История этики презентация

Содержание

Слайд 2

Античная этика

Сократ (470-399)
Путь добродетели – познание самого себя
Познание добродетелей есть обладание этой добродетелью
Добродетель

есть знание
Самосовершенствование важнее всякой заботы о внешних благах
Главные добродетели: благочестие (должное отношение к богам), справедливость ( как относиться к людям в полисе), мужество (умение противостоять страху), рассудительность (господство над страстями), мудрость (знание самого себя до оснований добра/зла)

Слайд 3

Сократ

Слайд 4

Аристотель (384-322) «Никомахова этика», «Эвдемова этика»

Отношение между счастьем и добродетелью (эвдемонизм)
Счастье складывается из внутренних

и внешних факторов
Главное для счастья – сочетание личных и общественных интересов
Через усердие и учение счастье принадлежит всем, кто не безнадежен для добродетели

Слайд 5

Аристотель

Слайд 6

Стоицизм (1 в. н.э.)

Нельзя сбросить бремя, возложенное судьбой
Важны не жизненные трагедии, а отношения

к ним
Зло – все то, что исходит от человека, но не то, что обрушивается извне
Внутренняя свобода – согласование собственных устремлений с тем, что желает судьба
Мораль – следование долгу

Слайд 7

Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Слайд 8

Этика Средневековья

Учение о добродетелях и пороках
7 смертным грехам соответствовали 7 добродетелей: гордыня –

смирение, алчность-щедрость, похоть-целомудрие, зависть-довольствование, чревоугодие-воздержание, гнев-спокойствие, уныние-надежда. В ХХ1 в. К семи грехам в католицизме прибавились еще наркомания, чрезмерное богатство, загрязнение окружающей среды, ложь
Высшие добродетели – вера, надежда, любовь

Слайд 9

Учение о добродетели связано с порядком в любви. Виды любви

Любовь – (филеа) дружба
Любовь

– эрос, стихия, страсть
Любовь-мания (ненависть)
Любовь - прагма
Любовь - лудус (игра)
Любовь - агапэ (прообразом выступает материнская любовь)
Любовь - каритас (милосердие), любовь к Богу

Слайд 10

Для средневековой этики характерно:

Психологизация (определение глубины и искренности веры)
Таинство покаяния требовало самоанализа
Высшей нравственной

ценностью становится искренность и соответствующая ей совесть
Придается значение любви, поэтому этика наполняется интимным лексиконом «любовь», «сердце»
Средневековые добродетели вслед за античными: справедливость, умеренность, мужество

Слайд 11

Теории морали в эпоху Возрождения

Реабилитация земных радостей (гедонизм, сибаритство)
Самоценность индивидуального бытия (Лоренцо Валла)
Обращение

к человеку с его пороками и слабостями «Похвала глупости» Э. Роттердамского, который
признал человеческие пороки и глупость неотъемлемой частью его индивидуальности

Слайд 12

Ф.Рабле (1494-1553)

Слайд 13

Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Слайд 14

Л. Валла (1407-1457)

Слайд 15

Э. Роттердамский (1469-1536)

Слайд 16

Этические учения Нового времени (ХУ11-ХУ111 вв.)

Эмпирико-сенсуалистическая этика (Т.Гоббс, Д. Юм). Правила и принципы

поведения, понятия о смысле жизни и идеале раскрываются в опыте повседневной жизни
С эмпирико-сенсуалистической этикой связана либеральная идеология (Англия, Голландия)
в основе либерализма лежит принцип сомнения (люди могут ошибаться в своих взглядах), этический индивидуализм, связанный с единым порядком в обществе

Слайд 17

Д.Юм (1711-1776)

Слайд 18

Этика И. Канта (1724 -1804)

Слайд 19

Этика Канта (основные положения)

Абсолютизация морали (весь мир имеет нравственный характер)
Автономность моральной воли, т.е.

ее независимость от внешних факторов
Чистота моральной мотивации
Нравственные обязанности по отношению к себе – долг человека заботиться о сохранении своей жизни, достоинства и здоровья
Нравственные обязанности по отношению к другим – помогать другим, не надеясь получить за это какое- либо вознаграждение
Этика Канта базируется на признании постулатов Бога, бессмертия души и свободы
У Канта – моральная религия: соблюдение всех человеческих обязанностей как божественных заповедей (деонтология)
Секуляризация христианства (трансформация «скорбящего сознания» в признание нравственного значения жизнерадостности

Слайд 20

Этика Л. Фейербаха (1804-1872)

Слайд 21

Основные положения этики Л.Фейербаха

Превращение религии в этику
Человек как природное существо стремится к счастью

(эвдемонизм)
Против основной идеи буддизма: жизнь есть страдание
Страдание выступает препятствием счастью
Сочетание эвдемонизма с понятиями долга и совести
Придерживался позиции «разумного эгоизма»
Первым связал моральную мотивацию с эмоциями внеморального характера

Слайд 22

Этика утилитаризма И. Бентама (1748-1832)

Слайд 23

Этика утилитаризма (основные положения)

Этика рыночной экономики
Наибольшее счастье для наибольшего числа людей (трудясь для

себя, я тружусь для общества)
Содействуя своему счастью, увеличивай счастье других людей (благотворительность)
Идентификация добра с удовольствием, пользой, а страдания со злом
Квантификация удовольствий/страданий
Утилитарная автономия (разрешено все, что не запрещено законом)
Отрицание мучительных жертв (аскетизм)
Способность переводить кажущие неразрешимые проблемы в разрешимые эмпирически

Слайд 24

Современная этика. Теория справедливости Дж.Ролза (1921-2002)

Слайд 25

Основные положения теории справедливости Дж. Ролза

Приоритет долга как категории (деонтологическая этика)
Справедливость соотносится с

честностью
Для реализации справедливости должно быть справедливое общество
Соединение двух традиций: либерализма и коммьюнитаризма

Слайд 26

Этика дискурса Ю. Хабермаса (1929 -

Слайд 27

Основные положения этики дискурса

В современных условиях возможна глобальная этика
Необходимо осуществление процедуры поиска общего

согласия
Основой общения (коммуникативного действия) выступают моральные законы

Слайд 28

Выводы

Развитие этических учений показывает движение этики к развертыванию гуманизма (каким должно быть общество),

преодолению многих негуманных сторон человеческого бытия, обозначается значимость коммьюнитаристских ценностей (солидарность, взаимопомощь, коллективизм, альтруизм)
Имя файла: История-этики.pptx
Количество просмотров: 205
Количество скачиваний: 2