- Главная
- Без категории
- Кривое зеркало, что в своем отражении видит сатана. Апокрифы
Содержание
- 2. План: 1. Что такое апокрифы? 1) Происхождение и определение термина «апокрифы». 2. Кривое зеркало апокрифа 1)
- 6. Так как выглядел главный противник Бога? За что он был изгнан с небес и какого его
- 7. Апокрифы (от греч. «тайный, сокровенный») - произведения религиозной литературы, посвящённые событиям и лицам Священной и церковной
- 8. Гийом Гифс. Статуя Люцифера-гений зла «Когда тебя создали, меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов.
- 9. Пункт первый - происхождение Дьявола В самом тексте Библии содержится всего около двух упоминаний об этом
- 10. Северые версии рассказа о вражде Бога и Сатаны: «Житие Андрея Юродвого»: «Ведь Самаил – это Сатана,
- 11. Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого поставил царём над всеми животными
- 12. Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого поставил царём над всеми животными
- 13. Тексты южной версии сюжета о свержении Сатаны и его ангелов с небес рассказывают о небесной войне:
- 14. Одна история сильно рознится с другой, складывается ощущение, что говорится в этих апокрифах о двух разных
- 15. Пункт второй - Имя ??? Сатана Люцифер Вельзевул "Сатана" - еврейский термин, в переводе "противник". В
- 16. Ярославская икона «Сошествие во ад» Сатана Вельзевул
- 18. Пункт 3 - облик «Искушение Христа на горе» Дуччо ди Буонинсенья фреска Страшного суда в церкви
- 19. Змей или нет? В апокрифичном дополнении к «Апокаллипсису Моисея» Дьявол не перевополощался в змея, а пришел
- 20. Итоги: О Дьяволе в Библии сказано очень немного, обозначается лишь факт его свержения и дальнейших действиях
- 22. Скачать презентацию
План: 1. Что такое апокрифы? 1) Происхождение и определение термина «апокрифы».
План: 1. Что такое апокрифы? 1) Происхождение и определение термина «апокрифы».
Так как выглядел главный противник Бога? За что он был изгнан
Так как выглядел главный противник Бога? За что он был изгнан
Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы обратимся к такому явлению как апокрифы, которые дополняли пропущенные в каноне моменты.
Апокрифы (от греч. «тайный, сокровенный») - произведения религиозной литературы, посвящённые событиям
Апокрифы (от греч. «тайный, сокровенный») - произведения религиозной литературы, посвящённые событиям
Невелики по объёму
Рассказывались в узких кругах для поддержания христианской веры до того, как та получила мировое распространение
дополняли и развивали повествование священного писания.
сначала одобрялись Церковью
Потом были запрещены
Гийом Гифс. Статуя Люцифера-гений зла
«Когда тебя создали, меня отвергли от
Гийом Гифс. Статуя Люцифера-гений зла
«Когда тебя создали, меня отвергли от
И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал». И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога».
И я ответил: «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему: «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я — старше его в Создании, прежде чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».
Апокриф «Житие Адама и Евы»
Пункт первый - происхождение Дьявола
В самом тексте Библии содержится всего около
Пункт первый - происхождение Дьявола
В самом тексте Библии содержится всего около
Так в Ветхом завете пророк Исайя говорит:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! <…> А говорил в сердце своем:«Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горев сонме богов на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобенВсевышнему» А в книгах Нового завета, в Откровении Иоанна Богослова продолжается:
«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона,и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось ужедля них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен наземлю, и ангелы его низвержены с ним».
Так на основе этих двух фрагментов создаётся две наиболее популярные версии о падении Сатаны. Их можно условно разделить на северную и южную, обратившись к апокрифической книжности, прежде всего – книгам Палеи.
Северые версии рассказа о вражде Бога и Сатаны:
«Житие Андрея Юродвого»: «Ведь
Северые версии рассказа о вражде Бога и Сатаны:
«Житие Андрея Юродвого»: «Ведь
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого
Новгородские апокрифы
знаки божественного достоинства
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого
Новгородские апокрифы
Тексты южной версии сюжета о свержении Сатаны и его ангелов с
Тексты южной версии сюжета о свержении Сатаны и его ангелов с
Еще одна популярная версия увязывала падение Люцифера с завистью человеку – следовательно, отвержение сатаны от ангелов произошло уже после шестого дня творения. Самый распространенный здесь мотив – дьявол отказался поклониться Адаму2.
1. «О сотврении Богом Адама» 2. «Житие Адама и Евы» латинская версия»
Одна история сильно рознится с другой, складывается ощущение, что говорится в
Одна история сильно рознится с другой, складывается ощущение, что говорится в
Существовала ДО людей и соперничала с Богом
Отказалась склонять голову перед человеком, чем пошла против воли Бога
Пункт второй - Имя
???
Сатана
Люцифер
Вельзевул
"Сатана" - еврейский термин, в переводе "противник". В
Пункт второй - Имя
???
Сатана
Люцифер
Вельзевул
"Сатана" - еврейский термин, в переводе "противник". В
В качестве имени определённого ангела впервые появляется в книге пророка Захарии, где Сатана (Сатанаил) выступает обвинителем на небесном суде. Вообще же, «Сатана», «Дьявол» – это по своей сути не имена, а описания.
Люцифер (лат. (lucis) свет + ferre нести). В римской мифологии олицетворял утреннюю звезду Венеру, но стал восприниматься как Сатана – небесное и земное воплощение зла (IV–V веков н.э).
Он не противник, а соперник, наделённый чисто человеческим сознанием, претендующий на престол Всевышнего.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
Сатана + Гадес (Аид).
В апокрифическом «Евангелии Никодима» это имена одного персонажа – дьявола, но на некоторых иконах «Сошествия во ад» произошло своеобразное удвоение, и появились две почти идентичные демонические фигуры. В подписях они могли именоваться «Сатаной» и «Вельзевулом». Далее, благодаря апокрифам, с одной стороны Дьявол получил ещё одно наименование, с другой - приспешника.
Ярославская икона
«Сошествие во ад»
Сатана
Вельзевул
Ярославская икона
«Сошествие во ад»
Сатана
Вельзевул
Пункт 3 - облик
«Искушение Христа на горе»
Дуччо ди Буонинсенья
фреска Страшного суда
Пункт 3 - облик
«Искушение Христа на горе»
Дуччо ди Буонинсенья
фреска Страшного суда
«Аз же видех его черна и хвост у него бяше, уста же ему дебела страшна зело»
Прятал Дьявол свой образ, постоянно сменяя обличие: «...пришел к Еве, как ангел светел, слезы роняя по земле, и сказал...»1 , а к Никите-бесогону явился в виде старца.
1. «Об Адаме и Еве»
Змей или нет?
В апокрифичном дополнении к «Апокаллипсису Моисея» Дьявол не
Змей или нет?
В апокрифичном дополнении к «Апокаллипсису Моисея» Дьявол не
Уже ближе к 17 веку получает распространение изображение Дьявола как обладателя человеческих черт, как падшего, но красивого ангела
Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре
Итоги:
О Дьяволе в Библии сказано очень немного, обозначается лишь факт его
Итоги:
О Дьяволе в Библии сказано очень немного, обозначается лишь факт его
В результате нашей исследовательской работы мы: 1. Узнали несколько основных легенд о свержении/падении Сатаны и сопоставили их с апокрифичными
2. Разграничили наложенные друг на друга понятия Сатана, Люцифер и Вельзевул: изначально зло, которое противопоставлялось божественному добру не имело чёткого образа, часто просто персонифицируясь по воле рассказчика в роли Сатаны - «противника». Со временем в этот образ оказался слит с образом Люцифера, ангела, несущего свет, отказавшегося признавать величие человека и пожелавшего возвысится над Богом.
3. Проследили тенденцию изображения Дьявола: антропоморфный - настоящий облик увидеть нельзя, постоянно сменяет личины, предстает в образе старца - романтизированный образ падшего ангела