Слайд 2
![Задолго до оформления связей с общественностью и рекламы как понятий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-1.jpg)
Задолго до оформления связей с общественностью и рекламы как понятий научного
и профессионального дискурса, самостоятельной науки и вида деятельности вопрос управления массовыми коммуникациями в целях сохранения власти над себе подобными занимал умы исследователей и практиков.
Слайд 3
![История PR и рекламы Интриги, заговоры, перевороты, убийства, интриги и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-2.jpg)
История PR и рекламы
Интриги, заговоры, перевороты, убийства, интриги и неотделимое от
них искусство управления коммуникациями, сопровождающее эти процессы – подобные явления непрерывно встречаются в истории человечества, начиная с родоплеменного строя.
Слайд 4
![История PR и рекламы Предпосылки PR, как и многих других](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-3.jpg)
История PR и рекламы
Предпосылки PR, как и многих других явлений, берут
свое начало с древних цивилизаций.
Многие мыслители прошлого, в особенности Греции и Римской империи, писали о том, что необходимо с вниманием относиться к желаниям публике. Это свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению: «Глас народа — глас божий».
Слайд 5
![История PR и рекламы Технологиями для влияния на общественное мнение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-4.jpg)
История PR и рекламы
Технологиями для влияния на общественное мнение с древних
времен являлись риторика, лозунги, символика и многое другое.
Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.
Слайд 6
![История PR и рекламы . Чтобы жить в обществе, людям](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-5.jpg)
История PR и рекламы
. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было
поддерживать определенный минимум согласия, и это согласие, как правило, достигалось путем межличностной и групповой коммуникации.
Достижение согласия требует не одних лишь актов обмена информацией, но и наличия таких факторов, как умение убеждать, влиять. Фактор убеждения и манипулирования сегодня остается движущей силой паблик рилейшнз.
Слайд 7
![История PR и рекламы Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-6.jpg)
История PR и рекламы
Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние памятники
письменности - все это примеры увековечения и обожествления правителей, сила которых покоилась на религиозных убеждениях.
Древние искусство и литература тоже прославляли героические деяния полководцев и вождей, преподнося их публике как богов или подобных богам.
Слайд 8
![Рассмотрение вопросов управления коммуникациями в Древней Греции В Древней Греции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-7.jpg)
Рассмотрение вопросов управления коммуникациями в Древней Греции
В Древней Греции (Элладе) практика
ставилась выше науки.
Ораторское искусство было обязательным и решающим компонентом публичной деятельности не только политика, но и любого свободного человека.
Слайд 9
![Рассмотрение вопросов управления коммуникациями в Древней Греции В плане изучения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-8.jpg)
Рассмотрение вопросов управления коммуникациями в Древней Греции
В плане изучения практики управления
массовыми коммуникации ДГ оставила две традиции:
= традиция демократическая, предполагающая равенство возможностей реальных субъектов социально-политического процесса.
= традиция «аристократическая» (элитарная), утверждающая превосходство определенных типов людей над другими.
Слайд 10
![Демосфен (ок.384 – 322 гг. до н.э.) Один из величайших](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-9.jpg)
Демосфен (ок.384 – 322 гг.
до н.э.)
Один из величайших ораторов древности
Демосфен считается первым исследователем механизмов психолого-политических воздействий на широкие массы.
Слайд 11
![Демосфен: = Во время своих практик открыл некоторые особенности разных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-10.jpg)
Демосфен:
= Во время своих практик открыл некоторые особенности разных массовых
аудиторий, перед которыми ему приходилось выступать.
= Демосфен различал два типа масс:
1. «податливые эмоциям» - массы некритически воспринимают то, что говорит оратор.
2. массы, «податливые разуму». С ними необходимо выстраивать коммуникацию по другим принципам.
Слайд 12
![Демосфен По Демосфену, «афиняне привыкли думать и судить самостоятельно, потому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-11.jpg)
Демосфен
По Демосфену, «афиняне привыкли думать и судить самостоятельно, потому с ними
обращения к чувствам бесперспективны».
Эта традиция соответствует так называемым «демократическим народам», которые мыслят рационально и принимают решения после логических доводов.
Наблюдения Демосфена легли в основу современных типов коммуникативного воздействия.
Слайд 13
![Софисты (учителя мудрости). Самые известные – Протагор (ок. 485 –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-12.jpg)
Софисты (учителя мудрости).
Самые известные – Протагор (ок. 485 – ок.
410 до н.э.) и Горгий (ок. 483 – ок. 375 до н.э.).
В центре внимания – человек, его сознание и психология, проблемы эффективной коммуникации. Они были первыми, кто стал получать гонорары за обучение ораторскому искусству и политической деятельности.
Слайд 14
![Софисты В V в. до н.э. в большинстве греческих городов-государств](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-13.jpg)
Софисты
В V в. до н.э. в большинстве греческих городов-государств существовал
«демократический» строй, потому влияние человека на государственные дела, как судебные, так и политические, в большой степени зависело от его красноречия, ораторского искусства, умения находить аргументы в пользу своей точки зрения и склонить на свою сторону большинство сограждан.
Слайд 15
![Софисты Главным искусством софистов было искусство слова. Искусство убеждать требовало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-14.jpg)
Софисты
Главным искусством софистов было искусство слова. Искусство убеждать требовало знания механизмов,
управляющих сознанием.
Софистов называют предтечами манипулятивных технологий в коммуникации.
Слайд 16
![Софисты = Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-15.jpg)
Софисты
= Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо
от вопроса об истинности.
= В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств (современные реклама и PR).
Слайд 17
![Софизмы Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-16.jpg)
Софизмы
Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») —
ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
Слайд 18
![Платон (427-347 гг. до н.э.) и его школа Интересно рассмотрение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-17.jpg)
Платон (427-347 гг. до н.э.) и его школа
Интересно рассмотрение способности масс
к сознательной деятельности.
Не все, а лишь отдельные индивиды могут быть «подлинными правителями» или «воинами».
Слайд 19
![Платон Делит людей на 3 разных типа в зависимости от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-18.jpg)
Платон
Делит людей на 3 разных типа в зависимости от того, какая
из частей души является преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или чувственная.
Слайд 20
![Платон Если преобладает разум, то это люди, которые стремятся созерцать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-19.jpg)
Платон
Если преобладает разум, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и
порядок идей, устремлены к высшему благу.
Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их он называет «мудрецами или философами», и отводит им роль правителей в идеальном государстве.
Слайд 21
![Платон При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-20.jpg)
Платон
При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями – храбростью,
мужеством, умением подчинять чувства долгу.
Это качества, необходимые для воинов или стражей, которые заботятся о безопасности государства.
Слайд 22
![Платон Люди чувственного типа должны заниматься физическим трудом: это сословие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-21.jpg)
Платон
Люди чувственного типа должны заниматься физическим трудом: это сословие крестьян и
ремесленников, обеспечивающих материальную основу жизни государства.
Таких людей большинство, управлять – удел избранных.
Слайд 23
![Платон Таким образом, по Платону, большинство населения вообще не способно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-22.jpg)
Платон
Таким образом, по Платону, большинство населения вообще не способно и не
достойно относиться к правящему классу, у которого только у одного есть рационально-логический, интеллектуальный элемент «души» (сознания).
Слайд 24
![Аристотель (384—322 гг. до н.э.) Был одним из первых мыслителей,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-23.jpg)
Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
Был одним из первых мыслителей, кто
анализировал проблему управления массами на примере понимания природы массовых беспорядков.
Слайд 25
![Аристотель Считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-24.jpg)
Аристотель
Считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности
или же симпатии к себе. В трактате «Риторика» - первой научной разработке проблем ораторского искусства - вводит понятие «этоса», под которым подразумевалось отношение публики к оратору как важнейшая предпосылка успеха его речи.
Слайд 26
![Аристотель Неоднократно подчеркивал большую роль, которую играет настроенческий фактор, связанный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-25.jpg)
Аристотель
Неоднократно подчеркивал большую роль, которую играет настроенческий фактор, связанный с
доминированием на социально-политической арене «охлократии», власти толпы, плебса.
В подобных ситуациях рациональные начала отодвигаются на задний план, и вся жизнь общества оказывается «в плену» массовых настроений.
Слайд 27
![Стоики и Эпикур Время разложения и ослабления, потеря самостоятельности греческих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-26.jpg)
Стоики и Эпикур
Время разложения и ослабления, потеря самостоятельности греческих полисов (V
в. н.э.).
Если прежние учения видели главное средство нравственного совершенствования человека в его включенности в общественное целое, теперь главным считается освобождение человека от власти внешнего мира, особенно – политико-социальной сферы.
Слайд 28
![Древний Рим Если древнегреческие мыслители лишь фиксировали феномены массовых настроений,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-27.jpg)
Древний Рим
Если древнегреческие мыслители лишь фиксировали феномены массовых настроений, в Древнем
Риме появились более развернутые исследования (Плутарх «Избранные жизнеописания», Гай Светоний Транквилл «Жизнь 12-ти Цезарей») в области психологии лидеров, феномена лидерства, управления народным мнением в целом.
Слайд 29
![Древний Рим В XX веке этот подход оформился в метод](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-28.jpg)
Древний Рим
В XX веке этот подход оформился в метод психобиографий (Фрейд,
Лассуэл, Фромм).
Также в Древнем Риме предпринимались первые практические опыты в этой сфере.
Римские правители обнаружили 2 важнейших рычага правления людьми:
«Хлеба и зрелищ» (panem et circenses!)
Слайд 30
![Избранные жизнеописания «Цезарь же, едва возвратившись из провинции, стал готовиться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-29.jpg)
Избранные жизнеописания
«Цезарь же, едва возвратившись из провинции, стал готовиться к соисканию
консульской должности. Он видел, что Красс и Помпей не ладят друг с другом, и не хотел просьбами, обращенными к одному, сделать себя врагом другого, а вместе с тем не надеялся на успех без поддержки обоих.
Тогда он занялся их примирением, постоянно внушая им, что
Слайд 31
![Избранные жизнеописания они лишь усиливают Цицеронов, Катуллов и Катонов, влияние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-30.jpg)
Избранные жизнеописания
они лишь усиливают Цицеронов, Катуллов и Катонов, влияние которых обратится
в ничто, если они, Красс и Помпей, соединившись в дружеский союз, будут править совместным и силами и по единому плану. Убедив и примирив их, Цезарь составил и слил из всех троих непреоборимую силу, лишившую власти и сенат, и народ.
Слайд 32
![Избранные жизнеописания «Причем, повел дело так, что те двое не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-31.jpg)
Избранные жизнеописания
«Причем, повел дело так, что те двое не стали сильнее
один через другого, но сам он через них приобрел силу и вскоре при поддержке того и другого блистательно прошел в консулы».
Описывает учет психологии врагов и друзей при достижении целей. Нет конкретики, но обозначена стратегия.
Слайд 33
![Цицерон Марк Туллий (106 -43 гг. до н.э.) Исследовал вопросы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-32.jpg)
Цицерон Марк Туллий (106 -43 гг. до н.э.)
Исследовал вопросы устойчивости государства,
утверждая превосходство римской политической и общественной культуры
Слайд 34
![Цицерон: Для обеспечения устойчивости и совершенства государства необходимо сочетание свободы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-33.jpg)
Цицерон:
Для обеспечения устойчивости и совершенства государства необходимо сочетание свободы народа,
власти оптиматов и империя высших магистратов, в отдельных случаях наделяемых чрезвычайными и даже диктаторскими полномочиями.
Слайд 35
![Цицерон «В мирное время народ у себя дома повелевает и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-34.jpg)
Цицерон
«В мирное время народ у себя дома повелевает и даже магистратам
грозит, отказывает им в повиновении, совершает апелляции (жалобу на действия магистрата, обращенную к другому или высшему магистрату) и провокацию. Но во время войны повинуется им, как повинуются царю». Чувство самосохранения сильнее своеволия. (исследователи XIX-XX вв. - в кризисные времена народ призывает сильных, харизматичных лидеров)
Слайд 36
![Цицерон При возникновении крайней опасности для государства сенат предоставлял чрезвычайные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-35.jpg)
Цицерон
При возникновении крайней опасности для государства сенат предоставлял чрезвычайные полномочия,
которые, в частности, давали право казнить гражданина без соблюдения формальной процедуры суда. Впервые институт таких полномочий был введен в 121 г до н.э. для борьбы с движением Гая Гракха.
Слайд 37
![Цицерон А во время более трудных и кровопролитных войн граждане](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-36.jpg)
Цицерон
А во время более трудных и кровопролитных войн граждане постановляли,
чтобы весь мир был в руках одного (народ легче сплачивается перед лицом угроз).
Все это вновь возвращает к проблеме проблем – как достичь устойчивости государства.
«Государство устроено так, чтобы быть вечным».
.
Слайд 38
![Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) Древнеримский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-37.jpg)
Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.)
Древнеримский государственный и
политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., Диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э.
Слайд 39
![Гай Юлий Цезарь = перед военными битвами добивался народной поддержки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-38.jpg)
Гай Юлий Цезарь
= перед военными битвами добивался народной поддержки в помощью
распространения специально подобранных обращений и проведения театрализованных представлений;
= традиция настенных объявлений (анонсы мероприятий и событий, предвыборные рекламные надписи на стенах домов, нормативные акты и т.п.) – у городских ворот, на стенах, надгробиях;
Слайд 40
![Граффити в Помпеях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-39.jpg)
Слайд 41
![Граффити в Помпеях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-40.jpg)
Слайд 42
![Гай Юлий Цезарь = ежегодные газеты (ALBUM) – выбеленная газета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-41.jpg)
Гай Юлий Цезарь
= ежегодные газеты (ALBUM) – выбеленная газета на стене
дома главного жреца со списком консулов и судей, избранных на год;
= ежедневные отчеты о собраниях сената (ACTA SENATUS) – в целях обнародования работы парламента и принимаемых им решений;
Слайд 43
![Римский форум](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-42.jpg)
Слайд 44
![Гай Юлий Цезарь = односторонность содержания «акта сенатус» привела к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-43.jpg)
Гай Юлий Цезарь
= односторонность содержания «акта сенатус» привела к основанию второй
ведомости, в которой наряду с сообщениями о военных действиях, назначениях на госпосты, политических новостей описывались публичные мероприятия, события дня, мятежи, наводнения, криминальная хроника, свадьбы и разводы, анекдоты – ACTA DIURNA PUBLIKA (ежедневная ведомость).
Слайд 45
![Древняя Индия Разделение индийского общества на варны (касты) произошло за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-44.jpg)
Древняя Индия
Разделение индийского общества на варны (касты) произошло за 1,5 тысячи
лет до н.э. Считается, если следовать правилам своей касты, в следующей жизни можно родиться представителем более высокой и почитаемой касты.
Основа для обеспечения покоя в обществе.
Слайд 46
![Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-45.jpg)
Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели
находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.
Слайд 47
![Древняя Индия Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-46.jpg)
Древняя Индия
Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны по цвету
одежды):
1.брахманы — священнослужители;
2.кшатрии — воины;
3.вайшья — рабочие люди;
4.шудры — разнорабочие и слуги;
5.неприкасаемые
Слайд 48
![Древняя Индия В философии Упанишад человеческая жизнь мыслится по-иному. Человек](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-47.jpg)
Древняя Индия
В философии Упанишад человеческая жизнь мыслится по-иному. Человек —
не «венец творения» бога, он также не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь — бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели — освобождения от бытия.
Слайд 49
![Древняя Индия Смысл древнеиндийской философии и характер мировоззрения индийцев был](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-48.jpg)
Древняя Индия
Смысл древнеиндийской философии и характер мировоззрения индийцев был иной, чем
на Западе.
Она была направлена не на изменение внешних условий существования — природы и общества, а на самосовершенствование.
Слайд 50
![Конфуций В центре его учения — человек, его умственное и нравственное развитие и поведение.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-49.jpg)
Конфуций
В центре его учения — человек, его умственное и нравственное развитие
и поведение.
Слайд 51
![Конфуций Главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека, которое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-50.jpg)
Конфуций
Главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека, которое должно осуществляться
в духе уважения к окружающим людям и обществу. Сам человек рассматривается Конфуцием в качестве функционального элемента общества, в качестве человека-функции, подчиненной обществу.
Слайд 52
![Конфуций Главное качество благородного мужа, воспитываемое ритуалом и музыкой, Конфуций](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-51.jpg)
Конфуций
Главное качество благородного мужа, воспитываемое ритуалом и музыкой, Конфуций называл «человечностью».
Быть человечным для Конфуция как раз и означает быть разным с разными людьми.
Слайд 53
![Конфуций Причиной смуты в обществе считал оскудение религиозных чувств и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-52.jpg)
Конфуций
Причиной смуты в обществе считал оскудение религиозных чувств и несоблюдение ритуала.
Объединяющим
универсальным началом всех людей и их единства с космосом он считал почтительное отношение к Небу, чувство божественного всеединства.
Слайд 54
![Конфуций Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины». «Путь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/85912/slide-53.jpg)
Конфуций
Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины». «Путь золотой середины»
— один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели.
И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания». Здесь у мыслителя фактически речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном управлении.