на берегу Нувейба, подводная "тропа" спускается с постепенным наклоном в 6° на глубину только 100 метров. Расстояние от Нувейба до Саудовской Аравии около 8 миль (~12.8 км). А ширина подводного моста, по различным оценкам составляет 900 метров.
Обследовав дно Рон Уайетт нашел части колесниц, ныряя в воду на
Обследовав дно Рон Уайетт нашел части колесниц, ныряя в воду на
Так же на этом побережье Рон Уайетт обнаружил колонну, лежащую неподалёку
Так же на этом побережье Рон Уайетт обнаружил колонну, лежащую неподалёку
Благодарственная песнь Моисея
Судя по содержанию, песнь Моисея, отражавшая радость спасения народа,
Благодарственная песнь Моисея
Судя по содержанию, песнь Моисея, отражавшая радость спасения народа,
Ропот евреев, чудо в Мерре
Свт. Кирилл Александрийский: «В Мерре Моисей услаждает
Ропот евреев, чудо в Мерре
Свт. Кирилл Александрийский: «В Мерре Моисей услаждает
Свт. Григорий Нисский: «Двенадцать источников — двенадцать апостолов, а семидесятью финиковыми деревами пусть будут, кроме двенадцати учеников, для целой вселенной поставленные апостолы, которых столько же было числом, сколько, по сказанию истории, и финиковых деревьев».
Тертуллиан: «Древом Моисеевым вода исцеляется от порока горечи и возвращается к достоинству сладости. Древом тем был Христос, истоки прежнего естества, отравленного и горького, Сам Собою исцеляющий и превращающий в полезнейшую воду, а именно в воду крещения».
Прп. Ефрем Сирин: "Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов". "Слыша о древе Мерры, - говорит свт. Григорий Нисский, - конечно, будешь разуметь Крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемся надеждою будущего».
Чудо с перепелами, дарование манны небесной
Манна, насыщавшая народ Израиля до самой
Чудо с перепелами, дарование манны небесной
Манна, насыщавшая народ Израиля до самой
Сосуд (стамна), в котором манна хранилась в скинии завета (Исх. 16,34), прообразовал Матерь Божию, в Которой образовались Тело и Кровь Христовы. Свт. Григорий Нисский: «ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывается исполненною сей Божественной пищи».
Манна небесная
Лопухин: «По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как
Манна небесная
Лопухин: «По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как
Тамарикс
Тамариксовая манна - смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна
Тамарикс
Тамариксовая манна - смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна
Во-первых, Божественная манна портится, если ее собирают в количествах, превышающих потребность. Во-вторых, она выделялась в течение всего года, а не только три месяца. 40 лет они ели манну в пустыне. В-третьих, был момент, который никак не объяснишь "природными условиями": в пятницу манна выпадала в двойном количестве, а в субботу не выпадала совсем.
Евреи в Рефидиме, чудесное дарование воды
По повелению Божию Моисей изводит воду
Евреи в Рефидиме, чудесное дарование воды
По повелению Божию Моисей изводит воду
Чудесная победа над амаликитянами
Свт. Кирилл Александрийский: «Руки, вовсю длину распростертые в
Чудесная победа над амаликитянами
Свт. Кирилл Александрийский: «Руки, вовсю длину распростертые в
То, что Иисус Навин побеждает Амалика при помощи мужей сильных и таким образом освобождает израильский народ от врага, знаменовало собою то, что Иисус Христос был «Спасителем и Искупителем всего народа. Ибо, избравши из всего народа израильского и всех язычников мужей сильных, то есть святых апостолов... Он противостоял вместе с ними князю века сего (Ин. 12, 31)».
Встреча Моисея с тестем Иофором в пустыне
Встреча Моисея с тестем Иофором в пустыне