Содержание
- 2. Происхождение христианского образа В период формирования христианского искусства в Византии словом образ (икона) обозначалось всякое вообще
- 3. «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображение, выгравированное не нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый
- 4. 36 правило Поместного собора в Эльвире ок. 300 года (Испания). «Изволися нам, чтобы живописных изображений не
- 5. Символ Все неясности, нечеткости и отсутствие единства выражения происходили от той трудности, с которой тварный мир
- 6. Предок образа Предок христианского образа – не языческий идол, а отсутствие прямого, конкретного образа до воплощения
- 7. Запрещая образ прямой и конкретный, Писание в то же время передает повеление Божие делать образы символические,
- 8. И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена
- 10. Катакомбы св. Каллиста, Рим
- 11. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим
- 12. Рыбы и хлебы. II в. Катакомбы св. Каллиста, Рим
- 13. Cтелла начала III в.
- 14. Оранта. II-V вв. Катакомбы Присциллы, Рим
- 15. Пророк Иона. III-IV вв. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим
- 16. Три отрока в печи огненной Катакомбы Присциллы, Рим
- 17. Роспись плафона Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим
- 18. Пастырь добрый. III в. Катакомбы св. Каллиста, Рим
- 19. Гермес с ягненком
- 20. Катакомбы на Виа Латина. IV в., Рим
- 21. Катакомбы Коммодиллы. IV в.
- 22. Образ Христа - Альфа и Омега. Катакомбы Коммодиллы. IV в.
- 23. Каменная резьба на саркофагах
- 24. Саркофаг Юния Басса. 359 г.
- 25. Базилика Константина в Трире. Тронный зал. 310 г.
- 26. Интерьер базилики Константина. Трир
- 27. Реконструкция базилики св. Петра. IV в. Здание, на протяжении IV—XVI веков располагавшееся на месте современного собора
- 28. Базилика Санта-Сабина. V в. Рим
- 29. Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore), Рим
- 30. Интерьер базилики Санта Мария Маджоре, Рим
- 31. Поклонение волхвов Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим
- 32. Алтарная часть базилики Санта Мария Маджоре, Рим
- 33. Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим
- 34. Богородица в одеждах римской знати Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим
- 35. Евангелисты Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим
- 36. Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 37. Интерьер мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 38. Плафон мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 39. Звезды и цветы на плафоне мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 40. Монограмма Христа на сводах мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 41. Христос-пастырь Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 42. Св. Лаврентий Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 43. Св. Лаврентий (деталь) Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
- 44. Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна
- 45. Апостолы идут к Престолу Божию Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна
- 46. Церковь св. Давида. V в. Салоники
- 47. Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре. IV в. Милан
- 48. Баптистерий православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
- 49. Интерьер баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
- 50. Купол баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
- 51. Богоявление Мозаика в куполе баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
- 52. Евхаристия Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна
- 53. Проповедь Христа апостолам Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна
- 54. Взятие Христа под стражу, поцелуй Иуды Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна
- 55. Христос перед Пилатом Мозаики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в. Равенна
- 56. Преображение Господне. VI в. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 57. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна
- 58. Интерьер базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
- 59. Христос вручает венец св. Виталию Мозаика алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна
- 60. Император Юстиниан со свитой Мозаика северной стены алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна
- 61. Императрица Феодора со свитой Мозаика южной стены алтарной апсиды. Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна
- 62. Голова императора Константина. 312—315 или ок. 325 г. Часть Колосса Константина. Капитолийские музеи, Рим
- 63. Арка Константина. IV в. Рим
- 64. Крест императора Константина Сочетание греческих букв «хи-ро». Ок. 350 г. н.э. Саркофаг
- 65. Христос – добрый пастырь. 300-350 гг. н.э. Мрамор
- 66. . Христос в образе Орфея. III-IV вв
- 67. Воскрешение Лазаря. IV в. Живопись по стеклу, донышко сосуда
- 68. Traditio Legis – «Передача закона». 359 г. Рельеф на саркофаге Юния Басса. Музей базилики св. Петра,
- 69. Христос-Правитель мира. 337-351 гг. Спаситель стоит на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки. Мозаика
- 70. Юный Христос. V в. Хосиос Давидос, Фессалоники
- 71. Христос в образе агнца. VI в. Мозаики Сан-Витале, Равенна
- 72. Крест-Преображение. VI в. Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна
- 73. Лик Христа в центре Креста. VI в. Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна
- 74. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 75. Преображение. VI в. Мозаика в монастыре св. Екатерины на Синае, Египет
- 76. Древний Константинополь Реконструкция
- 77. Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним. 737-741 гг. Византийская монета, аверс
- 78. Папа Григорий III Папский медальон VIII века, аверс
- 79. Монашеские кельи в скалах Гёреме Каппадокия, Турция
- 80. Синайский Спас. VI в. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 81. Мученики Сергий и Вакх. VI в. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 82. Богоматерь с младенцем. V-VI вв. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 83. Апостол Петр. Синай. VI вв. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 84. Богоматерь со свв. Феодором и Георгием. VI вв. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 85. Мученик и мученица. VI-VII в. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет
- 86. Первые споры о допустимости изображений Интересно, что уже в IV в. начинаются споры о том, нужно
- 87. Катехизическая роль иконы вчерашние язычники хлынули в церковь, и церковь должна была как-то их научить. И
- 88. Евсевий Кесарийский об изображении «Какой образ Христа ты хочешь? Если ты хочешь его в прославленном виде,
- 89. 1-7 Вселенские соборы начиная с 1-го Собора 325 г., созванного императором Константином, и до 7-го Вселенского
- 90. Трульский собор Как понимали каноническую норму? Еще прежде 7 Вс. Собора Трульский собор выносит решение: запретить
- 91. Над чем работали иконописцы Юный образ ведь тоже может соответствовать идее боговоплощения. Но он не соответствовал,
- 92. Кто творец иконы? творцы иконы – это отцы, а художникам надлежит исполнение. Почему? Именно потому, что
- 93. Иконоборчество Начинается с указа императора Льва Исавра 726 года, который повелел снять изображения Христа, которое висело
- 94. 7 Вселенский собор Постановление 7 Вселенского собора: Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся
- 95. Символика икон Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего),
- 96. Время Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное
- 97. Композиция Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от
- 98. Фон Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.
- 99. Свет Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных
- 100. Символика цвета В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому
- 101. Символика святости Сияние в форме круга вокруг головы - нимб. Нимб – отображение сияния нетварного Божественного
- 102. Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение. Рука, поднятая вверх – призыв к
- 103. Символика предметов Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб. Дом –
- 104. Символика предметов Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии. Посох у ангела – символ небесного посланничества.
- 105. Образы из Священного Писания Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь. Книга –
- 106. Символы местонахождения Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание,
- 107. Правая и левая сторона Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы
- 108. Символ приснодевства Богородицы Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и
- 109. Складки на одеждах подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение. Характер расположения складок
- 110. Положение фигур на иконе Святые повернуты к нам прямо или на три четверти. Икона – средство
- 111. Животные Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия. Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк –
- 112. Символика церковных Таинств Сосуд с водой – Таинство Крещения. Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) –
- 113. Символика небесных тел Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во
- 114. Движение Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми
- 115. Одеяния Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом
- 117. Скачать презентацию