Исторические исследования общественного сознания и культуры. (Лекция 4) презентация

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

■ История ментальностей разнообразна и с трудом поддается типологизации.
■ Сложно в ней

выделить однозначно и линии преемственностиот одних ученых к другим.

■ Представляет собой «звездный час» третьего поколения «Анналов»
■ Вероятно, самый мощный источник обновления исторической науки в России с 1990-х гг.

Слайд 3

Само понятие происходит от латинского «mentalis» - умственный, от которого и понятие «mentalité»

- умонастроение, склад ума.

Слайд 4

Пять типов истории ментальностей
(классификация Р. Агирре-Рохаса)

Модель автономной, и почти идеалистической истории ментальностей

(Филипп Арьес).
Модель археологии и генеалогии дискурсивных структур и оснований (Мишель Фуко).
«Позитивистская», или чисто описательная модель, более характерная для испанской историографии.
Социологическая, или социо-экономическая («марксизирующая») модель истории ментальностей, помещающая культурное в более широкий социальный контекст (Жорж Дюби).
Сериальная модель ментальностей, «третий уровень» количественной истории, начатой Лабруссом (Мишель Вовель).

Слайд 5

ШИРОКИЙ СПЕКТР ИССЛЕДОВАНИЙ

Возможности квантификации («чердак дома истории, сериальная история)
Воображаемое как отражение социальных условий

реального мира
Ментальности как независимые универсумы: большие длительности воображаемого

Слайд 6

МЕНТАЛЬНОСТИ КАК ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО

В дискурсе историков 1970-х «ментальное», подобно «социальному» в 1920-х гг.,

стало играть роль связующего общественного эфира:

Историков-марксистов освобождало от жестких рамок концепции исторического материализма.

Для других историков «ментальности» являлись новым способом разрабатывать исторические структуры.

Иные стремились через ментальности исторически изучать бессознательное человеческой психики в русле психоанализа.

Бессознательные, сознательные и индивидуальные вариации коллективной психологии – три уровня истории ментальностей
(П. Берк)

Слайд 7

Альфонс Дюпрон (1905-1990) «Лабрусс культурной истории»

Изучал историю «эмоциональных метаморфоз».
Диссертация «Миф крестовых походов»

(1956).
Создал идеальный образ крестовых походов.

Описал трансформации сакральных представлений и проявлений священного,
которые привели к рождению мифа борьбы за «Господень Гроб».

Слайд 8

Филипп Арьес 1914-1984 «Историк по воскресеньям» «Родоначальник жанра»

«История французского населения» Основная идея: развитие навыка контрацепции вызвало

у французов настоящую ментальную революцию, которая выразилась в новых напряженных поисках смысла жизни.

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»
Понимание детства как особого возраста, отличного от возраста взрослых, является относительно новым (с XVIII в.) изобретением.

Слайд 9

«Человек перед лицом смерти»

1) Смерть в Античности и на заре Средневековья: закономерный

этап коллективной судьбы.
2) «Прирученная смерть», «смерть себя» среднего и позднего Средневековья: закономерный финал биографии:
ни страха, ни слез.
3) «Смерь долгая и близкая», характерная для Нового времени: дикость и неотвратимая угроза.
4) «Смерть тебя» XIX – начала ХХ вв.: трагическая потеря в культуре, ориентированной на семейные ценности.
5) «Перевернутая смерть» второй половины ХХ в.: возмутительное социальное «табу».

Слайд 10

ЖОРЖ ДЮБИ 1919-1996

История ментальности как историческая псиъхология (1961).
Разделяет базовые установления марксизма: как поведение

и чувства средневековых людей соотносятся с категориями феодализма, совмещают в себе материальные и духовные потребности общества

Книги:
«Бувинское воскресение»
«Рыцарь, женщина и священник»
«Три сословия или воображаемое феодализма»:
Orаtores, Bellatores, laboratores – легитимная модель управления при феодализме.

Слайд 11

Робер Мандру 1921-1984

Стремился ввести психологическое измерение истории в перспективу «долгого времени» и соединить ментальные

процессы со структурами большей длительности (1968).
Выступал против использования психоанализа в истории.
«Тотальная история» ментальностей

Диссертация «Магистраты и колдуны во Франции в XVII в.»:
изменение судебных практик в отношении феномена волшебства, разрушение традиции преследования ведьм.
«Введение в современную Францию: 1500-1640 гг. Эссе психологической истории»: новаторская работа (1961).

Слайд 12

Жак Ле Гофф 1924-2014

Самый известный французский историк в нашей стране.
Манифест истории ментальностей в сборнике

“Faire de l’histoire” (1974)

«Цивилизация средневекового Запада»
Концепция долгого Средневековья, которое начинается еще в Античности и длится отдельными пережитками до 18 века.
«Святой Людовик» – опыт исторической биографии

Слайд 13

Ментальности – это «уровень повседневного и автоматического», внеперсонального и ускользающего от понимания отдельных

людей, «то, чем являются Цезарь и последний солдат его легионов, Святой Людовик и крестьянин его вотчины, Христофор Колумб и моряк с его каравеллы вместе».

Слайд 14

И снова Филипп Арьес

Сборник-манифест
«Новая история» (1978)
Арьес связывал успех истории ментальностей с упадком идеологии

прогресса, завещанной эпохой Просвещения, с сомнениями в благотворности научно-технической революции.
Ментальность выражает возможность понять «дороги перехода к современности».

Для него были важнее региональные, различия.
Приветствовал психоанализ, но не как фрейдизм, а как глубинную потребность современных людей «извлечь на поверхность сознания чувства, прежде спрятанные в глубокой коллективной памяти».

Слайд 15

Мишель Вовель род. в 1933

Лучший фокус для изучения человеческого сознания это средоточие связей синхронического

и диахронического внутри эпох социального кризиса.
Системы репрезентаций сами могут выступать фактором инноваций, и потому необходимо «говорить о реальной креативности этого воображаемого»

«Барочное благочестие и дехристианизация в Провансе в 18 веке».
Как менялись погребальные ритуалы и отношение к смерти?
Три этапа исследования:
Изучение «ожидаемой смерти», «пережитой смерти» и «дискурса о смерти»
с учетом социально-экономических и демографических факторов.

Слайд 16

КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС 1908-2009

Легендарный этнолог/
антрополог,
Теоретик структурализма в общественных науках

В основе всех культурных практик человечества лежат

общие повторяющиеся схемы — структуры, чтобы понять отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе.

Слайд 17

ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В 1970-х гг., параллельно развитию истории ментальностей, утверждался жанр исторической антропологии, основанный

на изучении общественных структур.
Ряд исторических исследований, вдохновленных антропологией К. Леви-Стросса и семантикой А. Греймаса, относятся к структурной антропологии (исследование мифов как базовых структур общественного сознания).
Школа исторической антропологии античности (Ж.-П. Вернан, П.Видаль-Наке, М. Детьен).

Слайд 18

Эммануэль Ле Руа Ладюри род. в 1929

Второе направление исторической структурной антропологии – исследование ритуалов -_античных

праздников, христианских процессий, политических
манифестаций.

«Карнавал в Романе»
«Монтайю – окситанская деревня» - подлинный шедевр исторической антропологии.
Источник - это материалы допросов церковной инквизиции, расследующей дело о распространении катарской ереси в регионе.

Слайд 19

Важным направлением структурной антропологии в истории стал анализ исторических текстов: герменевтика Другого.

Мишель де

Серто (1925-1986) «Написание истории», пятая глава «Этнография. Словесность, или пространство Другого: Лери» повествовала о человеке, рассказавшем о своем путешествии в Бразилию и обратно.

Слайд 20

Но: грань между исторической антропологией и историей ментальности условная.

В 1975 г. Жак Ле

Гофф переименовал свой курс «Истории и социологии средневекового Запада» в «Историческую антропологию средневекового мира».

Слайд 21

Этнологизация редакционной политики «Анналов»

Темы номеров
Биологическая история и общество», «История и структура», «Семья и

общество», «История и сексуальность», «За антропологическую историю», «История потребления», «Вокруг смерти»,

«Антропология Франции», «История и антропология андских сообществ», «Исследования об исламе. История и антропология»

Слайд 22

Первые сомнения…

1) внимание, уделяемое по преимуществу стабильным, «структурным» феноменам, при котором факторы динамики

в истории игнорируются;

2) сомнителен способ обоснования групповой репрезентации в виде ссылки на чью-то единичную ментальность, «доказательство через удачный пример», тем более - литературный;

3) Слишком много обобщений и сравнений в отношении различных систем верований, вне всякой заботы о формировании корректных и исторически достоверных критериев.

Слайд 23

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ле Руа Ладюри Э.  
Монтайю, окситанская деревня (1294—1324) / Пер. с фр. В.А.

Бабинцева и Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2001. — 544 с. 

Дартон Р.
Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – Пер. с англ. Кулланда С., Добровицкая Т. – М.: НЛО, 2002. 383 с.

Слайд 24

Американская психоистория

«Победный марш фрейдизма в США» (Х. Шульце).

В формировании психоисторических концепций приняли участие

и сами основоположники фрейдизма.

“Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США. Психологический портрет». (ЗЗЗ. Фрейд, У. Буллит)

Слайд 25

Фрейдизм

Слайд 26

Эрик Эриксон – основоположник психоистории 1902-1994

Определял психоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные

методы психоанализа и истории.
Адаптировал и развил теорию Фрейда об этапах взросления личности.

“Детство и общество” (1950) “Молодой Лютер” (1958),
“Вера Ганди” (1969), “Инсайт и ответственность” (1969)

Слайд 27

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПСИХОИСТОРИИ

Биографии известных личностей,
История революций
Феномен фашизма
Личность и общество
История детства

Слайд 28

Ллойд Демоз род. в 1931

Основной теоретик современной психоистории.
Псиъхоистория как наука об “исторической мотивации”, которая

основана на “антихолистической философии методологического индивидуализма” и ставит перед собой цель объяснения действий “индивидов в исторических группах”.

Книги
“Психоистория и психотерапия”, “Эволюция детства”, “Формирование американской личности”, “Новая наука”

Слайд 29

Ориентиры работы
психоисторика:
1. Исторические документы.
2. Опыт «клинической практики».
3. “Собственный эмоциональный

опыт”.
ЦЕЛЬ:
“Поиск причины мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктурирования в группе взрослых”.

Слайд 30

Пример: изучение истории революций

В. Блэнчард: влияние на ход революции идей Ж.-Ж. Руссо

следует объяснять его детскими годами, когда у будущего философа якобы сформировался садо-мазохистский комплекс, взаимная “амбивалентность чувств отца и сына”.
Детские комплексы привели к формированию идей о необходимости изменения существующего порядка. Это объясняется желанием добиться справедливости лишь для себя через проекции своих детских переживаний на угнетаемые классы.
Другие психоисторики находят в Руссо черты параноидальной личности.

Слайд 31

Американскую революцию и войну за независимость Л.Демоз трактует как историческое событие, способное показать

роль основного психогенетического закона: «история является “последним пристанищем, куда мы загоняем свои детские травмы”

Ранним сиротством нескольких поколений семьи в американской психоистории объясняется тяга Джорджа Вашингтона к независимости не только для себя, но и политической независимости для колоний от Англии.

Слайд 32

Психоисторическая концепция
Американской революции

1) зависимость колоний от Англии рассматривалась колонистами как семейная

зависимость детей от родителей;
2) верность Лондону часто рассматривалась как послушание перед родителями;
3)3образы колоний и метрополии менялись;
4) образ колоний как ребенка трансформировался в образ колонии-юноши(конфликт отца с сыном);
5) колонии борются за автономию от Лондона;
6) не все колонисты были в состоянии разорвать психологическую зависимость от Англии и остались к ней лояльными;
7) англичане же смотрели на свою страну как на мать, а на колонистов как на братьев, и были шокированы их поведением.

Слайд 33

Психоистория пересматривает и особенности хода исторического процесса в целом.

Демоз: главная причина всех исторических

изменений – психогенез и смена стилей воспитания детей.

Демоз пересматривает категории социальной стратификации и представляет ее как “разделение больших групп на малые группы представителей”.
Эти группы выполняют определенные роли в «групповой фантазии общества».

Имя файла: Исторические-исследования-общественного-сознания-и-культуры.-(Лекция-4).pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 0