Культурно-религиозное наследие народов России презентация

Содержание

Слайд 2

Что такое религия? Материалистический взгляд Религия — это форма общественного

Что такое религия?

Материалистический взгляд
Религия — это форма общественного сознания, основанная на

вере в сверхъестественные силы; способ практически духовного-духовного освоения мира и область духовного производства.
«… всякая религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Ф.Энгельс
Слайд 3

Взгляд религиозных философов «…онтологически религия есть жизнь нас в Боге

Взгляд религиозных философов
«…онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога

в нас, феноменологически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе Спасение … Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса»
П.А.Флоренский
Религия – это есть попытка человека создать священный (отличный от повседневной жизни) Космос. Это … поиск смысла.
П.Бергер
Слайд 4

Социологические и психологические подходы «Религия – способ придания смысла социальному

Социологические и психологические подходы

«Религия – способ придания смысла социальному действию …

Она вносит «рациональность» в объяснение мира и в повседневную этику».
М.Вебер
«Религия – средство, позволяющее превращать страдания человеческой души в самое глубокое и самое прочное счастье»
У.Джеймс
«Бог психологически не что иное, как идеализированный отец. … Усвоение универсального невроза религии позволяет человеку предотвратить персональный невроз
З.Фрейд
Слайд 5

Авторитарная и гуманистическая религия (Э.Фромм) Идея авторитарной религии – человек

Авторитарная и гуманистическая религия (Э.Фромм)

Идея авторитарной религии – человек должен повиноваться

внешней силе, господствующей над ним. Главная ее добродетель – послушание, а главный грех – неповиновение.
Гуманистическая религия ориентирует человека на самостоятельность и веру в собственные силы, она утверждает ценность человека и его право на счастье.
Слайд 6

Соотношение религиозного и светского сознания Религиозное сознание доминирует над светским.

Соотношение религиозного и светского сознания

Религиозное сознание доминирует над светским. Религиозные общности

совпадают с этническими. Светская и религиозная власть соединяются.
Светское сознание существует наряду с религиозным. Религиозные отношения отделяются от других социальных отношений.
Религиозное сознание занимает второстепенное место. Доминируют другие идеи. Религиозная деятельность – частное дело. Религиозные общности отличны от национальных. Духовная и светская власть принадлежат разным институтам.
Слайд 7

Элементы религии Религиозное сознание, основой которого является вера Религиозная деятельность Религиозные отношения Религиозные институты и организации

Элементы религии

Религиозное сознание, основой которого является вера
Религиозная деятельность
Религиозные отношения
Религиозные институты и

организации
Слайд 8

Религиозная вера Вера: в объективное существование абстрактных сущностей (Бог, ангелы,

Религиозная вера

Вера:
в объективное существование абстрактных сущностей (Бог, ангелы, духи и пр.);
в

возможность общения с кажущимися объективными существами, получения от них помощи;
в мифологические события и ожидания их наступления или их повторяемость;
в истинность определенных догматов (взглядов, текстов);
в религиозные авторитеты (святые, пророки, церковные иерархи, старцы, служители культа).
Слайд 9

Черты религиозного сознания Наглядная образность (созданные в воображении образы) и

Черты религиозного сознания

Наглядная образность (созданные в воображении образы) и сильная эмоциональность.
Соединение

адекватного действительности содержания бытия и иллюзий.
Символичность.
Диалогичность.
Наличие религиозной лексики (атрибуты религии и абстрактные сущности).
Уровни: обыденное сознание (традиции, стереотипы, настроения), концептуальное сознание (учение о Боге, мире, обществе, природе; религиозная интерпретация жизни: политики, права, экономики, искусства и пр.; религиозная философия)
Слайд 10

Религиозная деятельность Внекультовая деятельность: разработка идей, сочинение богословских произведений, производство

Религиозная деятельность

Внекультовая деятельность: разработка идей, сочинение богословских произведений, производство средств культа,

миссионерство, благотворительность (социальное служение), преподавание, управление религиозными организациями, религиозная пропаганда
Культовая деятельность (лат – «почитание») – проведение религиозных обрядов.
Внекультовые и культовые (пастырь – паства) религиозные отношения
Слайд 11

Религиозные организации Религиозные общности: Церковь – широкое объединение, принадлежность к

Религиозные организации

Религиозные общности:
Церковь – широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как

правило, традицией
Секта - оппозиционное движение к церкви, имеет тенденцию к изоляционизму.
Религиозные экономические организации («Банк Ватикана», фонды, предприятия, магазины) , политические партии (христианские, исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные, научные , пропагандистские (TV-канал «Спас») и пр. организации
Слайд 12

Функции религии Мировоззренческая Компенсаторная (восполнение бессилия, ограниченности, зависимости) Коммуникативная (верующие

Функции религии

Мировоззренческая
Компенсаторная (восполнение бессилия, ограниченности, зависимости)
Коммуникативная (верующие с Богом, верующие друг

с другом)
Регулятивная
Интегрирующая (дезинтегрирующая)
Культуротранслирующая
Легитимирующая
Слайд 13

Первобытные верования Фетишизм – обожествление вещи, поразившей воображение человека. Тотемизм

Первобытные верования

Фетишизм – обожествление вещи, поразившей воображение человека.
Тотемизм – вера в

существование связи между группой людей (рода, племени) и видом животных или растений. Система табу (запретов) - тотем нельзя есть.
Магия – совокупность обрядов, основанных на вере в их влияние на человека (колдуны, шаманы). Контактная, инициальная (объект недоступен), парциальная (через предмет, которым владел объект); вредоносная («черная») и полезная («белая») магия.
Анимизм – вера в духов и душ. Духи сил природы, животных, видов деятельности, духи местности и пр.
Анимизм – база политеизма, который превратил наиболее почитаемых духов в божества.
Слайд 14

Монотеизм вера в единственного Бога Возникает в период разложения рабовладельческого

Монотеизм вера в единственного Бога

Возникает в период разложения рабовладельческого строя, усиления роли

государства в жизни общества. Одна (единая) власть – единый Бог.
Монотеистические мировые религии – иудаизм, христианство, ислам
Слайд 15

Иудаизм, христианство, ислам – авраамические религии Авраами́ческие рели́гии — монотеистические

Иудаизм, христианство, ислам – авраамические религии

Авраами́ческие рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней

традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Пятикнижию Моисеву, он заключил завет с Богом, который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание (Ветхий Завет), включающее в себя Пятикнижие Моисеево.
Это религии откровения - «самораскрытие Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А.Мень).
Союз с Богом – это свободный выбор. Диалог человека с Богом.
Отсутствие человеческих жертвоприношений и отрицание самоубийств.
Слайд 16

Различие между авраамическими религиями Различия выражаются и в восприятии личности

Различие между авраамическими религиями

Различия выражаются и в восприятии личности Христа и Евангелия.

Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.
Иудаизм не признаёт Иисуса (Иешуа) как Мессию (Мошиаха), не признаёт его божественность, хотя некоторые направления иудаизма могут признавать его пророком, а многие деятели иудаизма — героем. Соответственно, Евангелие также не почитается как символическая книга.
В христианстве Иисус почитается Воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем грехов, Спасителем человечества, первым и вовеки веков единственным Богочеловеком по природе (но православные считают, что уже в этой жизни праведник может стать преподобным — богочеловеком по благодати). Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Православные считают, что Церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу. Евангелие (житие Христа) почитается как слово Божие.
Слайд 17

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски - Иса),

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски - Иса), почитая его одним

из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания (Нового Завета), включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски - Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Единому Богу сотоварищей» (Иисус не может быть Богом или равным ему).
По представлениям мусульман, Исе была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски - Инджиль), смысл которой был утрачен до начала пророчества Мухаммеда. Пророк Иса не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть. Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от антихриста.
Иисус будет Судией на Страшном Суде, и поэтому все праведные мусульмане на Страшном суде станут христианами (по мнению христиан, Григорий Палама) , или наоборот, христиане и иудеи превратятся в мусульман (по мнению большинства исламских теологов. «Иса не будет собирать джизью (налог), станет убивать свиней и ломать кресты»).
Слайд 18

Традиционные религии народов России и стран бывшего СССР

Традиционные религии народов России и стран бывшего СССР

Имя файла: Культурно-религиозное-наследие-народов-России.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0