Классификация правовых систем по Р. Давиду презентация

Содержание

Слайд 2

Содержание доклада Краткая биография автора Главный научный труд Рене Давида

Содержание доклада
Краткая биография автора
Главный научный труд Рене Давида
Вступление
Определение критериев выделения правовой

семьи
Правовая карта мира
Романо-германская правовая семья.
Семья общего права (common law).
Семья социалистического права.
Иные правовые системы.
Мусульманское, индусское и иудейское право.
Дальний Восток.
Черная Африка и Мадагаскар.
Список литературы
Слайд 3

Краткая биография автора Рене Давид (1906-1990) – один из известнейших

Краткая биография автора
Рене Давид (1906-1990) – один из известнейших французских правоведов,

а также крупный специалист в области сравнительного правоведения и юридической географии. С 1945 он работал профессором Парижского университета, а также читал лекции в Кембридже, Колумбийском университете и многих других по всему миру. Принимал участие в работе кодификационных комиссий по составлению гражданского законодательства Руанды и Эфиопии.
Слайд 4

Самая известная научная работа - «Основные правовые системы современности» (1964

Самая известная научная работа - «Основные правовые системы современности» (1964 г.), была

переведена на 11 языков и получила всемирную известность. После смерти Рене Давида его труд продолжает переиздаваться во многих странах мира c исправлениями Камиллы Жофрэ-Спинози.
Несмотря на, казалось бы, приличную давность публикации, этот классический труд не был задвинут в дальний ящик. Благодаря простому и понятному языку, а также обстоятельному изложению монография продолжает считаться одним из ключевых научных трудов по сравнительному правоведению.

Главный научный труд Рене Давида

Слайд 5

Вступление Во вступлении своей работы Рене Давид рассуждает о различных

Вступление
Во вступлении своей работы Рене Давид рассуждает о различных подходах к

классификации правовых семей, критикуя саму идею поиска единственно-правильной классификации. Также он сам, предлагая свою классификацию, не называет её исключительной, а лишь говорит о «главных правовых семьях».
«Оно (понятие правовой семьи) используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. При таком подходе каждая из классификаций имеет свое достоинство. Все зависит от того, что хотят изучить, и от основных поставленных целей.»
Автор говорит о том, что в современном мире, под влиянием самых различных исторических и иных особенностей, в отдельном государстве может действовать одновременно несколько конкурирующих правовых семей. Также и негосударственные общности вырабатывают собственный правовой материал (каноническое, мусульманское, иудейское, индусское право и т.д.)
Слайд 6

Определение критериев выделения правовой семьи Рассуждая о критериях выделения правовых

Определение критериев выделения правовой семьи
Рассуждая о критериях выделения правовых семей Рене

Давид критикует подход, согласно которому главный критерий (самый поверхностный, по его же мнению) – различие правового материала, выраженного в нормах права.
«Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много.»
Далее Рене Давид представляет свою систему 3 главных правовых систем:
Романо-германская правовая семья
Семья общего права
Семья социалистического права
Помимо них автор упоминает как особенные элементы: системы религиозного права, а также специфичные системы дальневосточного и средне-африканского регионов.
Слайд 7

Правовая карта мира

Правовая карта мира

Слайд 8

Романо-германская правовая семья. Эта семья включает страны, в которых юридическая

Романо-германская правовая семья.
Эта семья включает страны, в которых юридическая наука

сложилась на основе римского права. Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны про западные тенденции.
Слайд 9

Семья общего права (common law). Данная правовая семья включает в

Семья общего права (common law).
Данная правовая семья включает в себя

право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Так же как право романо-германской семьи, общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу тех же причин колонизации или добровольной рецепции.
При этом важно понимать, что несмотря на общую принадлежность к семье общего права таких стран как Великобритания, США, Индия, для правопорядка каждой страны в отдельности будут характерны некоторые «отклонения» от единой нормы характеристик семьи общего права.
Слайд 10

Семья социалистического права. Правовые системы стран, входящие в социалистический лагерь,

Семья социалистического права.
Правовые системы стран, входящие в социалистический лагерь, ранее принадлежали

к романо-германской правовой семье. Они сохранили ряд черт, которые мы отмечали, говоря о романо-германской правовой семье:
Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения
Сохранились система права, и терминология юридической науки
«Руководители соц. стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этой причине единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией.»
Правовая семья социалистических систем родилась в СССР, где после революции 1917 года стало развиваться новое, оригинальное право. Также нужно отдельно рассматривать правовые системы народных республик Азии. Эти правовые системы принадлежат к социалистической правовой семье, но в первой группе отмечается большее сходство с правом романо-германской семьи; что же касается второй группы, то надо проследить как совмещается социализм с ранее существовавшим в этих странах строем.
Слайд 11

Иные правовые системы. Под этой категорией Рене Давид рассматривал просто

Иные правовые системы.
Под этой категорией Рене Давид рассматривал просто «незападные» системы

права.
«Нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей, и может даже показаться, что все другие системы - это не более чем пережитки, призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере прогресса цивилизации.»
Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:
Страны мусульманского, индусского и иудейского права (признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе)
Страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара (отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем)
Слайд 12

Мусульманское, индусское и иудейское право. В мусульманских странах, как и

Мусульманское, индусское и иудейское право.
В мусульманских странах, как и в Европе,

внимание сконцентрировано на идеальной системе - мусульманском праве.
Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы и ордонансы властей - как управленческие меры временного или местного значения.
Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. В Индии существует понятие дхармы (высшее благо, справедливость).
По этим причинам, не вступая в полемику между позитивистами и сторонниками естественного права, мы выделяем мусульманское и индусское право среди основных систем современного права. Иудейское право, при всем интересе, которое оно представляет, оставлено нами в стороне, ибо сфера его влияния куда более ограничена.
Слайд 13

Дальний Восток. Под сомнение поставлена сама ценность права. Странам Дальнего

Дальний Восток.
Под сомнение поставлена сама ценность права.
Странам Дальнего Востока несвойственно видение

права такого же рода, как и в Европе. В глазах китайцев право не просто далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости. Образ жизни человека должен исключать любые правовые притязания или обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.
Закон - средство устрашения, некая номинальная модель.
Коммунистический режим в Китае и вестернизация Японии не изменили существенно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно как и к правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мировому соглашению и разработали оригинальную технику применения права, а точнее, уклонения от его применения.
Слайд 14

Черная Африка и Мадагаскар. Все, что сказано о Дальнем Востоке,

Черная Африка и Мадагаскар.
Все, что сказано о Дальнем Востоке, может быть

распространено на Черную Африку и Мадагаскар.
В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное - это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Право западного образца, действующее здесь, - по большей части лишь орнамент.
Большинство населения продолжает жить в соответствии с традициями, не обращая внимания на искусственные своды правовых норм.
Имя файла: Классификация-правовых-систем-по-Р.-Давиду.pptx
Количество просмотров: 92
Количество скачиваний: 0