Содержание
- 2. План лекции I. Социальные и мировоззренческие основы культуры. II. Античная литература. III. Зрелищная культура. IV. Архитектура.
- 3. I. СОЦИАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ Основной общественной формой античности был город-государство (гр. «полис», лат. «цивитас»).
- 5. Основные параметры полисной культуры: ощущение неразрывной связи человека и полиса; рационализм мышления; чувство собственного достоинства; уверенность
- 6. Идеал – калокагатия (красота безупречного тела, высокий интеллект и нравственное совершенство). Он достигается физическими упражнениями, образованием
- 7. Мифология и религия античности Античная мифология сформировалась на основе родственных отношений родовой общины. Олимпийский пантеон богов,
- 8. Олимпийские боги
- 12. II. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Античная литература выросла из фольклора. Первые авторские произведения – поэмы Гомера «Илиада» и
- 13. Софокл Эсхил Еврипид Основные жанры классической литературы - - трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и - комедия
- 14. Первые римские писатели - греки (Ливий Андроник Луций), а первые произведения на латыни – переводы с
- 15. Цицерон - философские и юридические сочинения, труды по теории ораторского искусства, письма). Годы правления Августа -
- 16. III. ЗРЕЛИЩНАЯ КУЛЬТУРА Первоначально связана с религиозными ритуалами, а с VI - V в. до н.э.
- 17. Самый знаменитый праздник Древней Греции - Олимпийские игры, посвященные Зевсу; в Риме – Римские игры, посвященные
- 18. С 264 г. до н.э. в Риме проводятся гладиаторские бои (заимствованы у этрусков как погребальные игры).
- 19. Надгробный рельеф, 1 век до н.э. В Императорском Риме - многодневные зрелища (ристания колесниц, травля зверей,
- 20. ТЕАТР Возник как часть религиозных праздненств, затем превратился в самостоятельный вид искусства. В Греции: действие происходило
- 21. Действие разыгрывалось как диалог между актером и хором. Актерами были только мужчины, выступавшие в масках. Театр
- 22. Маски греческого театра Маска «гетеры» из новоаттической комедии Трагическая маска Комические маски старика и лицемера
- 23. В Риме 50 праздничных дней в году отводилось театральным представлениям. Каменное здание театра было построено лишь
- 24. В храмовом строительстве сложилась ордерная система архитектуры. Она предполагает: строгую соразмерность частей здания; четкое разделение несущих
- 25. Ионический Капитель колонны коринфского ордера Дорический Греческие архитектурные ордера:
- 26. Создаются сложные архитектурные ансамбли (афинский акрополь с Парфеноном). Афинский акрополь. Реконструкция Афинский акрополь Афинский акрополь. План-реконструкция
- 27. Реконструкция Акрополя (по Г. Стевенсу, 1946): Храм Ники Аптерос. Пинакотека. Пропилеи. Стена пеласгов. Статуя Афины Промахос.
- 28. Парфенон Парфенон. Иктин и Калликрат 447-438 гг. до н.э.
- 29. Пропилеи. Мнесикл (437-432 гг. до н.э.) Храм Ники Аптерос. Калликрат (зак. в 421 г. до н.э.)
- 30. Афинский акрополь с Парфеноном Эрехтейон. Портик кариатид
- 31. Эллинизм – основание множества новых городов, стремление к грандиозности построек; роскошь внутренней и внешней отделки. Александрийский
- 32. РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА Римская архитектура развивалась под греческим и этрусским влиянием.
- 33. Основа римской архитектуры – сооружения для практических нужд. В IV-III вв. до н.э. Рим строится без
- 34. Во II-I вв. до н.э. – плановая застройка, материалы – обожженный кирпич, бетон, мрамор. В период
- 35. Новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы, триумфальные арки и др. Арка императора Константина в Риме
- 36. Особенности римской архитектуры: монументальность и масштабность сооружений; пышность отделки зданий. Римский формум. Реконструкция Золотой дом Нерона.
- 37. Римские архитектурные ордера: тосканский и композитный
- 38. В 80 г. н.э. в Риме построен амфитеатр Флавиев (Колизей) на 50 тыс. зрителей. Колизей. Современный
- 39. Пантеон Диаметр купола храма «всем богам» - Пантеона – 43,2 м.
- 40. V. СКУЛЬПТУРА Назначение скульптуры: религиозное; идеологическое; декоративное; мемориальное. Терракотовая статуэтка "Афродита с Эротом" Конец IV в.
- 41. Архаическая скульптура курос кора «архаическая» улыбка статичность и обобщенность образов (курос - «юноша» и кора –
- 42. В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и скованность архаических фигур, научились передавать в твердом материале
- 43. Леохар. Аполлон Бельведерский. IV в. до н.э. Фидий. Афина
- 44. Скульптура эллинизма отражает новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности.
- 45. Республиканский Рим: массовое портретирование; ввоз греческой скульптуры; копирование. Римлянин с масками предков Портрет римлянина. III в.
- 46. Императорский Рим: реализм портретной скульптуры (изображения императоров, императриц, военачальников, поэтов, философов и др.).
- 47. IV. ЖИВОПИСЬ Фресковая настенная живопись Крита «Парижанка» «Синяя птица» «Мартышка» «Правитель» «Дельфины» «Грифон»
- 48. Ювелирные изделия и керамика Крита Кулон Серьга в форме головы быка Минойские пчелы Минойские керамические сосуда
- 49. Вазопись канфар – чаша для вина. ойнохоя – кувшин для воды или вина. кратер – сосуд
- 50. Принято выделять четыре стиля вазописи: Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до н.э., распространенным украшением его
- 51. Фаюмские портреты В эпоху эллинизма возникает особый тип портрета, выполненного восковыми красками. Они найдены в оазисе
- 53. Скачать презентацию